Главные вкладки

    11. План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
    план-конспект урока по чтению (3 класс)

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

    Открытый урок для коллег и родителей в рамках предметной недели литературного чтения в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_lit.cht_.docx32.83 КБ
    Файл otkrytyy_urok_po_lit._cht.pptx1.92 МБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект

      открытого  урока по  литературному  чтению

    Класс: 3Б

    Учитель: Т.М.Захарченко

    Тема урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

    Цель: создать условия для  раскрытия идейно-художественного смысла произведения через содержание текста.

    Задачи:

        образовательные: продолжить работу над анализом художественного произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

    развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

    воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

    Формируемые УУД:

    • регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
    • познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
    • коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

    Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

    Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в паре, использование ИКТ.

    Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

    Структура: урок комплексного применения знаний и умений.

    Ожидаемые результаты.

    • вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому,  совершить доброе дело;
    • увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
    • повышение эрудиции и словарного запаса детей;
    • развитие фантазии, творческого воображения;
    • совершение доброго поступка по отношению к животным;

    Оборудование:
    – компьютер, проектор, экран,  презентация к уроку;  «Словарики настроений» на партах, учебник «Литературное чтение», Э. Кац, 3 кл. 2 часть, рабочая тетрадь по лит. чтению 2 часть; выставка работ по мини-проекту «Я - иллюстратор»;  Дневники читателя; лист-вкладыш с биографией Л.Н. Толстого; лимоны по количеству детей в классе; оценочные фишки.

    Ход урока:

    СЛАЙД 1

    1. Организационный этап.

    СЛАЙД 2

    - Начнём наш урок со «Словариком настроений» (спокойное,  грустное, радостное, бодрое, унылое, тревожное, сердитое); найдите в списке прилагательное, которое соответствует вашему настроению в начале урока  и подчеркните его. Объясните ваш выбор.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    - Я бы охарактеризовала своё настроение словом, которого нет в словарике «приподнятое» (радуюсь каждому открытому уроку; жду гостей, которые оценят нашу с вами работу; верю в хороший результат, которым мы порадуем друг друга; уверена в вашей хорошей подготовке к уроку) Надеюсь, что вы сегодня меня не разочаруете! Итак….

    -Зачитать описание наружности Лимона (М. Пришвин. Лимон); какие сравнения использованы в описании? (рабочая тетрадь, стр. 36, №6,ответы детей)

    - Каких знакомых животных вы описали в задании 7? Какие сравнения использовали? (ответы детей)

    - Продолжаем презентацию работ по мини-проекту «Я - иллюстратор» (ребята демонстрируют готовые работы; пополняется выставка на доске; обсуждение работ)

    А теперь конкурс иллюстраций к рассказу М.М. Пришвина «Лимон» (конкурс работ проходит по рядам; определяется победитель с каждого ряда)

    - В конце урока не только победители, но каждый получит небольшой подарок по теме конкурса. Какой? Это пока секрет! (в мешочке лимоны по количеству детей в классе)

    1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    СЛАЙД 3

             Рассказ учителя: Недавно я на сайте посмотрела видео, которое не оставило меня равнодушной. Вот на слайде  кадр из видео. Выполняя строительные работы в одном из домов, рабочие забетонировали под ступеньками дома выход для собаки, у которой вскоре должны были появиться щенята. Жильцы дома, услышав жалобный вой через два дня, разбили бетон и помогли животному освободиться.

    - Почему произошла такая ситуация?

    - Ваше отношение к поступкам людей, которые были причастны  к этой истории (ответы детей)

    - Одним из героев произведения, по которому мы начнём сегодня работу, будет тоже  собачка. Вы, наверное, видели все, что по улицам нашего посёлка иногда   бродят бездомные собаки. А в больших городах их встречается ещё больше, таких вот  брошенных четвероногих  друзей, которых человек  предал и довёл  озлобления и отчаяния.

    Я знаю, что у многих из вас есть домашние животные, в том числе и собаки. И вы уже не раз делились рассказами о том, как вы заботитесь и ухаживаете за ними.

    На уроках окружающего мира вы узнали, как человек приручил собаку.  Давайте вспомним, что именно вам известно?  (Собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.)

     - Многие из вас были в   зоопарке и видели там  льва? Что  можете о нём рассказать. ( Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет).

    - По заголовку вы уже догадались, что героями  были (а это произведение - быль)  Л.Н.Толстого будут именно эти животные.

    СЛАЙД 4

    4) Работа по новой теме:

    Первичное восприятие текста.

    - История, которую поведал нам автор,  произошла в Лондоне – столице Англии. Сам  Лев Николаевич никогда не был в этом городе.  Давайте предположим, как же  он мог узнать об этом случае?  (ответы детей)

    Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в Лондонском порту. Услышав её, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ.

    - Я знаю, что многие из вас уже читали эту быль и это очень хорошо. Тем не менее, ещё раз внимательно послушайте, прислушайтесь к своим чувствам и потом поделитесь ими.

    У меня будут помощники (2 ученика с хорошей выразительностью чтения)

    - Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ и почему? (ответы детей)

    ФИЗМИНУТКА

    5) Первичное закрепление

    - Определим значения некоторых слов рассказа; для каждого ряда своё задание, работаем в парах.

    СЛАЙД 5

    Словарная работа (работа в паре):

    подле  около, близко, совсем рядом.

    зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа; сейчас он называется зоопарком.

    ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).

    барин – богатый человек, который имеет прислугу (помещик).

    бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

    метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.

    издохла умерла.

    засовы большие дверные задвижки

    смотренье – разглядывание (ответы детей; уточнение слов по необходимости)

    Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

    - Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалостны – вместо того чтобы брать только деньги, они уничтожают  животных и смотрят на эту расправу).

    - Кем стала собачка для льва? (другом).

    - Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца, вернуть собачку владельцу? (ощетинился, зарычал).

    - Сколько прожили лев и собачка вместе? (1 год).

    - Что произошло с собачкой? (умерла).

    - Почему лев не принял собачку после смерти друга?

    - Что значит быть преданным? (верным кому-то)

    -Чем заканчивается эта история?  (лев умирает).

    - Каким словом охарактеризуете конец этой истории?  (он печальный…)

    - Мы с вами на примере героев рассказа увидели, что совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру,  могут испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу.

    6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

    Выборочное чтение:

    - Зачем человек поймал собачку и принёс её в зверинец?

    - Как лев встретил собачку?

    -  В чём выражалась  дружба льва и собачки?

    - Как ведёт себя лев после смерти собачки?

    - Подберите антонимы к предложенным словам в задании 1 (р. тетрадь, стр. 32) (работа в парах)

    Бросить – поднять

    Оторвать – пришить, приклеить, соединить

    Вскочить – соскочить, спрыгнуть (сесть)

    Отдать – взять, получить

    Поднять – опустить

    Перестать – начать, продолжать (ответы детей; уточнение слов по необходимости)

    7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    - На следующем уроке мы продолжим работу по этому рассказу. Дома научитесь читать выразительно (стр. 94-95 учебника) Думаю,  услышу завтра  отличное чтение от вас, судя по тому, как хорошо справились сегодня мои помощники без предварительной подготовки.

    - Кроме того, предлагаю вам ещё раз обратиться к биографическим сведениям о Л.Н.Толстом, которыми вы пополните ваш Дневник читателя (дети получают распечатки биографии Л.Н. Толстого)

    8) Рефлексия (подведение итогов)

    - Вспомните последние произведения Л.Н. Толстого, которые мы прочитали (Лгун.  Прыжок. Король и лев.  Царь и рубашка.  Отец и сыновья.)

    СЛАЙД 6

    Все они  ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

    - Какую же главную мысль хотел донести Лев Николаевич до тех, кто прочитает  быль «Лев и собачка»?  

    Давайте запишем её в рабочих тетрадях , стр 39, № 5. (Животные могут быть верными и преданными друг другу. Человеку есть чему у них поучиться)

    - Часто  люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. Поведение льва в этом рассказе  – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

    - К концу урока моё настроение осталось таким же приподнятым, потому  что вы смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

    - А как ваше настроение? Оно изменилось? (возвращаемся к Словарикам настроения; ответы детей)

    - Теперь обещанный подарок в конце урока! Догадались, что спрятано в этом волшебном мешочке? (ребята получают по лимону) В зимнее время витамины очень нужны и взрослым, и детям! Пейте чай с лимоном, будьте здоровы!

    Спасибо всем за урок: вам, мне и нашим гостям!

    Материал к уроку:

    Вариант орг. этапа:

     (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

    Ответы детей.
    - Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
     А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
    - Моё настроение приподнятое. Я люблю урок ……, мы всегда такие интересные задания выполняем.
    - А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
    Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по страницам Литературного чтения.

    О писателе:

    Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы.  Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

    Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца.

    Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

    Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. В то время  было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

    20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

    Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

    Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Открытый урок по литературному чтению Класс: 3Б Учитель: Т.М. Захарченко Тема урока: Л.Н. Толстой. Лев и собачка

    Слайд 2

    «Словарик настроения» г рустное р адостное сердитое спокойное бодрое тревожное унылое

    Слайд 5

    Словарная работа: 1 ряд: п одле зверинец ощетинился 2 ряд: б арин б ился метался 3 ряд: и здохла з асовы смотренье

    Слайд 6

    «Комар и лев» «Отец и сыновья» «Лгун» «Царь и рубашка» «Прыжок»

    Слайд 7

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

    Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

    План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

    Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовкимладшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общемуразвитию и воспитанию ребенка. Главной задачей курс...

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Обобщение и повторение по разделу «Уроки и переменки».

    Конспект урока чтения в 3 классе (УМК "Школа 2100") по теме: "Обобщение и повторение по разделу "Уроки и переменки".   с тестовыми заданиями. ...

    Презентация к уроку по литературному чтению в 3 классе по теме: «Обобщение и повторение по разделу «Уроки и переменки».

    Подробная презентация к уроку чтения "Уроки и переменки" с тестовыми заданиями...

    План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:И.А.Бунин "Листопад"

    Технологическая карта урока с УУД и СОТ. презентация....

    Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».

    Урок  литературного чтения в 3 классе  по УМК "Школа России" построен в  соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица». Планируемые результаты:

    Планируемые результаты:Познавательные: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве  И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выраж...