Урок литературного чтения во 2 классе. Н. Н. Носов "На горке". Обучение творческому пересказу
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Савельева Татьяна Ивановна

Используемые технологии: личносьно-ориетированные и здоровьеберегающие технологии. Представлена  технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nosov_na_gorke.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Н. Н. Носов "На горке" (2 класс, « Школа России»)

Учитель Савельева Т.И.

Цель урока:                                                                                                                                Познакомить учащихся с содержанием рассказа.                                                                                         Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.                                                                                                                                           Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.                                                                                             Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

Задачи :

образовательные:                                                                                                                               познакомить учащихся с новым произведением;                                                                                             способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведения;                                                                                                                                    организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;                                                                                                                           организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста;

развивающие:                                                                                                                                          содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младшего школьника: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь её анализировать;                                                                                                        содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;                                                                    помочь учащимся осознавать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитательные:                                                                                                                              способствовать сплочению классного коллектива;                                                                          содействовать воспитанию в детях чувства взаимопомощи;

Умения:                                                                                                                                                         научатся работать с ключевыми словами;                                                                                               прогнозировать содержание текста;                                                                                             самостоятельно работать с информацией;                                                                                            определять значение слов;                                                                                                                     характеризовать героев;

Универсальные учебные действия:                                                                                             регулятивные:                                                                                                                                            формулировать и удерживать учебную задачу;                                                                                                       адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;                                   познавательные:                                                                                                                                                     осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной речи, в том числе творческого и исследовательского характера;                                                                                       осуществлять смысловое чтение;                                                                                     коммуникативные:                                                                                                                             договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;                                       личностные:                                                                                                                                                    проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Методы и формы обучения.

Технологии: игровые, системно - деятельностного метода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, технология критического мышления

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные, моделирования.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.

П\п

Ход урока

Формируемые УУД          

Название этапа урока

Задачи этапа урока

 Деятельность учителя и учащихся

1

Мотивация учебной деятельности

Создать эмоциональный настрой

- Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы!                                                        - Перемена быстро пролетела, 
Нужно браться нам за дело!
Слушать вам надо внимательно,
Работать вам надо старательно, 
Побольше нового узнать
И получить отметку “пять”!                                                          Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

регулятивные:

обеспечение учащимся их учебной деятельности (коммуникативные)

2

Речевая разминка.

Формиро

вать навыки владения дыханием,   развивать органы артикуляционного аппарата.

- Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

-  Вдох носом, выдох через рот.

-  Нюхаем цветок.

- Вам на варежку упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела.

Посмотрите, куда опустились ваши снежинки.

Отработка дикции

Ок- ок –ок –падает снежок.          

Ип- ип- ип – слышу снега скрип.

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

- Прочитайте 1-ое предложение с вопросительной интонацией.

- Второе предложение прочитайте с восклицательной интонацией.

-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

-Прочитайте чистоговорку  медленно и шепотом.  

-А теперь прочитайте ее громко и быстро.

Умение работать с чистоговорками.

3.

Актуализация знаний.

Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организо

вать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

- Произведения какого автора мы изучали на двух последних уроках литературного чтения?

- Какие это произведения? Что вы можете рассказать о Н.Носове?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Н.Носова. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться. Даю подсказку. Дети разгадывают анаграмму:

А Н К Е Г О Р 

название состоит из двух слов

Сформулируйте тему урока: (Рассказ Н.Носова "На горке")

Какую цель мы перед собой поставим?

Познакомиться с произведением Н.Носова «На горке».                                                                           - Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.

- Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?                                                             - «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».                               - А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.                                                - Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.                                                   -Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.                                                                                     - Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

Говорят для детворы                                                Веселее нет игры,                                                       Чем катание с высокой,                                       Ледяной, крутой горы!                                               А вот мы хотим поспорить:                                 Веселее горку строить!

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?                                                  - Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.               -Ребята, а вы любите бывать на горке?                           - Почему?                                                                      - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу

 ( познаватель

ные УУД)

4.

Работа по теме урока

1. Чтение текста учащимися и учителем.

2. Проверка внимательности чтения.

(графический диктант, если ответ верный ставим V, если неверный, ставим ?)

- Ребята во дворе строили горку.

- Главного героя звали Мишка Чижов.

- Мальчик не мог забраться на горку, т.к. она была скользкая.

- Чтобы не падать он посыпал её солью.

- Ребятам пришлось снова заливать горку.

- Котька сделал ступеньки.

Проверка выполнения диктанта.

3. Составление плана

- На стр. 121 учебника дан план из рисунков. проверьте, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа.

- Каких рисунков не хватает?

(Под руководством учителя составляется план)

Примерный план. 

1. Строительство горки.

2. Хитрый Котька.

3. Горка засыпана песком.

4. Ребята заставили Котьку работать.

5. Котьке понравилось работать.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации

( познаватель

ные УУД)

5

Физкульт

минутка

Мы немножечко устали,

А теперь все дружно встали.

- Я вижу, вы уже утомились сидеть. Давайте разомнемся.

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь! С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)- Покажите движениями, как Котька посыпал горку песком.

- Покажите мимикой, как удивились ребята, увидев испорченную горку.

формирование установки на здоровый образ жизни (личностные УУД)

6.

   

Самостоятель

ная работа с самопровер

кой

Организо

вать самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий. Организо

вать соотнесение с эталоном для самопро

верки.

Организо

вать рефлексию деятельности по данному этапу.

   1. Исследовательская работа в группах.

                       

 - Сейчас вы будете работать в группах. каждой группе предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию.

1-я группа Найдите строчки из текста, которые подходят к рисункам на странице 121

2-я группа  С какой целью Н. Носов написал рассказ «На горке».

Выберите верные ответы

3-я группа  Выберите и подчеркните слова, характеризующие главного героя:

хитрый                     честный

справедливый           ленивый

сообразительный      заботливый

Подтвердите свои высказывания строчками из текста.

4-я группа  Найдите ошибки в предложениях

  • А Котьке работать не понравилось
  • Думал, думал и придумал: «Вот сейчас ступеньки сделаю и заберусь на неё».
  • А когда ребята ушли, он медленно оделся, взял лыжи и выскочил во двор.
  • Ребята посыпали горку снегом, а Котька снова водой полил

5-я группа  Подготовьтесь и прочитайте диалог между Котькой и ребятами без слов автора.

6-я группа  

Выбери пословицы, которые подходят к тексту.

  • Друзья познаются в беде.
  • Умел ошибиться – умей и исправится .
  • Делу время – потехе час.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Проверка выполненного задания (по 1 ученику от группы).

учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения

(коммуникативные УУД)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации

(познаватель

Ные УУД)

7.

Домашнее задание

Организо

вать обсуждение домашнего задания разными группами обучаю

щихся.

-Откройте учебники на с. 122, найдите задание №6. Сравните наш план с планом учебника.

- Для чего мы составили план?

(С помощью плана легко пересказать текст).

- Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задание. Нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так:

Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята…                                

постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу

(познаватель

Ные УУД)

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организо

вать само

оценку деятельности на уроке.

- У вас на партах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, работал самостоятельно, возьмите в руки самую большую снежинку. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, возьмите среднюю снежинку. А кто думает, что ему еще надо потрудиться, - маленькую снежинку. А теперь мы построим свою горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежинки. Хорошая горка получилась!

контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

(регулятивные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. Н.Н.Носов "На горке"

Урок литературного чтения по программе "Школа России" во 2 классе. Тема: "Писатели - детям". Н.Н.Носов "На горке". Урок второй. Цели урока: Продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “На горк...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ"...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Николай Носов "На горке"

Данная разработка урока содержит приемы технологии критического мышления и смыслового чтения....

Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)

Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...

Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.

Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу. Разработка урока по литературному чтению во 2 классе...