Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Верещагина Наталья Валерьевна

Открытый урок по литературному чтению

 

Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Вид  урока: изучение нового  материала.

Тип  урока:  комбинированный

Межпредметные связи: русский язык, история, музыка

Национальный региональный компонент: поэты Урала, природа моей Родины.

Цели урока:

  • Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине;
  • Познакомить  с творчеством  русского  поэта С.Д. Дрожжина;
  • Раскрыть  смысл стихотворения « Родине»;
  • Учить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
  • Учить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение.
  • Развивать навык  выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом;
  • Воспитывать патриотические  чувства, любовь и уважение к Родине. Прививать любовь к родному краю.

Оборудование: выставка книг о Родине, карточки со словами «Русь, отчизна, отечество, Родина», портрет  поэта, аудио- кассета с песней « Русь! Россия», хрестоматия по литературе  родного  края 1-4 классы, презентация.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент. Актуализация знаний.

Слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие, есть вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое слово. А что это за слово, вы мне скажите, отгадав кроссворд. (Слайд 1)

У некоторых из вас на парте приклеен листочек. Отклейте его, и какой номер вопроса я назову тот, и читает всем вопрос. Ответ на вопрос разрешаю называть хором.

Итак, начали вопрос № 1…

Дети по очереди читают вопросы с карточек.

  1. Течет, течет не вытечет
    бежит, бежит не выбежит. (Река.)
  2. Про какое дерево говорят:
    “Мерзнет, дрожит на ветру”. (Осина.)
  3. Живет в лесу работник
    лесной носатый плотник. (дятел.)
  4. Вежливое слово. (Спасибо.)
  5. Место, где лежат карандаши,
    ручки. (Пенал.)
  6. Белые сапожки,
    зеленые сережки. (Береза.)

После того как дети отгадают вопрос под № 6, учитель предлагает прочитать им слово «РОДИНА», которое получилось в выделенных клеточках.

                   У  каждого  человека  живущего  на  планете есть  своя Родина. Для нас  с вами – это Россия. Но и у каждого из нас  есть малая Родина.

Что вы  можете  назвать своей малой родиной? (Ответы, возможно: край, область, посёлок, улица, дом, друзья и т.д.)

  1. Речевая разминка

У вас на столах лежат карточки со стихотворением. Возьми их и давайте поработаем над ним

« Если  скажут  слово  родина,

Сразу в памяти  встает

Старый  дом, в саду  смородина,

Толстый  тополь  у ворот.

У  реки  берёзка - скромница

И ромашковый  бугор….

Родина  бывает  разная,

Но, у всех  она  одна!»

( З. Александрова.)

  1. Прочитайте «птичьим базаром».
  2. Прочитайте, разделяя слова  на  слоги.
  3. Прочитайте с  интонацией удивления.
  4. Прочитайте  с интонацией  восхищения.
  5. Прочитайте выразительно.

Ребята о чем говорится в этом стихотворении? (о Родине)

  1. Подготовка к изучению темы урока

А кто-нибудь знает, откуда произошло слово Родина?

Вы послушай те, а я вам расскажу. Все внимание на экран.

Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода.

Ну, а теперь вы можете ответить мне на вопрос: откуда произошло слово Родина? (дети повторяю полученную информацию)

Подберите  слова близкие по значению к слову Родина. (На доске появляются карточки со словами  Русь, Родина, Отечество, Отчизна.)

  1. Работа по теме урока.

Ребята, каждый из нас как-то по особому может выразить свои чувства к Родине. Например, художник, это делает с помощью красок, композитор пишет музыку, поэты,  говорят о Родине - поэтической строкой.

Сегодня, на уроке, мы познакомимся с творчеством русского  поэта - Спиридона Дмитриевича Дрожжина, и узнаем его отношение к Родине.

На доске появляется портрет писателя

Итак, сегодня мы должны познакомиться с  жизнью и творчеством этого замечательного русского поэта, познакомиться с его стихотворением «Родине».

Открыть тему урока

Ну, а прежде чем мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина, давайте послушаем о его жизни. А расскажет нам о нем Лера.

Ученица рассказывает биографию поэта

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году. Он был поэт – самоучка, родился в семье крепостного, учился у деревенского дьяка ( церковный служитель)  грамоте « две не полных зимы».

В 12 лет был отправлен родителями из родного села в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону  было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело  быть на чужой  стороне.

Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться.

В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале« Грамотей», впервые, появится его публикация.

Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.

  1. Знакомство со стихотворением С.Д. Дрожжина « Родине».

   Образ  Родины - один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем познакомившись с его стихотворение « Родине.»

1.Первичное  целостное восприятие стихотворения.

Учитель читает стихотворение наизусть под музыку

- Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось особенно?

- Какое настроение вызывает стихотворение?

- Как поэт относится  к Родине?

2.Самостоятельное чтение детьми.

Ребята, а сейчас внимательно прочитайте стихотворение сами «жужжащим чтением» соблюдая паузы, интонационно правильно. Если вам встретятся непонятные слова, отметьте аккуратно их.

Словарно- лексическая  работа:

  • Молитвенно - с молитвой, мольбой;
  • чарующий - от чары - волшебство, колдовство;
  • приветных - (устаревшее) обращенное к кому- либо выражение доброго пожелания
  • взор - взгляд.

- Подберите  синонимы к слову

  * гордиться- кичиться, важничать, тщеславиться, зазнаваться.

- Подберите  антоним к слову

* бодро- устало.

7. Беседа по содержанию стихотворения.

- Как поэт  относится  к Родине?

- Какие слова он находит для того, чтобы передать свои чувства?

- Какие выразительные средства использует?

- Какой изображает автор родную природу?

( Родной, волшебной, свободной, мощной, сильной, красивой, великой, святой ( т.е чистой душой)

- Что ему особенно дорого? ( Просторы, река Волга, народ, во всем  слышит голос Родины).

- Объясните, как вы понимаете слова автора?

 « Я в каждом  шелесте листов твой голос узнаю».

8. Физминутка.

    По  родному  краю

    Дружно  мы  шагаем. ( Марш на месте.)

    Справа от на – зелёный луг. ( Поворот.)

    Слева  находится лес. ( Поворот.)

    В таком  лесу  полно  чудес.

    Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.)

    Филин  крыльями  машет. Ух!

    Аж  захватывает  дух!  ( Махи  руками.)

Прежде чем читать самостоятельно проведем словарно – лексическую работу. (Работа с толковым словарем Ожегова по рядам.)

Молитвенно чарующий приветный

Чтение детьми самостоятельно жужжащим чтением, (После прочтения.)

– Как поэт относится к Родине? Докажите словами автора.
– Какие слова находит, чтоб передать чувства?
– Какое настроение выразите при чтении?

(Какие знаки препинания помогают?)

Выразительное чтение учащимися по четверостишиям.

Тезис: (Слайд 5)

“Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!”

Что воспевал в своих стихах Спиридон Дмитриевич Дрожжин?

Варианты детей.

Оптимальный вариант _______(Слайд 6)

Учитель. Родина – это и отечество, страна и место рождения человека.

(Под музыку показ слайдов и отрывок стихотворения “Салехард” Р.Ругина в исполнении ученицы.)

(Слайд 7)

Еле – еле на карте достанешь рукой:
Возле северной кромки страны,
У Ангальского мыса, Шайтанкой – рекой
Разделенный на две стороны.

Встал мой город , раскинув два сильных крыла. (Слайд 8)
Он , конечно, поменьше Москвы.
Если я вам скажу: “Он похож на орла”,-
Улыбнетесь , наверное ,вы.

Ханты, ненцы, и коми, и русский их брат – (Слайд 9, 10)
Старший брат, как у нас говорят,
Здесь живут и грядущее вместе творят
И сквозь время дорогу торят.

Будь же счастлив, мой город, на этом пути –
Переживший века, молодой,
И отважных зови, и на карте свети
Негасимой Полярной звездой.

Учитель. И о нашей родной земле Салехарде сложены стихи, песни. Их авторы наши земляки, их стихи пронизаны любовью к своей малой родине.

– Чьи фамилии вы можете назвать?

(Ответы детей.)

(Слайд 12)

Иван ИСТОМИН – писатель, член Союза писателей СССР, первый певец Ямальского Севера.

Иван Григорьевич Истомин родился 7 февраля 1917 года в селе Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в семье коми-рыбака.

(Слайд 13)

Роман РУГИН – писатель и общественный деятель, Почетный гражданин г. Салехарда Ямало-Ненецкого АО, главный редактор журнала “Ямальский меридиан”, член Союза писателей СССР, Лауреат литературной премии Союза писателей России, академик, автор 30 книг стихов и прозы.

(Слайд 14)

Роман Прокопьевич Ругин родился 31 января 1939 года в поселке Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, в семье обского ханты. В 1958 году окончил Салехардское национальное педагогическое училище,

Леонид Васильевич Лапцуй (1932–1982 г.г.) родился 28 февраля 1932 года в Ямальской тундре в стойбище близ озера Ярото, неподалеку от поселка Новый Порт Ямало-Ненецкого автономного округа, в семье ненца, оленевода и охотника. Родители Л. Лапцуя до установления Советской власти на Крайнем Севере батрачили на местных богатеев – кулаков, старейшин и князьков, одними из первых вступили в колхоз “Красный рыбак” Ямальского района.

Рано оставшийся без отца, Леонид начал зарабатывать на жизнь с десяти лет – работал оленеводом, охотничал, рыбачил. В 1951 году окончил Новопортовскую семилетнюю школу, а в 1954 году – Салехардское медицинское училище, получил специальность фельдшера.

Познакомился с И. Истоминым, который стал его литературным наставником. Леонид Лапцуй посвятил Истомину поэму “Ири”.

Стихи этих авторов вы можете прочитать в сборниках стихов, в книге “Северные родники”

(Показ выставки книг из школьной библиотеки.)

Учитель. если сегодня почувствовали гордость и радость от того, что живете на Русской земле, то наш урок не прошел напрасно.

Подумайте, что больше понравилось на уроке, что больше тронуло вас. А теперь выберите домашнее задание.

(Слайд 15)

Д\З.

  1. Выразительное чтение стихотворения С. Д. Дрожжина
  2. Выучи любое стихотворение о Родине.

Выразите свои чувства в сочинении о Родине, или попробуйте сочинить свое стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Для 4 класса.

Цели:   1. Обучающая.              Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине....

Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Д. Дрожжин "Родине""

Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора С.Д...

Спиридон Дмитриевич Дрожжин

Биографии писателя...

Конспект урока по литературному чтению по теме «С.Д. Дрожжин «Родине»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворение "Родине" Спиридон» 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДата: 15.04.2021Школа: 3Класс: 4Урок: 2Время: 10:10-10:50  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Ал...