Чтение как фактор формирования личности младшего школьника
статья по чтению

Ольга Николаевна Кравченко

В настоящее время проблема развития интереса к чтению у младших школьников становится проблемой поколений. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени, приводит к оскудению интересов обучающихся. Интеренет кажется детям доступнее, чем взять в руки книгу. Но если перестать читать, то жизнь станет скучной, изчезнут темы для разговоров, поэтому очень важно уже в младшем школьном возрасте заложить основы любви к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение как фактор формирования личности младшего школьника

       С литературой мы начинаем наше знакомство в детстве. Сначала мама читает нам на ночь сказки, потом мы вырастаем и начинаем читать сами. На самом деле, детство – такая пора в развитии личности человека, когда закладываются основы дальнейшей жизни, и от того, что получит в свой багаж ребенок, зависит степень его вхождения в современное общество. Но в  свой багаж он обязательно должен получить книгу.

Книга – это живое существо, у которого кроме внутреннего мира есть ещё и внешность, характер, душа. Это живое существо - собеседник, после общения с которым мы находим ключи к верным решениям и обретаем веру в себя.  Художественное произведение «ручейком добра» вливается в нашу душу, и мы получаем в награду знания и радость от встречи с книгой. Она является главным носителем общей культуры. Также книга выступает в качестве средства сохранения информации для следующих поколений и как неисчерпаемый источник мудрости и знаний.

Литературное чтение – единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый в школе с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Как подчёркивал В.А.Сухомлинский: «Чтение, как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

В настоящее время проблема развития интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к оскудению интересов младших школьников. Кроме того, развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10 – 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. Так телевидение, Интернет кажутся детям доступнее, чем взять в руки книгу. Но если мы перестанем читать, то жизнь станет скучной, исчезнут темы для разговоров, даже мультфильмы сняты по известным книгам. Представьте, что тогда будет твориться в мире? Поэтому очень важно уже в детстве заложить основы

любви к чтению. Очень жаль, что по оценке психологов основное влияние информационная революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. В настоящий момент преобладают формы обучения информационного, а не поискового направления, что приводит к получению знаний в «разжеванном» виде, часто обучение строится на запоминании огромного количества фактов, отучая школьника от самостоятельной работы с книгой.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Школьная программа по русскому языку и литературному чтению для начальной школы ставит задачу научить школьников 1-4 классов "осмысленно и бегло" читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистических стилей (недаром предмет называется не литература, а литературное чтение).

Такой подход не отвечает одной из главных задач предмета, а именно – не развивает у обучающихся "умения читать", понимая под "умением читать" способность ребенка не только воспринимать информацию и прослеживать сюжетную линию, а способность эмоционально чувствовать настроение автора и его литературных героев. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства.

С точки зрения развития "умения читать" для учителя являются интересными задания следующего типа:

1) рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют;

2) проследить, какие народные человеческие имена традиционны для животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это связано с характером героя;

3) обратить внимание обучающегося на схожесть (бродячий сюжет) многих народных сказок;

4) проанализировать эпитеты, используемые для описания отрицательных и положительных героев (на примере 2- 3 сказок), какие сравнения используются при этом;

4) предложить учащимся по выписанным эпитетам определить характер и внешность героя;

5) по иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приемы (для данного задания особо результативным является использование на уроке репродукций лубочной и палехской живописи), можно предложить учащимся 1-4 классов самим нарисовать иллюстрацию к произведению;

6) для учащихся 4-х классов создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя;

7) самому подготовить викторину по изучаемому произведению.

По моим наблюдениям подобные задания пробуждают у учащихся интерес к тексту, как объекту исследования. А элементы игры и соревнования облегчают обучающемуся ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа  литературных произведений.

С целью повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. В связи с этим можно провести следующие задания:

1) организовать прослушивание музыкальных отрывков, предложить ребятам составить словесные портреты героев;

2) сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведений и проанализировать выразительные средства;

3) организовать викторину «Угадай, кто идет?», по музыкальному фрагменту определить героя, найти соответствие в тексте;

4) предложить подготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения.    

Литературное  чтение  воздействует  не  только  на  отдельные  психические  процессы  ребенка  —  память,  мышление,  воображение,  эмоции,  но  и  на  его  личность  в  целом.

Также большинство  исследований  доказывают  прямую  связь  между  успешностью  развития  личности  ребенка  и  объемом  чтения.  Чтение  веками  служило  средством  становления  личности,  раскрывая  её  особенности.  Сегодня  принято  считать  читательскую  культуру  —  основой  социального,  познавательного,  художественного,  эстетического  и  духовного  развития  личности.

Под  читательской  культурой  детей  младшего  школьного  возраста  подразумевается:

1.  определенный  уровень  развития  культурного  общения  ребенка  с  книгой;

2.  полноценное  восприятие  прочитанного;

3.  наличие  характерных  возрасту  литературных  знаний.

Вхождение ребенка в книжную Вселенную происходит, в первую очередь, с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская и юношеская литература питают ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

В чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены. Читают  «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Они читают, и в тоже время идет процесс коренного изменения их читательских привычек. Меняются: статус чтения, его длительность, репертуар, мотив и стимулы чтения. Чтение становится другим – более прагматичным, информационным и поверхностным.

Основная задача, над которой работает современный учитель – это привлечение читателей. Нужно создать привлекательную современную библиотеку. Удобному, комфортному чтению читателей  способствует уголок хорошего настроения, где ребята 1-4 классов могут послушать музыку, письменно поделиться своими проблемами, почитать любимую книжку. Чтобы повысить престиж чтения, развить интерес к чтению, нужны эффективные комплексные мероприятия. Среди которых: читательский сетевой марафон «Прочитай сам – советуй товарищу», «Программа летнего чтения», «Лето с книжкой», выставка-игра «Летняя карусель».

На уроке и во внеклассной работе можно предложить такую форму популяризации книги, как бенефис лучшего читателя, где ребята знакомятся с книгами, прочитанными их товарищами.

В завершении хочу сказать, что ребенок, любящий книгу, никогда не вырастет плохим человеком. А детские недостатки – это наши «взрослые»  упущения. Творческому чтению, как и творчеству в отношениях, должны научить их мы, ведь Ф.Искандер: «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника....

Факторы формирования самооценки младшего школьника.

Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает,  а родители отдают ребёнка в 6-7 лет.Поступив в шко...

Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знан...

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

Стили семейного воспитания как фактор формирования самооценки младших школьников.

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему формирования самооценки  младших школьников и  влияние на нее такого фактора как стиль  семейного воспитания.   Ключевые слова...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении...