Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка.
презентация к уроку по теме

Анисимова Наталья Александровна

Выступление на педсовете по теме "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка" с презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемно-диалогического обучения н а уроках русского языка Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак

Слайд 2

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» п остановка проблемы п оиск решения «диалог» п обуждающий подводящий

Слайд 3

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Слайд 4

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . У читель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1 . Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2 . Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Слайд 5

Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности .

Слайд 6

Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?

Слайд 7

анализ учитель ученик Практическое задание на новый материал, проверка задания. Необходимо записать на доске слово береза, но оно не помещается Надо перенести А что значит перенести? Одну часть оставить на строке, а другую перенести на следующую Помогите мне перенести это слово (работа в парах) Бер – еза,бе – реза, бере -за, берез-а Задание было одно, а ответов много. Почему Что мы не знаем Как переносят слова? Правила переноса (Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием)

Слайд 8

Учебник «К тайнам нашего языка» УМК «ГАРМОНИЯ» помогает учителю создавать необходимые проблемные ситуации

Слайд 9

Когда согласным можно доверять?

Слайд 12

Создание проблемной ситуации в упражнении для домашней работы.

Слайд 13

Этапы Действие учителя Действие ученика 1.Актуализация знаний 1)Создание атмосферы психологической комфортности Давайте рассмотрим образец текста В.Бианки . В чем отличие данного текста от тех, которые пишем мы? Предполагаемые ответы детей: А) текст завораживает Б) написан без «окошек» 2)Подготовительная работа Для чего мы оставляем окошки? Грамотные люди обычно решают орфографические задачи не после записи слов, а сразу во время письма. А вы так сможете? Хотите попробовать? П/о А) помогают не делать ошибок. Б) заставляют думать, когда пишем В ) да Тема: «Знаю или не знаю? Пишу или…?» УМК «Гармония» Предмет: Русский язык, 2класс.

Слайд 14

2.Постановка проблемы Запишем слова, используя памятку №3 Солнце входит со двора : -А ну-ка, школьник в класс пора! Бери перо карандаши , Садись за парту и пиши. Удалось ли решить орфографические задачи сразу во время письма? Дети работают строго по памятке №3 П.ра , к.р.нд. ши .. и т.д п/о а) нет б) памятка требует найти опасные места и записать с пропуском всех орфограмм.

Слайд 15

3.Поиск решения учебной проблемы. 1) Работа в группах. 2)Выбор учащихся. пах. Перед вами новая памятка. Она почти такая же, как памятка№3,но есть некоторые отличия. Главное- в самом начале. Найдите его. Наблюдение и консультирова - ние . Выберете ту памятку, по которой вы хотели бы работать. Сравнение-анализ. Вывод: п/о №3-два действия выполняют- ся одно за другим №4-одновре- менно Памятка №4 дает возмож - ность писать сразу без «окошек».

Слайд 16

Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; о бщепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.

Слайд 17

Спасибо за внимание ! Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие . Э.И. Александрова



Предварительный просмотр:

Технология  проблемно-диалогического обучения как средство реализации стандартов второго поколения

(выступление на педсовете)

Слайд 1

      Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

       Перед современным школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

     В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

     Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Слайд 2

     Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

      В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

       Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Слайд 3

  Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  1. побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  2. подводящий к теме диалог;
  3. сообщение темы с мотивирующим приемом.

Слайд 4

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим эти действия.

Слайд 5

Приемы создания проблемной ситуации. 

Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.        

Слайд 6

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой. Приведём пример:

  1. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
  2. Вопрос был один? А мнений сколько?
  3. Что вас удивило? Что интересного заметили?
  4. Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Слайд 7

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

 Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Методы поиска решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

 4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Слайд 8 – 15

Учебник «К тайнам нашего языка» УМК «ГАРМОНИЯ» помогает  учителю создавать необходимые  проблемные ситуации (примеры)

Слайд 16

Основные выводы

      Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

      Данная технология является:

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;                                                          - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.  

- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Слайд 17 (тезис)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Организация проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка по образовательной системе «Школа 2100»

Цель проекта.   Провести исследование и проверить влияние проблемно-диалогического обучения на качество  обучения по предмету....

Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка.(Из опыта педагогической работы)

Теоретическое обоснование педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса.Формы, методы и приёмы организации личностно-ориентированного урока. Богатые возможности те...

Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе

В работе  показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского  языка в начальной школе...

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается использование методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе....

Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье даётся описание проблемно - диалогического обучения на уроках русского языка. Также приведены примеры этапов урока с применением данной технологии....

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...