Научная статья: "Работа учителя и учеников на уроках чтения"
статья по чтению (4 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

      После прочтения сказки и выяснения общих впечатлений (понравилась ли сказка и чем, самые яркие эпизоды) поставим первый проблемный вопрос: какие основные чувства в читателе вызывает эта сказка? И многие ученики скажут о двух чувствах: о грусти (жалости, боли), вызванной гибелью главных героев, и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя и учеников на уроках чтения

      Может ли учитель на уроках чтения в начальных классах ставить перед детьми серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, не просто знакомить своих учеников с литературными произведениями и вести непродолжительные беседы по ним, а изучать их, используя научные принципы анализа?

       На наш взгляд, традиционная методика начального чтения недооценивает исследовательские возможности детей, их "исследовательский инстинкт". Существует устоявшееся распространенное мнение о том, что дети начальных (и даже средних) классов воспринимают в основном лишь внешнюю, событийную сторону литературного произведения. Тем самым явно недооценивается природный детский дар непосредственного целостного восприятия произведения, простоты и глубины его интуитивного понимания сердцем, чувствами, "безусловной доверчивости и серьезного благоговения в восприятии" (И. Ильм), детской "причастности к тайнам" (А. Блок)', недооценивается воздействие литературы на читателя на глубинном, подсознательном уровне.

      Особая сложность проблемы заключается в том, что объяснить свое восприятие, осознать его и перевести на язык слов, на уровень логических понятий свои чувства, свое интуитивное понимание сердцем и душой того, что открыто его внутреннему взору, ребенок часто самостоятельно не способен. Но учитель может помочь ему в этом с помощью тщательно продуманной системы вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-ребенка к осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения.

     Система этих вопросов должна органично вырастать из текста, анализ которого последовательно идет от первой страницы к последней.

    Нам кажется совершенно очевидной мысль о том, что современный учитель литературы не только средних и старших, но и начальных классов должен быть отчасти и литературоведом (обладать умением и навыками самостоятельного научного анализа художественного текста, видеть, что есть в произведении - и прежде всего нравственные проблемы и идеи), и методистом (понимать, как об этом говорить с детьми), и воспитателем (уметь извлекать нравственные уроки из произведения, помогать ученикам открывать и осознавать нравственные законы).

     Покажем на примере сказки X.-К. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик" возможности совместной исследовательской работы учителя и учеников на уроках чтения в III классе (или в IV при четырехлетней системе обучения), четко выделяя основные этапы изучения произведения (выявление общего читательского восприятия - постановка проблемы и решение ее через анализ текста - выводы, идеи) и учитывая все три аспекта в работе учителя (литературовед - методист - воспитатель).

      После прочтения сказки и выяснения общих впечатлений (понравилась ли сказка и чем, самые яркие эпизоды) поставим первый проблемный вопрос: какие основные чувства в читателе вызывает эта сказка? И многие ученики скажут о двух чувствах: о грусти (жалости, боли), вызванной гибелью главных героев, и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке.

     Учитель может, и это желательно, продолжить высказывания учеников, развивать их мысли, делать необходимые обобщения. В первых же фразах сказки звучат два доминирующих мотива произведений Андерсена - радостный, светлый, связанный с красотой и чудом ("Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков... Они были очень красивы... ЧУДО что за солдатики!..", "Ах, оловянные солдатики!" - закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши"), и грустный, печальный, иногда скорбный ("Они лежали. все двадцать пять, в картонной коробке. В ней было темно и тесно... Двадцать четыре были совершенно одинаковые, а двадцать пятый солдатик был одноногий"). ")тим соединением, сочетанием радости и света с чувством боли и грусти сказки Андерсена особенно близки русской классически литературе. Не случайно К. Паустовский, писатель, особенно чуткий к звуку и тону художественного слова, в свою книгу "Золотая роза" включил рассказ об Андерсене, удивительном сказочнике XIX века.

     Теперь необходима постановка главной проблемы сказки, для решения которой и необходим анализ произведения. И ученики способны сами поставить тот ключевой вопрос: почему погибает оловянный солдатик, почему так сложилась ею судьба? Проблема судьбы является одной из основных во многих сказках Андерсена, что сближает их с русской классикой.

     С чего начинать собственно анализ сказки? Что значит анализировать литературное произведение? Это значит, прежде всего, уметь последовательно выделять в тексте ключевые фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи всего произведения.

     Выделим первый такой фрагмент - внутренний монолог солдатика, через который раскрывается что-то очень важное в душе героя, в его характере. Пораженный красотой девочки и сразу увидевший свое сходство, родство (пока внешнее) с ней ("красавица тоже была одноногая, как и он сам"), оловянный солдатик подумал: "Вот бы мне такую жену! Да только она. наверное, знатного рода. Вон, в каком прекрасном дворце живет. А мой дом - простая коробка, да еще набилось нас в эту коробку целых двадцать пять солдат. Ведь, ей там не место! Но познакомиться с ней все же не помешает".

     О чем говорят ею первые слова? Красота танцовщицы вызывает у него эгоистическое желание, корыстную мысль: "Вот бы мне..." Солдат мгновенно забывает о своем воинском долге, о своем главном назначении на земле, но разумом понимает нереальность осуществления своего желания. Поэтому возникает новая, игривая мысль: "Но познакомиться с ней все же не помешает". Зачем? Поухаживать, для игры, для забавы? Как эти мысли и чувства характеризуют самого солдатика? Раскрывают ли они главное в нем? Ведь эгоизм и легкомысленная игривость не соответствуют тому образу героя, который создается в дальнейшем тексте сказки.

      Для учителя очень важно дать возможность на уроке высказаться всем, не перечеркивая самые фантастические объяснения, важно услышать даже зерно мысли в отдельных словах учеников, увидеть даже приближение, только начало пути к интересному ответу.

      Итогом осмысления внутреннего монолога оловянною солдатика может быть понимание первою нравственного урока сказки. В человеке изначально заложено добро и зло (такова человеческая природа), и он сам делает выбор и несет ответственность за этот выбор. В каждом человеке есть внутреннее зло в виде низких чувств и мыслей, но все зависит от чего, как сам человек относится к проявлению в себе этих низких чувств, если он не стремится преодолеть их в себе, то сам оказывается в их власти, и тогда они управляют им, определяют его поведение, его поступки. Для нравственного развития души человека очень важно, чтобы ребенок уже в начальных классах это понимал.

      Перейдем к следующему фрагменту сказки. Поздно вечером, когда "все люди в доме легли спать... когда наступила тишина, игрушки сами стали играть в гости, в войну, а потом устроили бал". О чем говорит характер и сама последовательность этих игр? Что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? Очевидно, что игрушки играют так, как и дети. И. вероятно, то, что сначала играют в гости, потом в войну и заканчивают балом, говорит о культе девочки и женщины в этой семье, об уважительном отношении мальчиков к девочкам, об их культуре и воспитанности, об атмосфере дружбы и согласия, любви и поэзии в этом доме, где даже канарейка "заговорила стихами".

      Почто происходит дальше? "Оловянные солдатики стучали в стены, коробки они тоже хотели выйти поиграть, да никак не могли приподнять крышку". Почему игрушки не помогли им выбраться из коробки, не пригласили их играть? Почему они так, казалось бы, жестоко и эгоистично поступают по отношению к солдатикам? Не противоречит ли это всему тому, что мы только что говорили о семье и игрушках? Можно ли снять с них это суровое обвинение и оправдать их? Видимо, игрушки, веселые и добрые, как дети в этом доме, с таким увлечением играя в привычные игры, просто забыли о солдатиках, только недавно появившихся в их доме, и из-за того, что "поднялся такой шум и гам", не слышали, как стучали в стены коробки оловянные солдатики.

      Сформулируем второй нравственный урок сказки: надо уметь прощать других людей. понимать и прощать их слабости и ошибки, а самые высокие требования предъявлять прежде всего к себе. Далее в тексте появляется ключевое слово, раскрывающее главный смысл и цель существования солдатика, его высшее назначение -быть часовым, охранять, защищать красоту -хрупкую и беззащитную "прелестную танцовщицу". "Только одноногий солдатик и танцовщица не двигались с места. Она по-прежнему стояла на одной ножке, вытянув руки вперед, а он застыл с ружьем в руках, как часовой, и не сводил глаз с красавицы". В этой отъединенпости от всех, в этой устремленности, как бы полете куда-то, танцовщица и солдатик уже как будто были вместе, связанные невидимыми нитями любви. Красота танцовщицы оказала благотворное воздействие на душу оловянного солдатика, очистив ее от мелкого, пошлого, эгоистического. И красавица теперь, конечно же, заметила его, ставшего часовым. Чудо зарождения таинственной и бескорыстной любви уже произошло.

       Но что происходит дальше? Вдруг из табакерки выскочил маленький чертенок и оглянулся кругом. "Эй, оловянный солдатик! - закричал чертенок. - Не заглядывайся на плясунью!" Но оловянный солдатик притворился, будто ничего не слышит. "Вот ты как! - сказал Чертенок. - Ну, погоди же до утра". А утром "одноногий наш солдатик полетел с третьего этажа вниз головой". Что это за чертенок? Откуда он взялся и за что он мстит нашему герою? В качестве одного из возможных объяснений предложим следующее. Чертенок -это материальное воплощение того внутреннего зла, которое есть в каждом человеке, а в солдатике проявилось в виде низких чувств и мыслей, о которых мы говорили раньше. И мстит чертенок за то, что солдатик "притворился, будто ничего не слышит", будто ничего и не было, т.е. наказывает его за отсутствие раскаяния.

        Мы можем сделать еще один очень важный вывод и определить один из нравственных законов: если человек совершил какой-то проступок или у него возникли низкие чувства и мысли (следствием чего и являются проступки), то он обязательно должен перед собой покаяться, должен стремиться так или иначе очистить свою душу от греха и, может быть, даже как-то наказать себя. Если этого нет, если голос совести в человеке молчит, то наказание судьбой неизбежно. И первое же испытание солдатик выдерживает достойно. Застряв между булыжниками мостовой вниз головой и вверх своей единственной ногой, он не стал кричать и звать на помощь, так как "считал неприличным кричать на улице - ведь он был солдат и носил мундир". Даже в трудную минуту человек не должен унижаться, должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о своей чести.

      Начиная с того момента, когда солдатик осознал свое высшее назначение, стал самим собой - часовым и одновременно человеком с чистой и бескорыстной любовью, уже до самого конца сказки, во всех испытаниях, он ни в чем не изменяет себе: он "держался стойко, как полагается настоящему солдату", и во время опасного плавания в бумажной лодке по бурному каналу, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами, и когда стал тонуть ("он приготовился с честью погибнуть в страшной пучине"), и в желудке у большой рыбы, которая проглотила его. В этой молчаливой стойкости оловянного солдатика, в его поведении раскрывается истинно христианское отношение к миру: у него нет ненависти и злобы к "гадкому чертенку из табакерки", он не проклинает "уличных мальчишек", так легкомысленно и забавы ради пустивших его в опасное плавание, он со смирением принимает свою судьбу (может быть, подсознательно воспринимая ее как наказание за свои грехи) и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью помня только о своей чести и "милой плясунье".

      И вот произошло долгожданное чудо - как заслуженная награда солдатику за стойкость. Он снова оказался в комнате того же мальчика: "Вокруг были те же игрушки, а среди них гордо возвышался чудесный картонный дворец, и на пороге стояла красавица танцовщица. Она стояла по-прежнему на одной ножке, высоко подняв другую. Вот это стойкость! Оловянный солдатик так растерялся, что из глаз у него чуть не покатились оловянные слезы, но он вовремя вспомнил, что солдату плакать не полагается. Не мигая, смотрел он на танцовщицу, она смотрела на него, и оба молчали". Вот это "чудное мгновение" и есть, наверное, счастье: счастье узнавания, понимания и слияния родственных душ, счастье созерцания чистой красоты и бескорыстного служения этой красоте, счастье понимания высшего святого смысла своей жизни, "счастье жертвенной любви доброго сердца" (И. Ильин). Такое счастье не дается даром, не приходит само. Его нужно заслужить, выстрадать, пройти через искушения, победить зло в себе и достойно выдержать испытания внешнего мира. "Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул в печку. Наверное, его подучил злой чертенок из табакерки".

      Почему мальчик из этой доброй и веселой семьи, из этого благородного дома так жестоко поступает? Видимо, в каждом человеке есть свой "злой чертенок", который вызывает низкие чувства, желания, мысли, и ему необходимо противостоять. В противном случае человек может совершить безнравственный поступок, совершить преступление, сделать зло. Почему именно сейчас в мальчике заговорил "чертенок"? Возможно, потому, что мальчик увидел пока недоступную ему самому красоту и высокое чувство любви в других и мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить это, может быть, из зависти, ревности или других низких чувств. Агрессивный первобытный инстинкт разрушения иногда проявляется именно в мальчиках. А "прекрасная танцовщица", увидев, что солдатик тает в огне, "как бабочка, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику", и оба они сгорают в огне.

      Этот мотив безмолвной, обреченной и в то же время непобедимой, самоотверженной, наперекор всем обстоятельствам всесильной любви, верной до конца, часто повторяется в сказках Андерсена. Его герои, казалось бы, беззащитные перед злом, проникающим в каждый дом, в каждую семью, полны великой нравственной силы, источником которой является истинная любовь. И здесь, как и во многих других сказках Андерсена, в столкновении двух сил - жестокости одних людей и душевной чистоты. стойкости, героической твердости других -внутреннюю победу над злом одерживает добро. Эта тема духовно побеждающей любви является ключевой в сказках Андерсена.

       На вопрос о главных причинах смерти героев сказки "Стойкий оловянный солдатик" ученики дают разные ответы. Выслушав и обсудив каждый такой ответ, учитель может предложить следующие два объяснения. Первое: в своей смерти виноват сам солдатик, так как за все надо платить; это возмездие ему за те низкие чувства, которые проявились в его первом внутреннем монологе; это месть чертенка, вырвавшегося из души солдатика на волю; обычно Андерсен в своих сказках строго судит героев за пошлые и эгоистические чувства, за измену долгу и высокому идеалу. Второе: такое возмездие было бы слишком жестоким, ведь солдатик изменился, внутренне преобразился, искупил свою вину; герои сказки погибают из-за проявления зла в других людях - в уличных мальчишках, которые, не думая о последствиях, пустили в опасное плавание оловянного солдатика, в мальчике, бросившем солдатика в огонь. И многие ученики выберут второе объяснение. Теперь можно сделать последнее обобщение, сформулировать еще один нравственно-духовный, философский закон: в окружающем тебя мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от тебя, какой выбор сделаешь ты.

      Сказки Андерсена, как и великая русская классическая литература, ставят вечные вопросы о смысле земной жизни и высших ценностях человеческого бытия, о счастье и судьбе, о добре и зле. И читатель вместе с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе низкое и пошлое, выбирается из душевного хаоса и достигает духовной глубины. Душа читателя очищается, изменяется его "душевно-духовный уклад" (И. Ильин).

      И в заключение несколько необходимых уточнений и методических рекомендаций. В этой статье, обращенной к учителю, предлагается, прежде всего, литературоведческий анализ нравственно-духовного содержания сказки. Каждый творчески работающий учитель должен решить сам, как это реализовать на уроке. Возможны разные варианты. Например, анализ сказки с постановкой наиболее важных вопросов идет не на одном, а на двух-трех уроках. Другой вариант: учитель выбирает только отдельные вопросы и некоторые звенья сказки для обсуждения. Но во всех случаях принципиально важна исследовательская направленность в работе. Естественно, что с детьми в младших классах, даже ставя перед ними самые сложные вопросы, надо говорить просто и ясно, но, не упрощая до примитива. Ясная и простая форма изложения должна передавать глубокое содержание. Успех урока в значительной степени зависит от умения учителя вести диалог, слушать и слышать учеников, мгновенно находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов учеников, обобщений и выводов; недопустимы категоричность, авторитарность, нетерпимость к иным суждениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Стимул к успеху учителя и ученика на уроке в условиях внедрения ФГОС

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому.Главной  целью в моей работе становится формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать ...

Эстетическое воспитание учеников через уроки чтения в начальных классах

В статье рекомендуется реализация эстетического воспитания через уроки чтения в начальных классах...

Статья "Работа в парах на начальном этапе обучения чтению иностранных слов. "

В статье рассматриваются рекомендации для организации парной работы на уроках английского языка....

Научная публикация «Система взаимодействия учителя и ученика в ретроспективе»

Проблема взаимодействия "учитель-ученик" особенно актуальна в современной образовательной практике. Ответы на многие вопросы можно найти , изучив историю отношений "учитель-ученик"...

Статья "Взаимодействие учителя и ученика на уроке"

Смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих потребностей учителя во самореализации, что достигается путём непрерывного повышения мастерства педагога и вс...