«И эта слава – наша быль…» Особенности басенного жанра.
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Урусова Джульетта Абдул-Азизовна

Тема: «И эта слава – наша быль…» Особенности басенного жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

                                 

                                   

Разработала  учительница начальных классов МКОУ СОШ№2с.п. Нартан

 

Урусова Д.А.

Тема: «И эта слава – наша быль…» Особенности басенного жанра.

Тип урока: урок изучения текста художественного произведения.

Проблемный вопрос:- Каким человеком предстает перед нами И.А.Крылов?

Цели: сформировать представление о личности писателя через знакомство с текстом;

расширить знания о басне как малой эпической форме на примере басни «Слон и Моська»;

воспитывать нормы морали и нравственности через восприятие идейной нагрузки басни.

Материалы и оборудование к уроку: портрет И.Крылова, выставка книг с баснями Крылова, раздаточный материал с цитатами о Крылове, слайды об авторе, слайды к басне «Слон и Моська».

1.Сообщение темы и целей урока.

1. Учитель обращается к ученикам стихами П.Вяземского.

Забавой он людей исправил,                           И не забудут этой были,

Сметая с них пороков пыль,                              Пока по-русски говорят,

Он баснями себя прославил,                            Ее давно мы затвердили,

И слава эта – наша быль.                                   Ее и внуки затвердят.

- Эти слова о великом русском баснописце Иване Андреевиче Крылове. Тема нашего урока – «Загадка И.Крылова». Действительно, с баснями Крылова мы знакомимся осень рано. Вспомним, с какой басни произошло наше первое знакомство.

Инсценировка басни «Ворона и Лисица».

- Какие пороки здесь высмеиваются? (жадность, лесть для достижения своих целей).

2.Просмотр слайдов об авторе. Комментарии учителя.

- Почему мы говорим, что И.А.Крылов – великий русский поэт – баснописец?

- За 30 лет он написал 205 басен, обогатил русский язык остроумными выражениями.

- А почему – русский?

- Во-первых, он сам русский, во-вторых, он очень любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

3. Подготовленный ученик делает небольшое сообщение о биографии И.Крылова.

Учитель: - Не зря наш сегодняшний урок называется «Загадка И.Крылова». Строки из его басен вошли в речь, стали привычными. Каждое новое поколение воспитывается на баснях Крылова. Мы постараемся разгадать загадку этого замечательного человека.

2. Вступительное слово об авторе.

1. - Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Всмотритесь в этот портрет внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке?

- Он добрый, мудрый, серьезный.

- Какой у него взгляд? (немного ироничный).

2. Работа с раздаточным материалом. (цитаты великих людей о Крылове).

А) Образец русского себе на уме… (В.Белинский)

Б) Не кажется ли удивительным тот факт, что…Крылов питал искреннее отвращение  к самой природе басни?   (Л. Выгодский).

В) Лукавый дедушка с гранитной высоты

     Глядит, как резвятся вокруг него ребята.             (П.Шумахер).

Г) Богато одаренный, Крылов профессионально владел скрипкой. Страстно увлекался оперой, являлся знатоком и ценителем музыки.   (М.Ямпольский).

3. Подготовленные ученики кратко рассказывают о биографии И.Крылова.

Вывод: - Итак, мы видим, что Крылов был в высшей степени необычным, разносторонним, мог раскрыть перед человеком только одну сторону своего характера и держать втайне другие. Вот в чем одна из его загадок.

Учитель:- Но Крылов не простой человек, он писатель, поэт-баснописец. Поэтому, чтобы узнать еще лучше его характер, мы обратимся к тексту басни. Но вначале, что же такое басня?

(обращение к толковому словарю)

- Басня – это жанр литературы.

- Какие отличительные особенности басни как жанра вы знаете? (по таблице)

Ответ: краткая стихотворная форма, действующие лица-животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль (умное изречение), т.е. басня поучает. Также,  присутствует литературный прием – аллегория. Это иносказание, изображение какого – нибудь качества, понятия посредством образа. Связь устанавливается по сходству. Например, лев – сила, власть, заяц – трусость,…

3. Знакомство с новым материалом.

1. – Да, сегодня мы познакомимся с еще одной басней И.Крылова. Она называется «Слон и Моська». В ней, как обычно в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? А где?

- Почему мы не можем видеть слона каждый день у себя во дворе?

- Да, слон очень огромное и сильное животное. Он бывает высотой до 3.5 м, весит больше 4000 кг. Слона боятся даже львы.

2. Просмотр мультика, написанного по басне.

- Каким вы здесь увидели Слона? А какой – Моську?

(Слон очень огромный, а Моська очень маленькая.)

3. Образец чтения учителем.

4. Первичное закрепление.

1. Самостоятельное чтение учащихся.

2. Работа над образными выражениями. Отыскать в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям.

-Показывали на улице людям.           (Водили напоказ).

-Невидаль, редкость.                            (В диковинку у нас).

-Ходили группы любопытных зевак, бесцельно глядели по сторонам.

(Толпы зевак ходили).

- Откуда-то внезапно вдруг появился.   (Отколь ни возьмись…)

- Перестань себя позорить.            (Перестань срамиться).

-Придает смелости.        (Вот то-то мне и духу придает)

- В каких словах, ставших крылатыми, всем известными, заключен смысл басни? Что высмеивает автор?

Ответ: - Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже слона. Она понимает, что не представляет для слона никакой опасности, и он не будет с ней сражаться. Автор высмеивает желание выделиться из толпы любыми средствами.

- Да, Моська – хвастунишка. Но она и хитрая. Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.

3. Чтение басни в цепочку.

4. Чтение по ролям.

Вывод: В этой басне еще презираются зеваки, которые бесполезно тратят время. А время надо беречь.

5. Вторичное чтение.

- Перечитайте отношение Моськи к Слону. Какое чувство передаете при чтении?

- Найдите слова, выражающие главную мысль. Как автор их произносит? (Это не осуждение, Крылов иронически это произносит, т.е. издевается).

- Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона»? (когда человек берется за дело, которое ему не под силу).

Вывод: Басня – это живая картина. Басня никогда не устаревает, покуда существуют еще человеческие пороки. Отличительные особенности басни – это краткая стихотворная форма, где героями являются животные или предметы, присутствует умное изречение – мораль.

6. Работа с рисунками. Найти ошибки художника.

- Какой урок для себя вы взяли?

5. Итог:

- Разгадать кроссворд, пользуясь таблицей.  (на доске)

- Игра « Найди пару»:  слон       стрекоза      зеркало     ворона

                                           Моська    лисица     муравей    обезьяна

-Чему был посвящен наш урок?

- Кто из героев вам понравился и почему?

- Кто не понравился и почему?

- Кого из героев следует одобрить?  (Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, и что справиться с ним она не сможет).

- Какой вывод для себя следует сделать из прочитанной басни?

-Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона»?  (Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет).

6. Д\З.

- Выучить наизусть басню.

-Нарисовать иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК СЛАВЫ "Да, были люди в наше время..." (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)

Пояснительная запискаУрок славы (к 200-летию Отечественной войны 1812 года) «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы»   Предлагаемый учебный материал может быть ис...

Басни Эзопа.У истоков басенного жанра

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе по программе Занкова. Автор учебника - Чуракова. Может быть использован по другим программам. Сопровождением урока является презентация и м/ф "Лиса"...

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.

Данный урок - первый из двух уроков литературного чтения по сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Основной организационной задачей урока являлось создание условий для восприятия, ...

Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: «Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. УМК "Школа России"

Тема:  «Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра»Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева, eг...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...

Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.

Цели: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского.Задачи:образ...