Конспект урока "А.И.Куприн "Барбос и Жулька", УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Федотова Татьяна Александровна

В данном архиве подготовлены конспект и презентация урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon barbos_i_zhulka.ppt471.5 КБ
Файл konspekt_barbos_i_zhulka.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подарили мне собаку Нет, не просто подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка. Он малюсенький пока!

Слайд 2

ТЕМА УРОКА: АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН «Барбос и Жулька»

Слайд 3

Объясните смысл пословиц. ЛЕГКО ПОДРУЖИТЬСЯ, ТОТ НЕ ЖИЛ. КТО НЕ ИСПЫТАЛ ДРУЖБЫ, ДО СМЕРТИ. БУДЬ ВЕРЕН ТЯЖЕЛО РАЗЛУЧИТЬСЯ. Легко подружиться, тяжело разлучиться. Кто не испытал дружбы, тот не жил. Будь верен до смерти.

Слайд 4

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (26.08.1870 - 25.08.1938)

Слайд 5

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ: Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Слайд 6

СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИЗЕМИСТЫЙ – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. ФЛИРТ – любовная игра, кокетство. ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.) КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество. РЕПЯХАМИ – репейник ИСКОНИ – издавна

Слайд 7

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Слайд 8

БАРБОС СТРЕМГЛАВ БРОСИЛСЯ К ЖУЛЬКЕ, БЕССИЛЬНО ЛЕЖАВШЕЙ НА ЗЕМЛЕ, ОБНЮХАЛ ЕЁ И С ТИХИМ ВИЗГОМ СТАЛ ЛИЗАТЬ ЕЁ В ГЛАЗА, В МОРДУ, В УШИ. ЖУЛЬКА СЛАБО ПОМАХИВАЛА ХВОСТОМ И СТАРАЛАСЬ ПРИПОДНЯТЬ ГОЛОВУ — ЕЙ ЭТО НЕ УДАЛОСЬ. В ПРОЩАНИИ СОБАК БЫЛО ЧТО-ТО ТРОГАТЕЛЬНОЕ...

Слайд 9

КАКИЕ СЛОВА ВЫБРАЛ КУПРИН ДЛЯ ОПИСАНИЯ ВНЕШНОСТИ СВОИХ ГЕРОЕВ? Барбос Жулька невелик ростом, приземист маленькая широкогруд тонконогая длинная чуть вьющаяся шерсть гладкая чёрная шерсть с жёлтыми подпалинами шерсть с колючками «репяхами», сталактитами уши со следами «боевых схваток»

Слайд 10

ХАРАКТЕР БАРБОСА И ЖУЛЬКИ Барбос Жулька верность, независимость деликатность разбойничья натура застенчивая вежливость, ласковая неаккуратный храбрая, правдивая, искренняя

Слайд 12

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ: Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Слайд 13

Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Слайд 14

ЧЕМУ УЧИТ НАС ЭТОТ РАССКАЗ? Дружбе, верности. «Сегодня на уроке я …»



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: «Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

Цели урока:

- раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька»;

- создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспечить целостное восприятие текста.

Задачи урока:

- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И.Куприна;

- учить читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения;

- развивать словарный запас детей, развивать умение составлять сравнительную характеристику персонажей;

- воспитывать доброе, внимательное отношение к животным;

- Учить анализировать поступки героев;

- Смысл дружбы и верности.

Доска, экран

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы за парты сели ровно,

Ножки вместе, спинки ровно.

И к работе всё готово.

Речевая разминка слайд 1

- Ребята, на партах у вас лежит карточка с текстом – прочитайте …..

                     Подарили мне собаку

                     Нет, не просто подарили,

                     В день рожденья подарили

                     Очень славного щенка.

                     Он малюсенький пока!

                                            ( И. Токмакова.)

-Прочитайте шепотом.

Прочитайте вполголоса.

-Прочитайте с интонацией удивления.

-Прочитайте с интонацией восхищения.

3. Выявление читательского опыта учащихся.

- А сейчас я прочитаю несколько отрывков из произведений, а вы постарайтесь узнать данное произведение, правильно назвать произведение и автора  и соотнести с соответствующей моделью.

(Учитель читает отрывки из произведений, учащиеся называют произведение, автора произведения.

а)«- Так и быть, я вам сообщу ужасную тайну…да…Только  - условие: никому не рассказывать. Правда, мне немного совестно говорить о самом себе, но что поделаете, если я – самая умная птица!»

 - Из какого произведения данный отрывок?

(Д.Н.Мамин-Сибиряк «Умнее всех», сказка о животных)

б)  «..  Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше.  Тогда он, распустив крылья, пошел вниз»

(Л.Н.Толстой «Лебеди».)

в)«Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы, женщины – честны, добры и понятливы. Но – прости им Бог – и те и другие безобразны»

 (А.И.Куприн «Синяя звезда».  Данное произведение не подходит ни к одной модели ни жанром, ни темой. Это легенда об эрнотеррском народе)

 - Молодцы! Вы очень внимательны и хорошо знаете произведения. Настоящие книгочеи!

  1. Орг.момент

- Послушайте стихотворение «Про тех, кто лает» С. Михалкова.

На свете множество собак-

И на цепи и просто так:

Собак служебных - пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов всегда голодных.

- Как вы думаете, о чем пойдем речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями урока?

- Тема нашего урока: «Творчество Александра Ивановича Куприна и произведение «Барбос и Жулька» Слайд  2

- Как вы думаете, что это за жанр?

- Что такое рассказ?

Какие цели для себя поставим?

-Правильно, будем учиться правильному, выразительному чтению текста, учиться анализировать поступки героев, развивать мышление, внимание и память.

- Поднимите руку у кого дома или у родственников есть собака? Какие породы собак вам известны? (Ответ детей)

- В настоящее время известны около 400 пород собак, чаще всего породы группируются по характеру их применения.

- О собаках, их жизни, повадках.

- Собаки.

- Рассказ.

- Это произведение, в котором говорится о реальных событиях и героях. Много описаний…..

  1. Работа над пословицами Слайд  3

- Соедините начало и конец пословицы. Клик-ответ

- Объясните их смысл. клик

- Почему именно эти пословицы я подобрала к уроку?

Работа на экране

  1. Немного и писателе Слайд  4

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в тамбовской области – Купры.

Куприн родился в семье мелкого чиновника 7 сентября 1870 года. Отец его умер, когда мальчику не было и 4 лет. Семья осталась без денег и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до 6 лет, а потом его отправили в сиротский пансион, а затем в военное училище.

Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

Случалось, ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлером.

Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

- Что интересного узнали о Куприне?

- О ком он написал много рассказов?

- Как вы думаете, кого называют друзьями?

- Какими качествами должны обладать друзья?

- Поработав над текстом рассказа мы должны ответить на ряд вопросов:

Слайд  5

  • Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?
  • Могут ли дружить животные так же как люди?
  • Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Слушание учителя

Ответы на вопросы об услышанном

 

  1. Словарно-лексическая работа. Слайд  6

Прежде, чем мы познакомимся с произведением, давайте выясним значение некоторых слов.

ПРИЗЕМИСТЫЙ

1) малорослый и плотный по сложению;

2) маленький, низкий.

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ФЛИРТ – любовная игра, кокетство.

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.

РЕПЯХАМИ – репейник

ИСКОНИ – издавна

Озвучивание непонятных слов, прочтение их толкований

  1. Слушание произведения А.И.Куприна «Барбос и Жулька».

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением А.И.Куприна, постараемся раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», дать характеристику героям, проанализируем их поступки; определим главную мысль рассказа.

Первичное целостное восприятие (читает учитель, а дети следят по тексту)

Читаем текст с карандашом в руках. Все непонятные слова подчеркиваем.

  1. Выявление первичного восприятия произведения

Беседа после слушания рассказа

? – Какое чувство вызвало это произведение?

- Что вас поразило, удивило?

Слайд 7

Какую главную мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Чему нас учит? (Дружбе, верности)

Дети высказывают свое мнение о произведении.

Работа с иллюстрациями к прослушанному произведению  слайд 8 (клик – ответ из произведения)

Рассмотрите иллюстрацию, что на ней изображено?

Найдите в тексте слова, соответствующие данному рисунку.

  1. Повторное слушание произведения

Работа над осознанным чтением.

А сейчас мы будем еще раз читать это произведение по частям с анализом и словарной работой.

-Как окружающие относились к Барбосу?

-Как Барбос относился к другим собакам?

(с «Едва только ...показывалась … Барбос никогда не пропускал ни одной драки, сам первым бросался в бой  -  «он твёрдо памятовал великий закон всех …..; Барбос как молния, настигал соперника…. »)

- А как Барбос повёл себя при проявлении бешеной собаки?

(«вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал»)

 - Ожидали ли вы от него такого поведения? Как бы вы оценили поступок Барбоса?

 (Такого поведения от Барбоса не ожидал никто. Бешеной собаки он испугался, повёл себя трусливо…)

 - А почему отступила бешеная собака?

(в схватку с бешеной собакой вступила Жулька.)

-Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга?

-Почему изменилось поведения Барбоса?

-Чувствовал ли себя Барбос виноватым?

- Подтвердите словами из текста («царствовало редкое согласие и самая нежная любовь»)

- Как автор рассказа говорит о дружбе Барбоса и Жульки?

- Почему Жулька прощала Барбосу его буйный нрав и дурные манеры?

- Как вы думаете, что является главной мыслью рассказа?

 (Самоотверженный поступок Жульки)

 -  Можно ли поступок  Жульки  считать геройским? Почему?

  - Какой эпитет использует автор, описывая поступок Жульки? (героический порыв)

 - Ожидали ли вы от Жульки такого поступка?

- Как вы думаете, зависит характер, поведение от внешнего облика?

Вывод: Характер, поведение, смелость, отвага собаки (человека) не зависит от ее внешнего (вида) облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой, как и человек.)

 - Как вы думаете, почему Жулька заболела? Подтвердите свой ответ словами из текста.

 (Жулька пережила сильное потрясение, которое подорвало её здоровье «Но напряжение героического порыва  и  ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной  Жульке»)

 - Чем же заканчивается рассказ?

 (Рассказ заканчивается прощанием собак и смертью Жульки)

 - Как вы думаете, переживал ли Барбос за Жульку?

Учащиеся высказывают свои мнения

- Прочитайте последний абзац. Что же произошло? Как все узнали о смерти Жульки?

(Высказывания детей)

 - Как вы думаете, можно ли Барбоса и Жульку считать друзьями?

8. Работа над композицией произведения   Доска(лист)

- Любое произведение состоит из определенных частей:

Вступление

Завязка

Кульминация (самый напряженный момент)

Развязка

Заключение

- Я уже разбила рассказ на пункты, но они в нарушенном порядке. Нам надо отнести их к определенным частям композиции произведения.

- Выберите пункты, которые входят во вступление:

1. Описание Барбоса

2. Описание Жульки

3. Характер собак

4. Дружба собак

- Кто у нас главные герои рассказа?

- Прочитайте как выглядел Барбос.

- С чем сравнивается его шерсть?

- А его уши?

- Найдите описание Жульки.

- Почему описание Жульки занимает 1 предложение, а описание Барбоса целый абзац?

Слайд  9 – сводная таблица внешности героев

- Эти собаки отличаются только внешностью?

(Эти собаки различались внешним видом и характером)

Слайд 10 – характер

- Найдите описание их характера.

(Барбос -  верный, независимый, разбойник, драчун, забияка, неаккуратный)

(Жулька: деликатная, застенчивая, доверчивая, вежливая)

- Вывод: внешность и характер собак различны!

- Что же связывало таких разных собак?

(Между Барбосом  и   Жулькой  царствовало редкое согласие  и  самая нежная любовь)

- Почему Куприн вначале рассказывает о разной внешности собак, а затем снова большое внимание уделяет описанию разности характеров?

(Чтобы было понятно, как они выглядели и какой у них характер, что они из себя представляют, представлен яркий образ главных героев)

 Рабочая тетрадь с. 33, №2

Характеристика

Барбос

Жулька

Происхождение

происходит от простых дворняжек или овчарок

принадлежит к распространённой породе тонконогих маленьких собак – комнатная собачка

Основная черта характера

верность, независимость

деликатность, застенчивая вежливость

Отношение к еде

съедал как свои, так и чужие съестные припасы

не попрошайничала, ела аккуратно

Отношение к людям

Барбос вызывал своим поведением гнев у людей, порой снисходительность

доверчивая, ласковая

Отношение друг к другу

редкое согласие и нежная любовь

редкое согласие и нежная любовь

- К какому выводу он нас подталкивает?

- Кто ворвался во двор? Как вел себя?

- найдите этот эпизод, зачитайте его. Это завязка.

- Найдите пункты плана для завязки:

1. появление бешеной собаки

- Какой был самый напряженный момент рассказа? Найдите его, зачитайте. Это называется кульминация. Найдите пункт.

1. подвиг Жульки

- Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок

- Выберите пункты плана для развязки.

1. болезнь Жульки

2. прощание собак

- Как автор описывает болезнь собаки?

- Чем она болела?

- В чем это проявлялось?

- Изменило ли Жульку появление бешеной собаки?

- Чувствовал ли Барбос себя виноватым?

- В чем это проявлялось?

- Найдите описание прощания собак.

- Заканчивая работу над композицией, найдем заключение.

1. смерть Жульки

- Прочитаем последний абзац.

- Что же произошло?

- Как все узнали о смерти Жульки?

- Что же у нас получилось на доске?

- Где его можно использовать?

Обобщение

- Кто лучше всех понимал собак? Прочитайте фразу Куприна об этом.

(Лучше всех животных понимают дети: «Так как дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые… стр.62).

 -  От чьего имени идёт повествование в рассказе? Подтвердите словами из текста.

 (Повествование ведётся от лица автора. В то время, которое описывается в рассказе, Куприн был ребёнком: «Так как дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые, то мы первые догадались, чего хочет Барбос». «-Папа, пусти Барбоса……, приставали мы к отцу.»)

- Верно, ребята. Это детские воспоминания Куприна. Он был очевидцем происходящих событий. Я вам уже говорила, что все рассказы Куприна о животных не выдуманы. В них описываются реальные события.

Александр Иванович Куприн очень любил животных, превосходно знал их характер и повадки. В его доме жили семнадцать собак, несколько кошек, козлёнок и обезьянка Марья Ивановна, любимец – пёс Сапсан. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом  деле: многие из них в его доме, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. Барбос и Жулька – герои прочитанного сегодня на уроке рассказа жили в то время на самом деле, и история, рассказанная в этом рассказе, действительно была в жизни.  

Слайд 11. Куприн с собакой

- Как вы думаете, что хотел сказать А.И.Куприн своим произведением. Какова основная мысль данного рассказа?

(Рассказ помогает понять, что дружба существует не только между людьми, но  и  между животными. Животные, как и люди, переживают предательство, измену, умеют беззаветно отдаваться дружбе. И мы должны быть чуткими и внимательными, добрыми, понимать животных, жить с ними в дружбе, заботиться о них.)

- Молодцы!  Куприн рассказывает о животных с проникновенной нежностью или душевной горечью, точно речь идёт  о людях добрых или злых, весело-озорных или угрюмых, а чаще всего отзывчивых, наивных и во всём непосредственных, как дети, по-своему мудрых и всё понимающих, но только не умеющих говорить человеческим языком. Мы в ответе за тех, кого приручили.

  1. Подведение итогов урока

-Какие вы знаете пословицы о дружбе?

Друзья познаются в беде.

•Не мил и свет, когда друга нет.

•Большей дружбы не бывает, когда друг за друга погибает.

•Друга любить – себя не щадить.

- Вернемся к ключевым вопросам и ответим на них: слайд 12

Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

Могут ли дружить животные так же как люди?

Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? слайд 13

Чему учит нас этот рассказ?

Слайд 14

- Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»

- Кому на уроке было интересно?

- Кто узнал для себя что-то новое?

- Кто начал разбираться в композиции произведения?

- Из каких частей состоит композиция?

Вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение

  1. Домашнее задание

Выучить отрывок

Запись д/з в дневник

ДОСКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс

Тема:  Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»

Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа ХХI века" Тема "Согласные звуки" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1

УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1...

Конспект урока по окружающему миру. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: « Слух. Орган слуха - ухо», 4 класс.

Цели:Образовательные: -Формирование  у обучающихся потребности в работе с информацией, с различными источниками информации;- формирование умений  выбирать и работать со средствами ИТ;- позна...

Конспект урока "Красная книга России", УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

Данный архив содержит коспект урока с презентацией и карточками для работы....