Взаимодействие" учитель-ученик" на уроке в технологии проблемно-диалогического обучения.
статья по теме

Орлова Галина Александровна

Главную роль играет ученик, а учитель становится координатором, наблюдателем, помощником в работе учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_orlova.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

      Взаимодействие «учитель–ученик» строится на принципе групповой работы. Распределение ролей учителя и ученика, в отличие от традиционных форм обучения иная.

Роль учителя

Роль ученика

Предлагает проблему.

Присваивает проблему, наделяет ее личностным смыслом. Определяет зону своего знания – незнания по данной проблеме.

Описывает сюжетную ситуацию. Ставит задачу: предложить свою гипотезу и решение проблемы.

Вживается в ситуацию, предложенную учителем. Каждый выдвигает свою гипотезу, анализируя имеющийся опыт, находя пути решения.

Намечает цели и задачи реализации проекта.

Уточняет и конкретизирует цели и задачи.

Предлагает создать группы с конкретными задачами, распределить обязанности.

Разбиваются по группам, распределяют обязанности. Планируют работу группы, выбирают форму представления результатов.

Консультирует учащихся по их запросу, корректно контролирует и стимулирует при необходимости.

Самостоятельно реализуют собственный план работы, каждый выполняет свои обязанности в группе, оказывает помощь другим.      

Ставя вопрос, просит обязательно пояснения своей точки зрения.

Ищет необходимые знания и применяет их при реализации проекта.

Координирует пояснение гипотез.

Сопоставляет свое суждение с суждением других.

Наблюдает, как дети фиксируют и объясняют свои представления об обсуждаемой проблеме, видит неточность, ошибочность, или неполноту детских представлений, создает условия для дискуссии, руководит детским поиском ответов на поставленную задачу.

Самостоятельные индивидуальные представления выстраиваются в общую точку зрения. Ребенок овладевает способом познавательной деятельности. Учится вычленять в  представлении о мире, как зоны собственного знания, так и зоны не до конца ясного, не известного.

Создает условия, чтобы каждый ученик мог активно участвовать в решении учебной задачи.

Ученик становится субъектом учебной деятельности.

Ставит новую цель, как решить поставленную проблему.

Выдвижение плана решения поставленной задачи.

Руководит обсуждением выдвинутых решений.

Сопоставляет разные решения поставленной задачи.

Оказывает помощь при подготовке результатов.

Готовит представление результатов.

Эмоционально поддерживает каждого ученика, оценивая любой результат деятельности (как положительный, так и отрицательный)

Положительная реакция и эмоциональная поддержка сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"

В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии  проблемно - диалогического обучения на уроках....

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые о...

Урок русского языка в 3 классе "Двусложные слова" (технология проблемно-диалогического обучения).

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Двусложные слова"в технологии проблемно-диалогического обучения. Тип урока- "открытие" нового знания....

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка.

Выступление на педсовете по теме "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка" с презентацией....

Урок в технологии проблемно-диалогического обучения. Предметная область «Математика и информатика». 1 класс

Тема: « Решение задач»   Цель: развитие умения решать простые задачи на основе связи целое – часть и технологии продуктивного чтения.Задачи:Учебные задачи, направленные на достижение личност...

Урок обучения грамоте с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Технологическая карта урока обучения письму. 1 класс. Урок с использованием технологии  проблемно-диалогического обучения....