План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Беличенко Ирина Петровна

Тема:  Человек – защитник своего Отечества.

 

Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; воспитывать почитание традиций и героических подвигов исторического прошлого своей страны; прививать чувство патриотизма и долга перед отечеством.

Оборудование: толковые словари (С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков, В. И. Даль);

презентация; учебник, рабочая тетрадь; маршрутные листы; наглядность (карточки).

 

Ход урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4_klass_okruzhayushchiy_mir_belichenko_i._p.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа №41» города Белгорода

План-конспект урока

по окружающему миру

(УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией

 Н. Ф. Виноградовой)

4 класс

                Подготовил:

                                               учитель начальных классов

                                                          Беличенко Ирина Петровна

Тема:  Человек – защитник своего Отечества.

Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; воспитывать почитание традиций и героических подвигов исторического прошлого своей страны; прививать чувство патриотизма и долга перед отечеством.

Оборудование: толковые словари (С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков, В. И. Даль);

презентация; учебник, рабочая тетрадь; маршрутные листы; наглядность (карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

  1. Я рада приветствовать всех здоровыми, жизнерадостными. Сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем гостей.

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем  много размышлять, думать, обсуждать совсем не детские вопросы, делать выводы. Тема нашего урока « Человек – защитник своего Отечества». Предлагаю на протяжении занятия обсудить «Почему люди воюют?» , постараться выяснить причины  войн.

III. Введение в тему урока.

- Не  все страны живут дружно. Бывает, что одно государство начинает войну против других, захватывает чужие земли. Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. За время своей истории Россия много раз участвовала в освободительных войнах, боролась с врагами, посягавшими на ее свободу и независимость. Очень тяжёлыми были войны. Народ хранит память о героях.

   Русские люди всегда отличались смелостью. Отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Русскому оружию, русскому воину – защитнику Отечества посвящен один из дней года, который вся страна с гордостью и уважением к воинам отмечает  …..(когда?)  23 февраля, чествуя ратных и мужественных солдат минувших, настоящих и будущих времен. Долг защиты своего отечества – это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны – Конституции Российской Федерации.

- Защита Родины – долг каждого гражданина.

- Как вы думаете,  какими качествами должен обладать гражданин?

 ( любовь к Родине, героизм, отвага, мужество, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли, любить и уважать свою семью)

- Какие качества присущи защитнику отечества? (любовь к Родине, героизм, отвага, мужество, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли)

- Молодцы, что сказали о семье, т. к. 2008 год объявлен годом Семьи.

- Кто и  что для вас ваша семья?  (дом, родители, бабушка и дедушка, поддержка, любовь, забота, ласка, уважение, помощь в трудную минуту и т. д.).

- Под каким девизом проходит год семьи в нашей стране?

Девиз: «Крепка семья – крепка Россия!»

IV. Работа по маршрутным листам.

-Класс наш тоже семья. Продолжим нашу работу в группах, что позволит выяснить насколько  вы  дружны, сплочены и можете работать все вместе. Предлагаю продолжить нашу работу под девизом «Один за всех  и  все за одного». Работать будем по маршрутным листам, у каждой группы на столе, командиры покажите. На них указаны последовательность заданий и сразу после оценивания будем выставлять баллы, а так же сами задания. Та группа, которая быстрее будет справляться с заданиями и окажется самой дружной и крепкой. Желаю всем успеха.

1.  Работа с толковыми словарями.

- Сегодня  с помощью толковых словарей мы выясним значения слов ВОЙНА, ЗАЩИТНИК, ОТЕЧЕСТВО. У вас у каждой группы лежат словари разных авторов. Первая группа работает со словарем Владимира  Ивановича Даля – ваше слово ВОЙНА к этому слову  подбираем антонимы и родственные слова ; вторая – Сергея  Ивановича Ожегова – ваше слово ЗАЩИТНИК , к нему вы подбираете синонимы и родственные слова; третья – Дмитрия Николаевича Ушакова – ваше слово ОТЕЧЕСТВО , вам нужно подобрать тоже  синонимы и родственные слова. Каждая группа должна внимательно слушать и если необходимо помогать или дополнять друг друга.

I -ВОЙНА - общественно-политическое явление, связанное с коренной сменой характера отношений между государствами . (мир, согласие; воин, войско, воевать).

 II-ЗАЩИТНИК – тот, кто защищает, охраняет и оберегает.( солдат, телохранитель, охранник; щит, защита, защищать).

III-ОТЕЧЕСТВО – страна, где родился, т.е. Родина. (страна, Родина, государство; отец, отчизна, отечественный, отче).

- Каждая группа справилась с заданием хорошо, но ……..( 5-4 балла).

2. Работа с пословицами.

- На этом этапе мы обратимся к устному народному творчеству и вспомним какие вы знаете пословицы о войне, о мире,  о отечестве.

Первой группе необходимо продолжить пословицы и объяснить их значение. (Легко про войну слушать, да тяжело ее видеть. Дружно за мир стоять, войне не бывать.)

Второй группе – выбрать правильное окончание, также объяснить пословицы. ( Войной да огнем (не шути, не играй, не угрожай). Отец воюет, а семья (горюет, страдает,  печалится).

Третьей группе – составить  правильно пословицы из предложенных заготовок и дать объяснение. (Родина  - мать, умей за нее постоять. Тот герой, кто за Родину горой.).

- Очень дружно и активно работала…. группа она получает 5 баллов, следует посильнее сплотиться …. группам  - 4 балла.

  1. Физминутка.

- Каждая группа получила творческое задание. Творческое задание каждой группы не оценивается, все старались, молодцы.

 Физминутка – это задание первой группы.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело!

3. Работа с рубрикой  «Выскажи предположение».

- Мы с вами выяснили , что такое война, семья, отечество, кого называют защитником. Теперь постараемся ответить на очень важный вопрос «Почему люди воюют?».

- А, какие войны вам известны? (выслушиваются ответы детей).

- Есть мировые, где участвуют несколько стран с целью расширения территорий. Отечественные, когда идет защита своего отечества от захватчиков. Гражданские – война на территории одного государства, которая начинается в результате мятежа, т. е. несовпадении взглядов.

- И так, те кто нападают, хотят присвоить себе богатство и ценности, которые им не принадлежат. Желание властвовать над людьми, иметь дешевую рабочую силу, рабов. Если одни нападают, то другие защищаются, стараются вернуть своей Родине свободу.

- На основании наших выводов составим схему «Причины войн».

 

Желание присвоить                                                          Желание завладеть

чужие богатства                                                                 чужой территорией

Причины войн

Желание иметь                                   Желание заставлять людей  

власть над людьми                                                другой страны работать  

                                                                                                   на себя

- Работу каждой группы очень сложно оценивать, все просто молодцы. И получают по 5 баллов

4. Работа с учебными  пособиями.

- Давайте сравним с учебником , все ли причины войн мы с вами назвали?  Открываем учебники на 131-й странице, читаем и обсуждаем  поставленный вопрос.

- Правильно мы не назвали причину – война возникает между людьми из-за разной веры.

- Молодцы. Выполним задание в рабочей тетради,  №64 на странице 22.

Вам необходимо разгадать слова и объяснить их значение.

Земля, богатство, вера, власть.

- Каждая группа получает 5 баллов, за активную и сплоченную работу.

  1. Итог урока. Домашнее задание.

- Дети, война – это добро или зло, хорошо или плохо.

- Конечно война – зло. Она приносит много горя, жертв, слез.

Третья группа подготовила стихотворение «Пусть не будет войны никогда!»

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над твоей головой.

Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года.

Пусть не будет войны никогда!

- Все три группы работали активно, дружно. И  доказали, что мы настоящая семья. Молодцы.

- Домашнее задание: написать мини - сочинение на тему «Почему люди воюют?». Задание творческого характера и наши рассуждения, выводы помогут вам.

VII. Рефлексия.

- Во всем мире есть символ мира и веры.

- Кто или что это?

- Конечно - это птица мира голубь.

- Давайте вспомним призывы, пословицы к мирной жизни на земле.

Мы за мир!

Миру – мир.

Я голосую за мир!

За мирную жизнь на планете.

За мир во всем мире.

Войне – нет, миру – да!

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

- Творческое задание второй группы – изготовить птиц мира (группа дарит голубей гостям).

- Каждому из вас предоставляется возможность  написать призыв и отдать свой голос за мир на планете.

        - Спасибо  за работу на уроке. Урок окончен.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Поурочное планирование по окружающему миру. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс

Поурочное планирование по окружающему миру. УМК  "Начальная школа XXI века"...

Поурочное планирование по окружающему миру. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс

Поурочное планирование по окружающему миру. УМК "Начальная школа XXI века"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС) по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, УМК "Начальная школа XXI века". ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на I класс (УУД)

Рабочая программа содержит пояснительную записку и подробное календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС для 1 класса по курсу "Окружающий мир" к УМК "Начальная школа XXI век"...

Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века) «Мир чувств и эмоций»

Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций».  Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами....

Конспект урока по окружающему миру. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: « Слух. Орган слуха - ухо», 4 класс.

Цели:Образовательные: -Формирование  у обучающихся потребности в работе с информацией, с различными источниками информации;- формирование умений  выбирать и работать со средствами ИТ;- позна...