Работа с текстом по чтению 3 класс
тренажёр по чтению (3 класс) на тему

Масанова Ольга Юрьевна

работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_lit_chteniyu.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 вариант

                                                                                         В.В.Яхонтов

Птица-змея

    - Это гадюка! Брось! Слышишь! – завопили ребята и врассыпную бросились в стороны. Самый отважный из них, тот, который вытащил из дупла живое существо, похожее на птицу, и на шипящую с длинным жалом змею одновременно, тоже не выдержал и выпустил его из рук. С хриплым торжествующим криком странная птица-змея порхнула и быстро исчезла  среди деревьев. После этого ребята долго обсуждали диковинную находку и ухватки этой невиданной птицы.

    Много пернатых живёт в наших краях, но вертишейка, так напугавшая ребят, заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробно.

     Вертишейка, или вертиголовка, улетает на зиму к югу. Она хотя и принадлежит к отряду дятлов, но совсем не мастерица долбить деревья и вертикально лазать по стволам. Вертишейка вьёт гнёзда, как и все дятлы, в дуплах, но своего долбить не умеет и пользуется готовым. Окраска перьев у вертишейки покровительственная, буро-серых тонов, глаза карие, и вся она не такая цветная, как большинство её сородичей. На дереве она сидит обычно вдоль горизонтальных сучьев и прижавшись к ветке. Поэтому заметить её на фоне коры чрезвычайно трудно. Прилетают вертишейки в мае и сейчас же выдают себя громким, с гнусавым оттенком, криком «ти-ти-ти-ти-ти…». Держатся они обычно в разреженных лесах с отдельно стоящими крупными деревьями. Замечательное свойство этой птицы – отпугивать от себя врагов. Вертишейка умеет артистически подражать повадкам змеи. Попав в руки человека или в лапы животного, а также почуяв опасность, вертишейка вытягивает шею, изгибая её змееобразно, угрожающе вертит головой, вращает глазами, открывает рот и высовывает язык. При этом она ещё шипит, как змея, и распускает хвост. Весь её вид, каждое движение тела напоминают ядовитую змею и устрашают врага. Несведущий человек  и многие звери, столкнувшись с такой пугающей, змеиного вида, птицей, стараются её не трогать и уйти от греха подальше. Орнитологам пока не ясно, откуда у вертишейки выработался такой инстинкт и как она прошла школу змее-подражания.

Словарь

Орнитологи – учёные, изучающие жизнь птиц.

Инстинкт – внутреннее чутьё.

Ухватки – повадки, особенности  поведения.

Отметь ответы, выполни задания.

1. Как называется живое существо, о котором говорится в произведении? Запиши ответ.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. К какому отряду птиц относится вертишейка? Найди ответ в тексте и запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Где вьёт гнездо вертишейка? Отметь ответ.

    □ на дереве

    □ в траве

    □ в кустарнике

    □ в дупле

4. В каких лесах обычно живут вертишейки? Найди  в тексте ответ и запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как ты понимаешь выражение окраска покровительственная?

    □ подходит под цвет стволов деревьев

    □ очень красивая

    □ пёстрая

    □ цветистая

6. Как лазает по деревьям вертишейка?

    □ вертикально по стволам деревьев

    □ вокруг стволов

    □ не лазает совсем

    □ сидит на горизонтальных сучьях

7. Как вертишейка отпугивает врагов? Найди в тексте и запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Определи жанр этого произведения.

    □ сказка

    □ художественный рассказ

    □ научно-познавательный рассказ

    □ басня

9. Объясни заголовок этого произведения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Когда вертишейки возвращаются с юга.

     □ в марте

     □ в мае

     □ в апреле

     □ в июне

11. Как ведут себя вертишейки, когда возвращаются весной в родные леса?

      □ гуляют по лесу

      □ сидят на деревьях

      □ долбят дерево

      □ громко и гнусаво кричат

12. Какой из предлагаемых заголовков мог бы подойти к этому произведению?

    □ «Странный дятел»

    □ «Сородич дятлов»

    □ «Вертишейка»

    □ «Вертиголовка»

13. Вертишейка 2совсем не мастерица долбить деревья», говорится в рассказе. Объясни, что это означает.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Хотелось бы тебе увидеть птицу-змею? При ответе на вопрос используй текст произведения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

2 вариант

                                                                                         Е.А. Благинина

Крикса и Тишеня

    Жили-были две сестрицы. Одну звали Крикса, а другую – Тишеня.

    У Тишени глаза ясные, и в них разум светится. И у Криксы ясные глазки, да пустоваты – не светится в них разум.

    Тишеня сначала подумает, а потом слово скажет. Оттого речь её всем приятна.

     А Крикса – бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему – не поймёшь.

    Тишеня, прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели? А поевши, крошки птицам кинет, кошке супцу плеснёт, собаке косточку даст.

    А Крикса – хап-хап – схватит что повкуснее и была такова: чашки не помоет, спасибо не промолвит.

     Тишеня дверь затворяет – проверяет, не идёт ли кто сзади, - не ушибить бы! Да и громыхать попусту не хочет – и так шуму на земле много.

    А Крикса – грох-грох! Прохожие – ох-ох! Но ей и горя мало: «Подумаешь, нежности какие!»

     В электричке ли едут – к деду с бабкой на праздники, Тишеня сидит у оконца. За оконцем – солнце! Берёзки разбегаются, пляшут, косицами машут. Тропинка вьётся-петляет. Вот бы побежать за ней – далеко-далеко! Вдруг царевну-лягушку встретишь у болотца… Или Дюймовочку!

     А Крикса – трень-брень – стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт. Только мать с отцом рады: Хороша дочка! Забавница!»

     Тишеня по улице идёт – приглядывается: не обижает ли большой малого, не заблудилось ли дитя, не страшится ли слепец перейти дорогу?

     А Крикса – тук-тук каблучками, нос задерёт, ать-два – вперёд! Горда, спесива: мол, я ль не красива?!

 Вот выросли сестрицы, обучились, пошли работать. Тишеня работает не скоро, зато споро. А Крикса – тяп-ляп – готово! Глядишь, она уж в награжденьях ходит. Получили сестрицы первую получку.

      Тишеня домой пришла, отцу-матери поклонилась и говорит:

       - Спасибо вам, родные, что вы меня в люди вывели. Теперь пришёл мой черёд  о вас заботится…  И выложила все денежки – до копеечки.

      А Крикса получку получила, в кулак зажала, в лавку побежала. В лавке – давка, гам, толчея.

      - Я! Я! Очередь моя!

Накупила духов-помады, платков-косынок, носков-ботинок. Прибегает домой:

      - Фу-у-у, устала!!!

Разложила покупки, мажет губки, примеряет юбки:

      - Ну, что – какова?!

Отец с матерью друг на дружку глядят, диву даются: как это на одной яблоньке такие разные яблочки уродились! Чудеса!

Спесива – высокомерна, т.е. необоснованно считает себя лучше и важнее других.

Отметь ответы, выполни задания.

1. Определи жанр  и тему этого произведения.

    □ сказка о животных

    □ рассказ о природе

    □ сказка о людях

    □рассказ о детях

2. О чём или о ком рассказывается в этом произведении?

    □ о девочках и их родителях

    □ о хороших и плохих людях

    □ о том, как Крикса пела песни

    □ О том, как Тишеня разговаривала

3. Как Крикса относилась к миру вокруг неё? Подтвердите ответы словами из произведения.

   К людям

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    К природе

____________________________________________________________________________________________________________________________________

     К родителям

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как Тишеня относилась к миру вокруг неё?

       К людям

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    К природе

____________________________________________________________________________________________________________________________________

     К родителям

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. «Работает не скоро, зато споро». Как ты понимаешь это выражение? Отметь ответ.

□ работает медленно и плохо

□ работает не спеша, но хорошо

    □ работает быстро и плохо

    □ работает быстро и успешно

6. «Тяп-ляп и готово!» Объясни это выражение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.  О чём важном сказал автор? Отметь ответ.

    □ о том, что Крикса весёлая

    □ о том, что девочки выросли и стали работать

    □ о том, что люди бывают плохие и хорошие

    □ о том, что Тишеня заботилась о родителях

8. Кто из героев произведения тебе  понравился? Почему? Запиши своё объяснение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Чему удивляются отец с матерью? Выбери ответ.

    □ тому, что девочки выросли

    □ тому, что Тишеня заботится о них

    □ тому, что Крикса весёлая

    □ тому, что в одной семье выросли такие разные дочери

10. Какой заголовок подойдёт к этому произведению?

    □ «Две сестры»

    □ «Дочери»

    □ «В семье»

    □ «Разные яблочки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы смыслового чтения и работа с текстом 1-4 классы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основы смыслового чтения и работа с текстом для 1 – 4  классов...

Рабочая программа по учебному предмету Чтение. Работа с текстом для 4б класса

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Чтение. Работа с текстом» 4б класса составлена на основе следующих документов и материалов: • примерной программы по учебному предмету «Чтение ...

Мастер – класс « Работа с текстом в начальных классах»

Цель мастер-класса: познакомить  с приёмами работы   с текстом на уроках в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий...

Рабочая программа курса "Чтение работа с текстом" 1-4 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности....

Работа с текстом (литературное чтение) 4 класс 1 четверть

Проверка умения работать с текстом....

Рабочая программа "Чтение. Работа с текстом".1-4 классы

Рабочая программа содержит аннотацию, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание на уровне начального общего образования, тематическое планирование с 1 по 4 классы. Разраб...

Приёмы работы с текстом после чтения

Уроки литературного чтения играют ключевую ...