Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: « И. А. Бунин «Листопад» (отрывок). Картина осени в стихотворении»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literat._cht._4_kl.dokument_microsoft_word_2.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

г. Рославль Смоленская область

Урок литературного чтения 4 класс.

И. А. Бунин «Листопад»

Учитель: Скрипко Нина Григорьевна

                                             

2016

Тема урока:

И. А. Бунин «Листопад» (отрывок). Картина осени в стихотворении.

         Цели:

- познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина;

- создать условия для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности;

- содействовать развитию мышления, наблюдательности, внимания, воображения, привития интереса к предмету.

         Педагогические задачи:

- формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования;

- совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности;

- обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка;

- пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном,  об услышанном.

        Планируемые результаты (предметные):

- читать стихотворение с соблюдением норм литературного произношения.

- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

- уметь работать в паре  (планировать работу, оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог);

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить самооценку деятельности .

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные: формирование эстетических потребностей, мотивация бережного отношения к духовным ценностям; формирование чувства понимания и любви к живой природе.

Регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих  задач; приобретение умения выражать своё позитивное отношение к прочитанному.

Познавательные: выделение  существенной информации, выявление выразительных средств  языка.

Коммуникативные:  владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в парах; умение осуществлять самоконтроль.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций,  проблемно-поисковый, деятельностный метод практических и устных упражнений.

Технологии: технология деятельностного подхода к обучению,  технология обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Вид ресурса:

– гимнастика для глаз  

– И.А. Бунин «Листопад»

– Картины на тему «Золотая осень»

– изображение «Резьба по дереву»

– изображение «Терем»

– изображение с опавшими листьями

– аудиозапись: Чайковский «Времена года. Октябрь»  

Техническое оснащение, оборудование:

-ноутбук, экран, проектор,  презентация;

- портрет И.А. Бунина (слайд);

- выставка книг И.А. Бунина;

ХОД УРОКА

1. Организационный этап. 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера!

Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

Начинаем урок литературного чтения. Давайте улыбнемся друг другу, постараемся доставить радость и положительные эмоции от совместной    работы себе и нашим гостям.

2. Мотивирование к учебной  деятельности. 

 Самое непредсказуемое время года прощается с нами. Мне  приятно вспоминать мгновения уходящей осени. У нас сегодня есть возможность  повернуть время вспять…

Речевая разминка: «Сентябрьская скороговорка»

Прочитайте шёпотом:

Все клёны стали рыжие,

И ни один не дразнится:

Раз все равно все рыжие -

Кому какая разница! (слайд)

Учитель: О каком периоде осени говорится в скороговорке? (о золотой осени).

Учитель: Какое настроение у вас  возникает от прочитанных строк? (радостное).

Учитель: А теперь читаем ещё раз, поддерживая радостное настроение.

Произнесите скороговорку громко, чётко выговаривая все звуки.

Вдохнули глубоко, на выдохе произносим  скороговорку.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Осень – это время, которое  вдохновляет художников, поэтов, композиторов …

        Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? (Краски.)  - А композитор? (Ноты).- А чем пользуется поэт? (Словом)

В сопровождении музыки П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» (ролик)...

(Слайд) И. Левитан "Золотая осень»

-Ребята, а вы узнали??? Как называется картина?  

(«Золотая осень»)

-Кто написал эту картину? ( Исаак Ильич  Левитан)

 Кирилл прочитает отрывок из своего сочинения по картине

 «Золотая осень».

 (на фоне репродукции картины И.И. Левитана.)

Осень заглянула в берёзовую рощу. Позолотила листья на деревьях. Не забыла кусты: подарила им оранжевый платок. Не добралась Осень только до небольшого лесочка на правом берегу реки. Он бодро зеленеет. Но к нему уже спешит с осенними красками подружка-берёзка.

 Скоро золотая Осень станет хозяйкой леса.

Учитель: Я приглашаю всех в Литературную гостиную, где нас ждет встреча с интереснейшим   поэтом. 

Учитель: В Литературной гостиной сегодня важная роль отведена ребятам, которые исследовали биографию И.А. Бунина. Предоставляем им слово.

1 ученик: Информацию об Иване Алексеевиче Бунине мы нашли в энциклопедии   и в специальных  литературных статьях, посвященных его творчеству.  

  Родился Иван Алексеевич Бунин в конце 19 века в обедневшей дворянской семье в городе Воронеже. Позднее Бунины переехали из города в деревню. В деревне Ивану очень нравилось. Он писал, что здесь он в полной мере  ощутил прелесть родной земли, её запахи, звуки, краски… 

2 ученик:  Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение, которое сразу же получило высокую оценку в литературных кругах. Бунин писал не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Они печатались  в  литературных журналах, отдельных сборниках. За сборник стихотворений «Листопад» Бунин получил Пушкинскую премию.

3 ученик: Кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать. В 1920 году ему пришлось вместе с женой покинуть Россию навсегда и уехать за границу. По  оставленной родине  Иван Алексеевич тосковал  всю жизнь.  

В возрасте 63 лет Иван Алексеевич  первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии - высшей награды за выдающиеся литературные произведения (слайд).

Учитель: Спасибо ребятам из группы «Биографы».

Учитель: Вы видите на книжной выставке сборники лирических  произведений И.А. Бунина, его прозаические произведения - с ними вы познакомитесь в старших классах.    Очень приятно брать в руки книги, которые уже доставили радость многим читателям. Советую  чаще посещать библиотеку, читать  произведения  известных авторов.

Учитель - Сложную, но достойную жизнь прожил Иван Алексеевич Бунин. Он оставил нам в наследство свои произведения. Отгадав загадку  мы узнаем произведение, с которым будем работать на уроке.                               

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся

Что за желтый снегопад?

Это просто…

(ЛИСТОПАД)

4. Постановка  цели урока и учебных задач.

Учитель:  С каким произведением познакомимся. Определите тему урока.

(«Листопад» Иван Алексеевич Бунин)

Учитель: Какую цель поставим перед собой? Что будем делать на уроке?

 (находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного,     работать с текстом стихотворения, выразительно читать, будем наблюдать и анализировать художественные средства, оценивать результат работы, слушать собеседника).

Какая же одна из главных задач урока?

   5. Совместное открытие новых знаний

Учитель: Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А. Бунина, разобраться в его чувствах и настроения

Учитель: Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить картины осеннего леса. (Читает учитель).

Проверка первичного восприятия стихотворения

Учитель: Вы внимательно слушали. Понравилось стихотворение? Посоветуйтесь друг с другом, скажите одним словом,  какую осень вы представили? 

-  Стихотворение называется «Листопад».

-  Что значит для вас слово листопад?

- Составим корзинку идей?!

Корзинка – идей:  Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения.

Листопад  – это …

  • …опадание листьев
  • … пора осени
  • … явление в природе
  • … сухие листья
  • … разноцветные листья

6. Физкультминутка

Учитель:  Проверим вашу внимательность. Я называю дерево. Если оно есть в стихотворении, то один раз хлопаем в ладоши, если нет, то покачиваем головой отрицание.

Берёзы (+), осины (-), ёлочки(+), клёны(+), дуб(+), рябины(-), сосна(+).

7. Первичное закрепление. Работа в группах

Учитель: Прочитайте стихотворение самостоятельно.

В стихотворении есть слова, значение которых, как я  думаю, вам не совсем ясны.

Познакомимся с незнакомыми словами, которые встретились в стихотворении (в один конверт вложить слова, а в другой ответы.  В каждой группе по 2 слова и пояснение.  Потом  проверить на экране). (слайд)

Терем - в Древней Руси: высокий богатый сказочный дом.

Лиловый - фиолетовый цвет, цвет сирени, фиалки

Багряный – тёмно - красный

Лазурь -  голубой цвет,  цвет неба

Вдова - одинокая женщина у которой умер муж.

Завороженный – околдовать, очаровать

8. Работа над содержанием стихотворения.

 А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства. А фоном прозвучит музыка

— Чтение стихотворения -1уч-ся

Учитель:  Скажите, что напомнил осенний лес И.А. Бунину? (Терем расписной).

Назовите сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.

(Лес – терем расписной. Лес стоит стеной. Елочки темнеют – как вышки. Синеют просветы в небо, что оконца. Пустая поляна – широкий двор. Паутина – как сеть из серебра. Мотылек – точно белый лепесток.)

Учитель:  Ребята, что помогает нам в стихотворении увидеть и ощутить сказочный мир осени? (Эпитеты).

Учитель:  Какие эпитеты использует автор? — Давайте найдём их и зачитаем.

(«Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «сеть из серебра», «мёртвое молчанье», «лес заворожённый», «Терем расписной», «сонная поляна».)

Учитель:  Какие слова и словосочетания помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?   

(мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

Учитель: Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)

Учитель:  Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)

Учитель:  Что Бунину напоминают оконца? (просветы в небо между листвой)

Учитель: А почему оконца, а не окна? (маленькие).

Учитель:  Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. (найдите эти строчки и зачитайте.) Учитель: Почему слово Осень написано с большой буквы? (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема)
Учитель:  С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

Учитель:  Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

Учитель:  Есть ли ветер? (нет,  «мертвое молчанье»)

Учитель: А как понять слова «мертвое молчанье»? ( тишина).  Что это за языковой прием? (метафора).

Учитель: Тихо в осеннем лесу. Слышится только шелест листьев.

Учитель:  Найдите слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика?

"молчанье" – [ч];

"вышине" – [ш];

"можно" – [ж];

"тишине" – [ш];

"расслышать" – [ш];

"шуршанье" – [ш].  

Этот прием называется звукопись, он позволяет услышать и ярче представить какой то образ. 

Учитель:   Прочтите заключение, последнее четверостишие.

Учитель:  Почему Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал.

Учитель:   Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения?

 Учитель:   Какие слова в стихотворении повторяются?

Учитель:   Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать?

Учитель:  Такой приём называется повтор одних и тех же слов. Это как бы подчёркивает мысль автора, придавая словам особую выразительность и убедительность.

Учитель:  Какую же мысль хочет донести до нас поэт?

Учитель:   Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.

Учитель:   Кто же является главным героем стихотворения? (лес)

Учитель:   А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня. Но ведь и поэт, как и лес, любуется красотой осенней природы. Можем ли мы предположить, что само стихотворение — это метафора. Это сам Бунин любуется красотой осенней природы, скрываясь за образом леса. Именно исследование позволило нам сложить из отдельных фрагментов, как из мозаики, целостную картину неповторимой красоты русской природы.

Учитель: А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.

9.  Зрительная физкультминутка

 Представим себе на мгновение, что нас пригласили в этот лес-терем. Полюбуемся листопадом.…(Гимнастика для глаз «Листопад»)

10. Творческая работа

 В Литературной  гостиной принято знакомить присутствующих со своим творчеством.  

Творческая  разноуровневая работа в группах.

1 группа.

Задание. Собери стихотворение

(учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения).

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над светлою поляной.

Лес, точно терем расписной,

Березы желтою резьбой

Веселой, пестрою стеной

Как вышки, елочки темнеют,

Блестят в лазури  голубой,

То там, то здесь в листве сквозной

А между кленами синеют

Просветы в небо, что оконца.

2 группа.

Задание. Проталинки.

(учащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)

Лес, точно терем _________

Лиловый, ___________, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою _________

Березы _________резьбой

Блестят в лазури ___________

Как вышки, __________темнеют,

А между кленами ___________

То там, то здесь в листве сквозной

__________в небо, что оконца.

3 группа

 «Найди пару» (карточки)        

– Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина.                                                                                                        

Просветы
Елочки
Осень
Лес
Паутина
Мотылек

Терем
Сеть из серебра
Оконца
Тихая вдова
Белый лепесток
Вышки

Учитель: Я вот такой увидела осень (я показываю свой рисунок).  

Учитель: Что-нибудь совпало с вашими представлениями?

Учитель: Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею. В японском характере есть одна черта, которая мне особенно нравится - это умение  замечать и ценить все прекрасное вокруг себя. В школе есть особый урок -  искусство любования, т.е. любование природой.

Учитель:   А сейчас мы узнаем  чему же там учат?

(повернули карточку и читаем)

Там учат

Всматриваться в привычное – и видеть неожиданное!

Всматриваться в некрасивое - и видеть красивое!

Всматриваться в малое - и видеть великое!

Всматриваться в простое –и видеть сложное!

11. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, когда будете идти домой, остановите свой взгляд на любом предмете. Постарайтесь в нем  увидеть неповторимую красоту.

Я думаю, что вам не доставит затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку.

Это и будет ваше домашнее задание.

10. Рефлексия.

На уроке мне понравилось...

На уроке мы учились…

(мы учились видеть красоту природы,)

Мне захотелось… (побывать в осеннем лесу и насладиться красотой, почувствовать  запахи листвы)

Я выполнял задания…  (с увлечением)

Учитель:  Вы хорошо справились с работой в классе.

Учитель:  Главное, чему мы сегодня научились – это видеть бесценную красоту маленького кусочка жизни, ее драгоценность и неповторимость.

А мои пожелания вам:

Умейте всматриваться в привычное – видеть неожиданное.

Умейте подмечать интересные мгновения жизни, умейте радоваться каждому  мгновению жизни – это великое искусство. Нам надо этому  учиться.

Учитель: А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте. Красные и жёлтые - отличное настроение, зелёное – хорошее, коричневые – считаете, что что-то не удалось и вы могли бы работать лучше.

Выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!!

Учитель:   Спасибо за урок, мне было очень приято с вами общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по теме стихотворение Э.Э. Машковской "Я маму мою обидел"

Конспект урока литературного чтения 2 класс по теме стихотворение Э.Э. Машковской "Я маму мою обидел"...