Статья "Взаимодействие учителя и ученика на уроке"
статья

Климова Людмила Александровна

Смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих потребностей учителя во самореализации, что достигается путём непрерывного повышения мастерства педагога и всестороннего развития личности. Суть этого процесса заключается в получении, анализе и совершенствовании умений решать те или иные задачи, овладевать навыками и культурой умственного труда, а также постоянно самосовершенствоваться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya_i_uchashchihsya_na_uroke.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие учителя и учащихся на уроке, как основа эффективного обучения»

Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников) между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы.Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении. Вопрос взаимодействия педагога и ученика представляется мне одним из важнейших. Как правило, в процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. Своей высшей эффективности процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте педагога и ученика. Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основных элемента социального опыта - знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру. Этот опыт усваивается через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Эти учебные материалы могут быть очень совершенными, но они не могут заменить живого общения с учителем, который является важнейшим звеном в передаче социального опыта. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика. Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом.

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода. Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем. В процессе реформирования системы образования на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих.

Взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения схематично можно представить следующим образом: знание→ учитель как субъект педагогической деятельности → ученик как субъект учебной деятельности.

Учитель как субъект педагогической деятельности воспринимает, переосмысливает, выстраивает приемлемую для себя логику изложения и ценностно-смыслового акцентирования учебного материала. При этом невольно высказывается не только сама предметная мысль, но и свое личное отношение к ней. Поэтому подлежащий на уроке изучению предметный материал преломляется через: отношение учителя к материалу; его индивидуально-психологические особенности – когнитивный стиль, темперамент, темп речи и действий, уровень общего развития и специальной подготовки по данному учебному предмету; знание (или незнание) учащихся класса и отношение к ним, умение заинтересовать проблемой и пр.

Преломленная через субъектность учителя учебная программа в виде учебного материала предстает перед учащимися как субъектами учебной деятельности, у которых тоже имеется индивидуальный опыт этой деятельности, отношение к данному учебному предмету и учению вообще, умение или неумение усвоить эти знания, интересы, склонности, способности, отношение к учителю, к себе, чувство уверенности или неуверенности и пр. .

По мнению В.А.Кан-Калика результатом взаимодействия учителя и учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие стили педагогического обучения: общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, общение – дистанция; общение – устрашение; общение – заигрывание.

Для общения – устрашения характерно устойчивое стремление учителя захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и навязать свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в форме приказа, нотации, наставления, подчас наказания. В основе организации учебного процесса у такого учителя лежат “авторитарно-императивные принципы” (определение Ш.А.Амоношвили), а девизом его деятельности становятся слова “делай так, как я тебе говорю!” В этом случае взаимодействие учителя и учеников представляет собой по сути дела простой взаимообмен репликами, в ходе которого учитель выступает, как правило, в роли формального организатора учебного процесса. Внешний порядок и дисциплина являются, как правило, следствием строгой проверки и контроля учащихся со стороны учителя. Всё это создаёт напряжённость во взаимоотношениях между обучаемыми и обучающим, нередко приводит к конфликтам меду ними, вызывает взаимную неприязнь [Амонашвили, 1996 : 51].

Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл, складывается между ними отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков. Именно такое сотрудничество имел ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: «...учение мыслится как совместное исследование …» [Рубинштейн, 2009 : 512].

В условиях соактивности основными орудиями учителя становятся просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Учитель акцентирует внимание учеников на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего). Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение учителя с детьми. Ведущим девизом их совместной деятельности является лозунг “Действуем вместе!”. Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя раскованно и свободно.

Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности, стимулирует практическое использование иностранного языка: в совместном оформлении стендовых газет, в подготовке групповых и межгрупповых мероприятий на изучаемом языке [Мудрик, 2001 : 81].

Таким образом, взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в которых и через которые раскрывается вся сложная система способностей – предметно-практических и душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации ребенка. Его дополнительный эффект – межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке.

Взаимодействие учителя и ученика на уроке происходит лишь тогда, когда они понимают и уважают друг друга, а следовательно друг другу доверяют. Лишь такое взаимодействие учителя и ученика на уроке, которое основано на понимании, доверии и уважении друг друга, помогает достичь основной цели образования: знание становится личностным достоянием школьника [Практическая психология образования : 573]. Достижению такого уровня взаимодействия ученика и учителя способствует соблюдение учителем соответствующих общих принципов, требований, «заповедей»:

- соблюдать дистанцию, пусть минимальную, в межличностных отношениях. Не путать «демократизм» с «разболтанностью», панибратством и пр. Педагог, будучи ответственным представителем широкой общности, народа, должен сохранять свою ведущую роль по отношению к подрастающему поколению. Но подчеркивание педагогом дистанции снижает качество образовательного процесса;

- сочетать требовательность к человеку с обязательным уважением к нему (независимо от его возрастного, физического, общественного статуса, наличного опыта, успехов и неудач);

- открывать положительное в человеке, его активности, обращать на это внимание и не «зацикливаться» только на указании его ошибок, недостатков;

- не обесценивать (без острой надобности) других людей, культивировать идею общественной равноценности индивидуально своеобразных личностей, разных слоев общества;

- доброжелательно относиться к людям, оптимистично смотреть на возможности их прогрессивного развития;

- культивировать бодрую, деловую атмосферу взаимно доброжелательных, дружелюбных отношений в детском коллективе;

- стремиться в ходе общения к тому, чтобы учащиеся стали соучастниками. А не присутствующими. Видеть смысл своего поведения как педагогат в том, чтобы вовлечь учащихся в заданную деятельность;

- культивировать в ходе общения с учащимися «стиль», «тон», «атмосферу» увлеченности совместной созидательной деятельностью;

- осознавать и преодолевать у себя стереотипы восприятия учащихся (избегать присвоения им «ярлыков») [Климов, 2004 : 122-123].

Таким образом, для установления оптимального уровня взаимопонимания и достижения адекватного уровня взаимодействия между учителем и учеником учитель, как субъект педагогической деятельности, которому принадлежит ведущая роль в образовательном процессе, в своей деятельности должен руководствоваться рядом приницпов. С одной стороны, педагогическое взаимодействие в системе «учитель-ученик» не должно сводиться к односторонней активности преподавателя на уроке, поскольку объяснительно-иллюстративное обучение не способствует развитию личности ученика. С другой стороны, учитель должен найти наиболее оптимальный для себя и обучаемых (с учетом их индивидуально-личностных особенностей) стиль педагогического общения, предполагающий соблюдение определенной дистанции в отношениях с учениками, который позволит сделать процесс обучения наиболее эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет учителя начальных классов по теме: "Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика".

План.1.     Теоретические исследования в области стимулирования с целью повышения эффективности урока.2.     Метод ассоциативного образа на ур...

Взаимодействие" учитель-ученик" на уроке в технологии проблемно-диалогического обучения.

Главную роль играет ученик, а учитель становится координатором, наблюдателем, помощником в работе учащихся....

Эффективность урока- стимул к успеху учителя и ученика.

Презентация выступления поможет вам использовать материал для работы в школе....

Учитель ученик_2 урок_1 класс

Презентация к курсу "Мир деятельности", для учащихся 1 класса. Может использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности....

Стимул к успеху учителя и ученика на уроке в условиях внедрения ФГОС

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому.Главной  целью в моей работе становится формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать ...

Научная статья: "Работа учителя и учеников на уроках чтения"

    После прочтения сказки и выяснения общих впечатлений (понравилась ли сказка и чем, самые яркие эпизоды) поставим первый проблемный вопрос: какие основные чувства в читателе вызыва...