разработка урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Юнгова Марина Сергеевна

урок литературного чтения на тему:"Стихотворения А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lt.cht_.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: стихотворения А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря»

Цель: знакомство и анализ стихотворений А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка», «Кот поёт, глаза прищуря»

Задачи:

Образовательные: познакомить с творчеством А. Фета; формировать навык сознательного и выразительного чтения.

Развивающие: активизировать познавательную деятельность; развивать у детей речь, память, внимание, совершенствовать мыслительную деятельность;

Воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик на прочитанное; воспитывать любовь к чтению.

УУД:

Познавательные умения: определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; определять признаки стихотворения, его  особенности и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения: ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения: использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные: понимание успешности при изучении темы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

- Каким вы хотите видеть наш урок?

- Что для этого нужно?

 -Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

Приветствуют учителя. Присаживаются за парты.

 

Интересным, познавательным.

Внимательно слушать, хорошо работать, отвечать на вопросы.

  1. Подготовка к первичному восприятию.

Как называется раздел, который мы проходим?

Какие стихотворения из этого раздела вы уже знаете?

Каким временам года посвящены эти стихотворения?

Вы  познакомились с произведениями русских поэтов о временах года.

Какое время года мы вспомним, на сегодняшнем уроке вы узнаете, из стихотворения:  

(стих написан на доске)

Он кружится,

Легкий, новый,

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой.

Какова тема этого стихотворения? Как бы вы его назвали?

– Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая силу голоса.

– А теперь наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо.

– А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво.

Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.  Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет.

Некоторым ребятам было дано домашнее задание найти информацию об этом авторе.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии.

Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.

Фет писал о самом простом: о картинах природы,  дожде, снеге,  море, лесе,  звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.

Вы уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину.

Что происходит с землей?

Домами? Деревьями?

Что можно сказать о природе в это время года?

– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.

– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.

Стихи русских поэтов.

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою», И.Бунин «Листопад», А. Майков «Осень».

Осень, зима.

Слушают стихотворение.

Первый снег.

Слушают биографию автора.

Читают информацию

Земля становится мягкой,  влажной, дома серыми, деревья остаются без листьев

  1. Первичное чтение.

Чтение учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…»

Слушают стихотворение.

  1. Проверка первичного чтения.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

– От чьего имени написано стихотворение?

– Что он увидел из окошка? Что его удивило?

– Чему рад ребенок? Что его восхищает?

– Все ли слова вам понятны?

– Найдите значение этого слова.

– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?

– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему?

– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение?

– Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега?

Радости, счастья

Стихотворение написано от имени ребенка

Первый снег.

Ребенок рад снегу,..

Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ

ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой.

Чувства радости

Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы.

С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро

  1. Физминутка.

Встанем, дети, (Встали.)

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять. — (Шагаем.)

Приподнялись, (Поднялись на носочках.)

Чуть присели (Приседаем.)

И соседа не задели, (Садимся.)

А теперь придется встать, (Встали, потянулись.)

Тихо сесть, (Ровненько сели.)

Читать начать.

( Приготовились читать.)

Выполняют физминутку.

  1. Подготовка к выразительному чтению

Работа со стихотворением «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Работа со стихотворением «Кот поёт, глаза прищуря.»

Самостоятельное чтение стихотворения.

– Всегда ли паузы совпадают с концом строки?  Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. 

– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? 

 Обсуждение понятия РИФМА.

– Что такое РИФМА? 

– Найдите рифму в стихотворении.

Выразительное чтение стихотворения:

– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. 

 После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух.

– Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.

– Прочитайте стихотворение «Кот поёт глаза прищуря…» самостоятельно.

– Какую картину рисует поэт?

– Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: прищуря, дремлет, валяться, клоками.

 – Найдите значение слова прищуря. 

– Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете?

Выразительное чтение стихотворения детьми.

2, 7, 11, 14.

В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении.

Созвучное окончание строк.

Чтение стихотворения учащимися.

Чтение стихотворения хорошо читающим ребенком.

Ответы детей.

Прищуря – слегка прикрыв веки.

  1. Рефлексия

8.Домашнее задание

С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня?

– И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

– Поднимите правую руку, если вам понравился урок. Поднимите левую руку, если вам понравилось как вы и одноклассники работали на уроке. Поаплодируйте себе и друзьям.

Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

А.А.Фета

с. 128, с. 129



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....