Статья " Работа над совершенствованием чтения на уроке"
занимательные факты по чтению (1 класс)

Гах Ирина Николаевна

Критерии подбора учебного материала для чтения. Организация работы по чтению. Виды чтения.

 Развитие навыка чтения.

 Расширение активного словаря учащихся в процессе обучения чтению по-русски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работу по чтению следует организовывать так, чтобы чтение учащихся (вслух или молча, индивидуально или в парах, небольших группах) регулярно использовалось как вид речевой деятельности, важный для решения тех или иных задач (рисование по тексту, изготовление предмета по прочитанной инструкции, чтение для других с целью донести содержание, смысл незнакомого им текста и т.п.).

Важно учить школьников связывать прочитанное со своим жизненным опытом, выражать свое отношение к прочитанному; сравнивать разные точки зрения на про­изведение при его обсуждении; представлять, домысли­вать в воображении описанные картины; а также заме­чать, оценивать отдельные художественные достоинства текста (точное, выразительное слово, сравнение и т.п.); понимать шутку.

В работе по чтению широко используется первона­чальное чтение текста учителем. Оно дает возможность заинтересовать детей, помочь им разобраться в тексте, предлагает образец выразительного чтения. Однако от класса к классу должна увеличиваться доля самостоятельного чтения учащимися незнакомого текста — с тем, что­бы в 4 классе такое чтение преобладало над чтением предварительно прослушанного текста.

Обязательной составляющей обучения является освое­ние учащимися специальных приемов, которые дают воз­можность совершенствовать технику, выразительность чтения (предугадывание содержания, умение различать основную и дополнительную информацию, членение пред­ложений на смысловые отрезки, просматривание и др.).

Существенной задачей работы по чтению является развитие умения работать с книгой (правильно листать ее, находить нужную страницу в книге, не листая всю подряд; пользоваться оглавлением; находить на странице часть с указанным содержанием; различать шрифты (жирный, курсив), условные знаки и понимать их назна­чение и др.; а также пользоваться библиотекой, выбирать материал для чтения.

Учебный материал для чтения составляют произведе­ния, которые развивают интерес к чтению русской лите­ратуры, способствуют формированию морально-этичес­ких представлений, национального самосознания и патриотических чувств у школьников, учат их видеть кра­соту в природе, искусстве, жизни людей. Особое место в детском чтении занимают произведения устного народ­ного творчества, классической литературы, а также сов­ременных русских писателей, в том числе — писателей Украины, пишущих на русском языке. Кроме того, в обу­чении используют научно-художественные и несложные научно-популярные произведения; тексты инструкций, объявлений; дневниковые записи, письма, записки и т.п. Такой широкий диапазон текстов для чтения необходим для того, чтобы приблизить школьное обучение к реаль­ным жизненным потребностям.

Основные направления работы по чтению па русском язы­ке в условиях украинско-русского двуязычия:

- дальнейшее развитие и совершенствование навыка чтения;

- расширение активного словаря учащихся (словарная ра­бота);

- развитие навыков связной русской речи.

Особенности обучения русскому чтению в условиях укра­инско-русского двуязычия:

- обучение чтению - одна из обязательных составляющих урока по русскому языку;

- работа осуществляется с учетом уроков украинского чте­ния: в процессе обучения чтению по-русски совершенству­ются умения и навыки, приобретенные на уроках украин­ского чтения;

- работа по чтению должна быть регулярной, это способ­ствует решению задачи быстрого опознания слов (звуко-буквенные несоответствия русского и украинского язы­ков, непривычность некоторых букв русского алфавита тормозят этот процесс) и накопления в памяти учащихся графических образов слов;

- развитие всех качеств навыка чтения - правильности, беглости, сознательности, выразительности.

Виды чтения:

- чтение вслух создает русскую речевую среду, способствует развитию навыков произношения, обеспечивает одновре­менно обучение всего класса, легко поддается контролю); - чтение молча (способствует увеличению скорости чтения

,. и более глубокому осознанию смысла прочитанного; ис­пользуется для извлечения из текста необходимой инфор­мации, при составлении пересказа, при озаглавливайте текста или его частей, при подготовке ответов на вопро­сы, при работе над художественным своеобразием произ­ведения, при первичном чтении текста).

Приемы первичного чтения:

- чтение учителем (детям дается установка на прослушива­ние);

- комбинированное чтение «учитель-ученик» (учитель чи­тает диалоги, описательные фрагменты, начало и кон­цовку текста);

- чтение детьми по цепочке;

- самостоятельное чтение учащимися.

Развитие навыка чтения

Навык чтения - это «автоматизированное умение по озву­чиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи вос­принимаемого произведения и выработку собственного отноше­ния к читаемому» [М.Р.Львов, В.Г. Горецкий и др.].

Качества навыка чтения:

- правильность - это плавное чтение без искажений я ошибок;

- беглость — это та скорость чтения, которая обусловливает сознательное восприятие читаемого;

- сознательность - это осмысление значения каждой языковой единицы читаемого текста, понимание позиции автора (его замысла, художественных средств, которые помогают автору реализовать этот замысел), осмысление собственного отно­шения к прочитанному, осознание себя как читателя; выразительность — это способность средствами устной речи пе­редать слушателю идею произведения и свое отношение к нему. Этапы становления навыка чтения:

1) аналитический этап характеризуется разрозненностью всех трех компонентов процесса чтения - восприятия, произнесе­ния, понимания; показателем того, что учащийся находится на данном этапе формирования навыка чтения, является чте­ние по слогам;

2) синтетический этап характеризуется единством (одновремен­ностью) всех компонентов процесса чтения; признаки пере­хода на данный этап — чтение целыми словами и наличие интонирования при чтении;

3) этап автоматизации - это этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и поэтому не осознается чтецом; усилия чтеца направлены на осознание идеи произведения, его художественных средств; признаки перехода аа данный этап - стремление читать про себя, эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное, желание поделиться чита­тельскими впечатлениями без дополнительных вопросов учи­теля, обсудить прочитанное.

Типичные ошибки, допускаемые младшими школьниками, их причины:

- искажение звуко-буквенного состава (пропуски, перестановка, замена единиц чтения — букв, слогов, слов, фраз; вставка произ­вольных элементов в единицы чтения); причины подобных оши­бок - несовершенство зрительного восприятия, недостаточная гибкость артикуляционного аппарата, «неправильная догадка»;

- наличие повторов единиц чтения; причины повторов — замед­ленное опознание русских слов, стремление удержать в памя­ти прочитанный компонент;

- нарушение норм русского литературного произношения; при­чины нарушений - незнание норм произношения (в том чис­ло и акцентологических), незнание лексического значения русских слов; влияние «орфографического чтения».

- интонационные ошибки (неправильные паузы, логические уда­рения); причины подобных ошибок — непонимание смысла читаемого, нетренированность (нехватка) дыхания, речевого аппарата. Правила исправления ошибок при чтении:

• минимальное вмешательство в процесс чтения ученика со стороны учителя;

• прерывание чтения ученика возможно только в случае ис­правления орфоэпической ошибки (сразу же дается образец пра­вильного прочтения) и в случае исправления ошибки, которая ведет к искажению смысла читаемого (прямое указание учите­ля на ошибку, перечитывание учеником слова после вопроса учителя);

• другие ошибки исправляются после завершения чтения с помощью таких приемов (О.В.Сосновская);

постановка вопроса, требующего перечитывания;

- составление из букв разрезной азбуки слова, которое было прочитано с ошибкой;

- чтение с доски цепочки слов, включающей ошибочно прочи­танное слово;

- печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;

- перечитывание молча указанного отрывка с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т.д.

Поле чтения - это отрезок текста, который чтец схватывает за один прием («одним взглядом»), после чего следует остановка (фиксация).

Способы чтения: 1) побуквенное; 2) чтение слогами; 3) чте­ние слогами и словами; 4) чтение целыми словами.

«Регрессии в чтении» — возвращение к прочитанному (спра­ва - налево).

Основные направления работы над сознательностью чте­ния:

- подготовка к восприятию текста;

- работа над пониманием формы и содержания произведения (анализ произведения);

- выработка собственного отношения к читаемому.

Условия работы над выразительностью чтения (О.В.Сосновская):

- обязательная демонстрация образца выразительного чтения произведения (учителем, мастером художественного слова);

- анализ художественного произведения перед работой над вы­разительным чтением;

- работа над языком произведения;

- опора на умения школьников представить картину, описан­ную автором (воссоздающее воображение); приемы, развива­ющие воссоздающее воображение, — графическое и словесное рисование, составление диафильмов, экранизация, чтение по ролям, драматизация и др.

Основные этапы подготовки учащихся к выразительному чтению (А.П.Коваль):

1) выразительное озвучивание текста учителем при первич­ном чтении;

2)уяснение позиции автора (замысла, художественных средств);

3)разметка текста - определение пауз, логических ударе­ний, тона, темпа чтения, логической мелодии (партитура текста). Способы организации работы над разметкой текста:

- чтение текста учителем по своей разметке; разъяснение раз­метки — какие слова необходимо выделить, где делать паузы, где повысить или понизить голос; чтение текста учащимися;

- совместная (учитель, ученик) разметка текста, чтение текста учащимися.

Действенное чтение - такое чтение, при котором читающий смог бы донести слушающим авторский замысел, оказать на них определенное воздействие, заставить их понять и оценить изображенное автором произведения.

Одним из приемов формирования навыков выразительного чтения является разработка партитуры чтения текста. Позна­комьтесь с последовательностью работы над разметкой текста, предложенной А.П.Коваль.

Последовательность работы при разработке партитуры выразительного чтения

1.Определение главной мысли текста.

2. Нахождение логического центра (две горизонтальные линии) в зависимости от главной мысли текста.

3. Установление логических ударений для каждого предложе­ния и в синтагмах (одна горизонтальная линия, пунктир).

4. Разграничение речевых звеньев внутри предложения (на гра­ницах синтагм и на знаках препинания), выделение логичес­ких пауз (одна и две вертикальные линии).

5. Обозначение движения мелодики чтения (с помощью стрелок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа над техникой чтения в рамках урока". (Из опыта работы).

Очень важно, чтобы каждый ученик умел быстро читать, понимать прочитанное, высказывать своё отношение к произведению. Я давно задумалась, как этого достичь. Ведь только традиционных упражне...

Научная статья: "Работа учителя и учеников на уроках чтения"

    После прочтения сказки и выяснения общих впечатлений (понравилась ли сказка и чем, самые яркие эпизоды) поставим первый проблемный вопрос: какие основные чувства в читателе вызыва...

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

Статья " Работа над осмысленным чтением"

Статья о работе над осмысленным чтением. Как формировать осмысленное чтение, при помощи каких методов....

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

Работа с одаренными детьми на уроках изобразительногоискусства и во внеурочной деятельности  Изобразительное искусство как один из учебных предметовобщеобразовательной школы занимает важное ...

Статья Работа по восприятию времени на уроках истории в школе

Статья Работа по восприятию времени  на уроках истории  в  школе...