Два Мороза
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Доджиева Наталья Чантаевна

Два Мороза

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Дата

18.01.2017г.

Учитель

 Доджиева Н.Ч

Тема

Сказка «Два Мороза»

 Цель урока

Поз Познакомить  учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»,

используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты (предметные)

  1. Учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»;
  2. Научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
  3. Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  4. Находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Личностные результаты

  1. Формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу;
  2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  3. Развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные УУД

  1. Находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
  2. Строить речевое высказывание в устной форме;
  3. Учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

 Коммуникативные УУД

  1. Слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
  2. Участвовать в коллективном обсуждении;
  3. Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Регулятивные УУД

  1. Принимать и сохранять учебную задачу;
  2. Выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
  3. Оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Образовательные ресурсы

Презентация к уроку с использованием мультимедийной доски, ПК, учебник, доска для работы с маркером.

                                                                                     

                                                                   

                                                                                     Структура и ход урока

Этап урока

           Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Создание

эмоционального настроя

 

- Прозвенел звонок и смолк.

  Начинается урок!

- Всё у вас в порядке?

- Хочу пожелать всем удачи!

-Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится с трудностями. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошими мыслями, с хорошим настроением. Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Вдохните ещё раз и  снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас внутри!

-Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок литературного чтения. В классе много гостей. Так давайте повернёмся к ним и своей улыбкой пожелаем им крепкого здоровья.

- Книжки, ручки и тетрадки!

-Вместе мы сможем решить любую задачу!

.

II. Речевая разминка  (слайд №2)

- Прочитайте медленно, что перед вами?

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

-Повторите в паре друг другу, кто быстрее?

-А теперь следующая скороговорка:

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

-Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд, выборочно…

-Правильно, молодцы!

- скороговорка

Читают скороговорки в паре, по рядам,  по очереди.

III. Проверка домашнего задания

 - Скажите, пожалуйста, с каким русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке?(Слайд 3)

- Какое вам на дом было дано задание?

(выборочно 3-4 человека)

-с Сергеем Есениным

-выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Берёза»

IV. Актуализация необходимых знаний

-Рассмотрите выставку книг:

Русская народная сказка «Морозко», С. Маршак «Двенадцать месяцев», В.Одоевский «Мороз Иванович», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».

- Какие здесь представлены книги?

- Выберите одну из книг и подготовьте рассказ о ней в группе и расскажите перед классом.

- Вспомните правила работы в группе.

(Разделяются на группы, рассматривают книги, группируют их по разным основаниям, представляют одну из них.)

- авторские, русские народные, сказки зарубежных стран.

- уважаем мнение друг друга, выслушиваем, работаем дружно.

Вспоминают правила работы в группе, проговаривают их друг другу

(Представляют одну из книг).

V.  Постановка целей урока

- Отгадайте загадки и откроются слова, которые помогут вам узнать, о ком мы будем сегодня читать. (Слайд №4)

(Кроссворд на экране,5 ученикам раздаются карточки с загадками)

- Отгадайте загадки, заполните кроссворд, и вы узнаете, оком мы сегодня будем читать.

- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз)

 -Когда наступают морозы?

Пока не придет крепкий мороз – зима не наступит. Явится он – мосты на реках построит, в лесу кружева развесит. Суров и грозен  мороз. Станет ходить мороз и по дворам, ледяные узоры на окнах рисовать, да и про человека не забудет. Недаром говорят: «Мороз невелик, а стоять не велит» «Силен мороз!»

-  Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением «Два Мороза» на стр.198-201.

 -Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?

(Читают загадки и отгадывают их.)

-зимой

Сказка русская народная, так как нет автора, по иллюстрациям можем предположить, что в сказке есть олицетворение - когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.

VI.   (прогнозирование)

- Предположите, о ком будет эта сказка, имея в виду её название.

- Предположите,  какие ещё герои встретятся в  сказке?

- Как вы думаете,  о чём она будет?

-Мы с вами  предположили, что…..

-А сейчас мы, познакомившись со сказкой, узнаем о ком она, какие еще герои сказки, оправдались ваши предположения.

 

(Дети упражняются в высказываниях. Предположения обсуждаются).

VII. Организация познавательной деятельности

1.Словарная работа

-В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будет непонятным. Поэтому проведем словарную работу

(Слайд №5)

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

Работают со словарными словами

2.Прослушивание сказки

(Слайд№6)

- Прослушаем начало сказки. Затем продолжите сами по цепочке.

Слушают  учителя , следя за текстом   по учебнику, затем продолжают чтение по цепочке. 

VIII. Физкультминутка

1.для глаз (Слайд № 7)

2. Наклоняемся вперёд,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре-

Завертелись, закружились.

                  3. Мы входим в лес,

Сколько здесь чудес!

Посмотрим вправо, влево,

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Выполняют упражнения.

3.Работа с текстом

Беседа по содержанию сказки (Выборочное чтение сказки)

Работа по учебнику

(с. 63, вопросы 1-3)

Словесное рисование

Тест по тексту

- Как решили потешиться два Мороза?

- Куда едет барин?

- Куда едет крестьянин?

Как Мороз- Синий нос заморозил купца?

-Как Мороз- Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?

-Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно?

-Зачем он так сделал? (Слайд № 8)

Задание по группам:

1 группа – найти и прочитать, как был одет барин

2  группа – найти и прочитать, как был одет крестьянин

- Составьте сравнительную таблицу.

Барин

Крестьянин

Шуба медвежья

Полушубок старый, заплатанный

Шапка лисья

Шапка вся в дырах

Сапоги волчьи

На ногах  лаптишки

- Какие слова помогают описать их?

Барин

Крестьянин

Ленивый

трудолюбивый

Не догадливый

догадливый

Ведет праздную жизнь

Не робеет

- Что в сказке выдуманное, фантастическое?

- Сказки, в которых все необычно: люди, земли, реки, вещи, сказочные существа , например, 2 Мороза – Волшебные сказки

- Представьте, что вы художники. Какими вы нарисовали бы братьев Морозов? Почему?

 (Домашнее задание нарисовать в тетрадях на печатной основе)

Обращаем внимание на язык сказки:

- Найдите слова и выражения, типичные для русской народной сказки.

- Какие слова повторяются?

- Какие народные выражения использованы в сказке?

 (Слайд №9, 10)

1.Что решили сделать братья Морозы?

    а) поиграть;

    б) порезвиться;

    в) позабавиться;

2.Богатый купец ехал:

    а) с колокольчиками;

    б) с бубенчиками;

    в) со звоночками;

3.За кем побежал младший брат Мороз –Красный нос?

    а) за рыбаком;

    б) за охотником;

    в) за дровосеком;

4.Какая у купца была шуба?

    а) медвежья;

    б) волчья;

    в) лисья;

5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

    а) кнутом;

    б) поленом;

    в) палкой;

6.Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет?

    а) печка;

    б) костёр;

    в) топор.

 Проверка теста (Слайд № 11)

1-В, 2-А,3-В,4-А,5-Б,6-В.

(с.59, 3 абзац и до конца страницы)

- Он едет на отдых в город)

- Ехал он дрова рубить)

Работают в группах. Заполняют сравнительные таблицы.

Составляют вместе на маркерной доске, записывают по очереди. 

- Морозы- братья ведут себя, как люди

- «По чистому полю, по густому лесу». «Еле ноги унёс. До сих пор бока болят».  

- «два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».

Взаимопроверка

IX. Подведение итогов урока

- Сказка обязательно учит людей, и сказочный выдуманный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке?

- Что поучительного хотел передать народ своим детям?

 

- Какие пословицы можно подобрать к сказке? (Слайд 12)

          Волов бояться, в лес не ходить.

          Кто любит трудиться, тому без  дела не  

          сидиться.

          Топор лучше шубы греет.

Терпенье  и труд все перетрут.

-О чём эти пословицы?

-Какая пословица выражает основную мысль сказки?

- Над ленью купца - барина; над неопытностью младшего братца Мороза – Синего носа.

- Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями.

- О трудолюбии

- Топор лучше шубы греет.

X. Рефлексия

- Оцените урок и свою работу на уроке, подчеркнув выбранный вами вариант ответа.

1.На уроке я работал (а)…                    

2.Своей работой на уроке я…              

                 3.Урок для меня показался                

 4.За урок я…                                        

 5.Мое настроение…                            

                6.Материал урока мне был…            

 

     (Слайд 13)    

                                                             

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

 не устал / устал

стало лучше / стало хуже понятен / не понятен

 полезен / бесполезен

интересно / не интересно

                                                             

XI. Домашнее задание

(Слайд 14)

  1. Прочитать сказку
  2. На выбор:

1.задание № 5 с. 202 из учебника

 2. нарисовать иллюстрацию к сказке

3.  прочитать сказку о зиме на выбор.

Выбирают и записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мастерская Деда Мороза"

В презентации расказывается, кто был первым Дедом Морозом? Как зовут Деда Мороза в разных странах? Какие бывают снежинки? Ребята получили письмо от Деда Мороза, в котором он просит приготовить праздни...

Мастерская Деда Мороза

Работа "Снегирь" выполнена в технике торцевание. Материал может быть использован на уроке технология или во внеурочной деятельности....

Урок технологии «В гостях у Деда Мороза. Терем Деда Мороза»

Урок  технологии (2 класс,  ОС «Школа 2100»). Урок открытия нового (урок – практикум) Цель: изготовить изделия для оформления класса....

Стихи о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока по технологии. В гостях у Деда Мороза. Терем Деда Мороза

Тип урока:Урок открытия новых знанийЦели:-моделирование и конструирование терема Деда Мороза.Задачи:Дать общее представление о свойствах и технологии обработки гофрированного картона.Развивать наблюда...