Главные вкладки

    Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
    план-конспект урока по чтению (4 класс)

    Верещагина Наталья Валерьевна

    Открытый урок по литературному чтению

     

    Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по литературному чтению

    Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

    Вид  урока: изучение нового  материала.

    Тип  урока:  комбинированный

    Межпредметные связи: русский язык, история, музыка

    Национальный региональный компонент: поэты Урала, природа моей Родины.

    Цели урока:

    • Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине;
    • Познакомить  с творчеством  русского  поэта С.Д. Дрожжина;
    • Раскрыть  смысл стихотворения « Родине»;
    • Учить анализировать произведение через слова автора, выразительные средства;
    • Учить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение.
    • Развивать навык  выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом;
    • Воспитывать патриотические  чувства, любовь и уважение к Родине. Прививать любовь к родному краю.

    Оборудование: выставка книг о Родине, карточки со словами «Русь, отчизна, отечество, Родина», портрет  поэта, аудио- кассета с песней « Русь! Россия», хрестоматия по литературе  родного  края 1-4 классы, презентация.

    ХОД УРОКА

    1. Орг. момент. Актуализация знаний.

    Слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие, есть вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое слово. А что это за слово, вы мне скажите, отгадав кроссворд. (Слайд 1)

    У некоторых из вас на парте приклеен листочек. Отклейте его, и какой номер вопроса я назову тот, и читает всем вопрос. Ответ на вопрос разрешаю называть хором.

    Итак, начали вопрос № 1…

    Дети по очереди читают вопросы с карточек.

    1. Течет, течет не вытечет
      бежит, бежит не выбежит. (Река.)
    2. Про какое дерево говорят:
      “Мерзнет, дрожит на ветру”. (Осина.)
    3. Живет в лесу работник
      лесной носатый плотник. (дятел.)
    4. Вежливое слово. (Спасибо.)
    5. Место, где лежат карандаши,
      ручки. (Пенал.)
    6. Белые сапожки,
      зеленые сережки. (Береза.)

    После того как дети отгадают вопрос под № 6, учитель предлагает прочитать им слово «РОДИНА», которое получилось в выделенных клеточках.

                       У  каждого  человека  живущего  на  планете есть  своя Родина. Для нас  с вами – это Россия. Но и у каждого из нас  есть малая Родина.

    Что вы  можете  назвать своей малой родиной? (Ответы, возможно: край, область, посёлок, улица, дом, друзья и т.д.)

    1. Речевая разминка

    У вас на столах лежат карточки со стихотворением. Возьми их и давайте поработаем над ним

    « Если  скажут  слово  родина,

    Сразу в памяти  встает

    Старый  дом, в саду  смородина,

    Толстый  тополь  у ворот.

    У  реки  берёзка - скромница

    И ромашковый  бугор….

    Родина  бывает  разная,

    Но, у всех  она  одна!»

    ( З. Александрова.)

    1. Прочитайте «птичьим базаром».
    2. Прочитайте, разделяя слова  на  слоги.
    3. Прочитайте с  интонацией удивления.
    4. Прочитайте  с интонацией  восхищения.
    5. Прочитайте выразительно.

    Ребята о чем говорится в этом стихотворении? (о Родине)

    1. Подготовка к изучению темы урока

    А кто-нибудь знает, откуда произошло слово Родина?

    Вы послушай те, а я вам расскажу. Все внимание на экран.

    Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода.

    Ну, а теперь вы можете ответить мне на вопрос: откуда произошло слово Родина? (дети повторяю полученную информацию)

    Подберите  слова близкие по значению к слову Родина. (На доске появляются карточки со словами  Русь, Родина, Отечество, Отчизна.)

    1. Работа по теме урока.

    Ребята, каждый из нас как-то по особому может выразить свои чувства к Родине. Например, художник, это делает с помощью красок, композитор пишет музыку, поэты,  говорят о Родине - поэтической строкой.

    Сегодня, на уроке, мы познакомимся с творчеством русского  поэта - Спиридона Дмитриевича Дрожжина, и узнаем его отношение к Родине.

    На доске появляется портрет писателя

    Итак, сегодня мы должны познакомиться с  жизнью и творчеством этого замечательного русского поэта, познакомиться с его стихотворением «Родине».

    Открыть тему урока

    Ну, а прежде чем мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина, давайте послушаем о его жизни. А расскажет нам о нем Лера.

    Ученица рассказывает биографию поэта

    Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году. Он был поэт – самоучка, родился в семье крепостного, учился у деревенского дьяка ( церковный служитель)  грамоте « две не полных зимы».

    В 12 лет был отправлен родителями из родного села в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону  было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело  быть на чужой  стороне.

    Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться.

    В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале« Грамотей», впервые, появится его публикация.

    Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.

    1. Знакомство со стихотворением С.Д. Дрожжина « Родине».

       Образ  Родины - один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем познакомившись с его стихотворение « Родине.»

    1.Первичное  целостное восприятие стихотворения.

    Учитель читает стихотворение наизусть под музыку

    - Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось особенно?

    - Какое настроение вызывает стихотворение?

    - Как поэт относится  к Родине?

    2.Самостоятельное чтение детьми.

    Ребята, а сейчас внимательно прочитайте стихотворение сами «жужжащим чтением» соблюдая паузы, интонационно правильно. Если вам встретятся непонятные слова, отметьте аккуратно их.

    Словарно- лексическая  работа:

    • Молитвенно - с молитвой, мольбой;
    • чарующий - от чары - волшебство, колдовство;
    • приветных - (устаревшее) обращенное к кому- либо выражение доброго пожелания
    • взор - взгляд.

    - Подберите  синонимы к слову

      * гордиться- кичиться, важничать, тщеславиться, зазнаваться.

    - Подберите  антоним к слову

    * бодро- устало.

    7. Беседа по содержанию стихотворения.

    - Как поэт  относится  к Родине?

    - Какие слова он находит для того, чтобы передать свои чувства?

    - Какие выразительные средства использует?

    - Какой изображает автор родную природу?

    ( Родной, волшебной, свободной, мощной, сильной, красивой, великой, святой ( т.е чистой душой)

    - Что ему особенно дорого? ( Просторы, река Волга, народ, во всем  слышит голос Родины).

    - Объясните, как вы понимаете слова автора?

     « Я в каждом  шелесте листов твой голос узнаю».

    8. Физминутка.

        По  родному  краю

        Дружно  мы  шагаем. ( Марш на месте.)

        Справа от на – зелёный луг. ( Поворот.)

        Слева  находится лес. ( Поворот.)

        В таком  лесу  полно  чудес.

        Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.)

        Филин  крыльями  машет. Ух!

        Аж  захватывает  дух!  ( Махи  руками.)

    Прежде чем читать самостоятельно проведем словарно – лексическую работу. (Работа с толковым словарем Ожегова по рядам.)

    Молитвенно чарующий приветный

    Чтение детьми самостоятельно жужжащим чтением, (После прочтения.)

    – Как поэт относится к Родине? Докажите словами автора.
    – Какие слова находит, чтоб передать чувства?
    – Какое настроение выразите при чтении?

    (Какие знаки препинания помогают?)

    Выразительное чтение учащимися по четверостишиям.

    Тезис: (Слайд 5)

    “Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!”

    Что воспевал в своих стихах Спиридон Дмитриевич Дрожжин?

    Варианты детей.

    Оптимальный вариант _______(Слайд 6)

    Учитель. Родина – это и отечество, страна и место рождения человека.

    (Под музыку показ слайдов и отрывок стихотворения “Салехард” Р.Ругина в исполнении ученицы.)

    (Слайд 7)

    Еле – еле на карте достанешь рукой:
    Возле северной кромки страны,
    У Ангальского мыса, Шайтанкой – рекой
    Разделенный на две стороны.

    Встал мой город , раскинув два сильных крыла. (Слайд 8)
    Он , конечно, поменьше Москвы.
    Если я вам скажу: “Он похож на орла”,-
    Улыбнетесь , наверное ,вы.

    Ханты, ненцы, и коми, и русский их брат – (Слайд 9, 10)
    Старший брат, как у нас говорят,
    Здесь живут и грядущее вместе творят
    И сквозь время дорогу торят.

    Будь же счастлив, мой город, на этом пути –
    Переживший века, молодой,
    И отважных зови, и на карте свети
    Негасимой Полярной звездой.

    Учитель. И о нашей родной земле Салехарде сложены стихи, песни. Их авторы наши земляки, их стихи пронизаны любовью к своей малой родине.

    – Чьи фамилии вы можете назвать?

    (Ответы детей.)

    (Слайд 12)

    Иван ИСТОМИН – писатель, член Союза писателей СССР, первый певец Ямальского Севера.

    Иван Григорьевич Истомин родился 7 февраля 1917 года в селе Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в семье коми-рыбака.

    (Слайд 13)

    Роман РУГИН – писатель и общественный деятель, Почетный гражданин г. Салехарда Ямало-Ненецкого АО, главный редактор журнала “Ямальский меридиан”, член Союза писателей СССР, Лауреат литературной премии Союза писателей России, академик, автор 30 книг стихов и прозы.

    (Слайд 14)

    Роман Прокопьевич Ругин родился 31 января 1939 года в поселке Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, в семье обского ханты. В 1958 году окончил Салехардское национальное педагогическое училище,

    Леонид Васильевич Лапцуй (1932–1982 г.г.) родился 28 февраля 1932 года в Ямальской тундре в стойбище близ озера Ярото, неподалеку от поселка Новый Порт Ямало-Ненецкого автономного округа, в семье ненца, оленевода и охотника. Родители Л. Лапцуя до установления Советской власти на Крайнем Севере батрачили на местных богатеев – кулаков, старейшин и князьков, одними из первых вступили в колхоз “Красный рыбак” Ямальского района.

    Рано оставшийся без отца, Леонид начал зарабатывать на жизнь с десяти лет – работал оленеводом, охотничал, рыбачил. В 1951 году окончил Новопортовскую семилетнюю школу, а в 1954 году – Салехардское медицинское училище, получил специальность фельдшера.

    Познакомился с И. Истоминым, который стал его литературным наставником. Леонид Лапцуй посвятил Истомину поэму “Ири”.

    Стихи этих авторов вы можете прочитать в сборниках стихов, в книге “Северные родники”

    (Показ выставки книг из школьной библиотеки.)

    Учитель. если сегодня почувствовали гордость и радость от того, что живете на Русской земле, то наш урок не прошел напрасно.

    Подумайте, что больше понравилось на уроке, что больше тронуло вас. А теперь выберите домашнее задание.

    (Слайд 15)

    Д\З.

    1. Выразительное чтение стихотворения С. Д. Дрожжина
    2. Выучи любое стихотворение о Родине.

    Выразите свои чувства в сочинении о Родине, или попробуйте сочинить свое стихотворение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

    Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

    Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Для 4 класса.

    Цели:   1. Обучающая.              Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине....

    открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России

    конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....

    Конспект урока по литературному чтению по теме: «С.Д. Дрожжин. «Родине»» 4 класс «Школа России»

    Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Д. Дрожжин "Родине""

    Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора С.Д...

    Спиридон Дмитриевич Дрожжин

    Биографии писателя...