Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Содбоева Дарима Дамдинсуруновна

Конспекты уроков по чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

2 класс

Н.Н.Носов «Затейники».

Цель: ознакомить учащихся с биографией и творчеством Носова Н.Н., с художественным произведением «Затейники».

Задачи:

1. Обучающая: формировать умение работать с текстом художественного произведения, быстро ориентироваться в нем; отрабатывать навык правильного, беглого, выразительного чтения; формировать читательскую самостоятельность; навык чтения по ролям, передавая голосом и интонацией характер героя; продолжать работу над развитием умения грамотно отвечать на поставленные вопросы учителя;

2.Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к учебнику, умение работать дружно и согласованно в коллективе, через восприятие текста художественного произведения формировать такие качества личности как затейливость, задорность, веселость и умение дружить;

3.Развивающая:  развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, творческие способности, внимание;

4.Стимулирующая: развивать интерес к уроку путем использования новых технологий (в данном случае – использования мультимедиа), проведения подвижной физминутки и упражнений для глаз для снятия усталости;

Оборудование:  мультимедийный проектор, учебник, карточки для словарной работы, карточки с трудными для чтения словами, слого-логопедические таблицы на каждого

ученика, карточки с изображением «маленького человечка».

Ход урока:

1.Оргмомент.

Добрый день!

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчим,

Все работаем, отвечаем!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать

-Кто хочет стать настоящим читателем?

-А что для этого надо делать?

2. Речевая разминка:

(Упражнения для развития артикуляционного аппарата.)

Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат

-чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения: вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2-глубокий вдох(про себя),3- задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10(или пока хватает дыхания).

Прочитать слитно

А О У Ы И Э

А Ы О У Э И

О У А Э И Ы

З С Ж

Делу время, потехе час

Меньше слов - больше дела

Прочитать, ставя логическое ударение (выделяя голосом) поочередно на каждое из слов

- Вычеркните повторяющиеся согласные буквы, а из оставшихся сложите фамилию детского писателя.

Д

Н

Р

К

П

Л

О

П

К

С

Р

Л

Р

Д

О

В

-Какая фамилия получилась?

-Что вы читали из книг Н.Носова?

-А какой рассказ мы сегодня будем читать? (Затейники)

-Ребята, а кого называют затейниками?

-Подберите синонимы к слову затейники. (На доске слова: фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).

-Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

Итак, затейник - это организатор веселья

-Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

-Как вы думаете, о чём будет рассказ?

-Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?

-Почему ты так считаешь?

- Я сейчас прочту вам рассказ, а вы ответите мне на вопрос, кто герои рассказа?

- Итак, о ком этот рассказ?

- Назовите их имена.

- Какой момент изображён на иллюстрации?

Физминутка.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Работа по учебнику (стр. 50)

-Кто рассказчик?

–Как дети организовали игру?

- Как по-другому сказать: «темно-темно»

- Кого дети больше всего боялись?

- Какими словами можно заменить слово «Вдруг» (внезапно, неожиданно)

-Как Николай Носов говорит о девочке, о мальчике?

-Почему дети подумали, что это мог быть серый волк?

-Каким словами автор передаёт быстроту действия (глаголами)

- Найдите самое короткое предложение (Я – за ней.)

- «подкрался на цыпочках» - это как? (покажите)

- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Николай Носов?

-Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?

-За что можно их поругать?

-Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?

Сейчас мы вместе с любимым героем проведём физминутку

Чтение текста учащимися.

Составление плана рассказа (по группам).

-Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План:

-Может быть это серый волк?

-Дети читали сказку «Три поросенка».

-Так и не стали играть в «три поросенка».

-Постройка домика.

Проверка плана. Выборочное чтение частей учениками.

- А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу? Оцени себя за урок.

«Лист самооценки».

Домашнее задание.

1)Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.

2)Выбор творческого задания( на выбор)

1. проиллюстрировать каждый пункт плана.

2. Продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…»



Предварительный просмотр:

Литературное чтение
2  класс

Тема: В.В. Бианки «Музыкант»

Тема урока

В.В. Бианки «Музыкант»

Тип урока:  

Урок «открытия» нового знания

Цели урока

Деятельностная цель:  знакомство  с творчеством В.В. Бианки и его рассказом Музыкант;

Образовательная цель:   расширить знания о повадках животных.

Задачи:    

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

- продолжить обучение пересказу текста по опорным словам и плану;

 - совершенствовать умение составлять план произведения,

- совершенствовать навыки работы  в парах;

 -  развивать речь, мышление;

- развивать навыки выразительного  грамотного чтения;

  -воспитывать  позитивное отношение к природ

 - воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию и  читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план и пересказывать по нему содержание прочитанного

Формы работы учащихся:

индивидуальная, групповая, фронтальная.

 Оборудование:

компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для работы в парах. 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. 1.Организационный
  2.  момент 

2.     2. Речевая разминка

 

 

 

     3. Постановка учебной задачи

 

 

4.Проверка дом.задания

Дополнительный материал

4.   5 «Открытие нового знания)

5.     6. Первичное закрепление (проверка первичного восприятия текста)

(4-5 минут)

7.Физкультминутка

(1-2 мин)

6.    8. Работа с текстом

 Ф   фронтальная работа.

 Составление плана по рассказу

 

7.   9. Закрепление изученного.  Работа в парах

 

8.   10.   Рефлексия    

 деятельности.

11.Итог урока

(1 мин)

9.     12. (Домашнее задание 1-мин)

 

 

Прозвенел звонок – начинается урок.

Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так.

Посмотрите на соседа, улыбнитесь.

Начинаем наш  урок.

Прочитайте и отгадайте загадку: (слайд 2)

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его ? (медведь) (Слайд 3)

-Прочитайте загадку

найдите в нем глаголы (слайд 4)

-прочитайте загадку с вопросительной интонацией, выделяя глаголы;

- прочитайте загадку с утвердительной интонацией, выделяя эти же глаголы.

-сегодня мы познакомимся с писателем Виталием Валентиновичем Бианки и его рассказом «Музыкант» (слайд 5)

-прочитайте название рассказа  В. Бианки.

--можете ли вы определить по названию рассказа, о ком будет этот рассказ?

-рассмотрите иллюстрацию

(слайд 6)

 а теперь вы сможете сказать,  о ком мы будем сегодня читать?

 А что вы знаете о медведях?

- Послушаем сообщение о бурых медведях.

Посмотрите внимательно на картину Шишкина

 «Утро в сосновом лесу» (слайд7):

-Каких животных изобразил художник?

- Как ведут себя медведи?

- беседа учителя с учащимися об авторе рассказа.(слайд8) 
- Ребята, знакома вам фамилия писателя?

Кто из вас читал его книги? Назовите, какие? 
- Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?». 
(выставка книг)

- рассказ учителя об авторе. (ЭОР №1)

-Чтение  рассказа учителем.

Словарная работа: (слайд 9)

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная        насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка  -  тонкая пластинка, отколотая от дерева.

Беседа: (слайд10)

-На чём играл старый медвежатник?

-Что сказал ему колхозник?

-Зачем медвежатник пошёл в лес?

-Что он услышал, когда отдыхал в лесу?

-Какую картину увидел старик в лесу?

-Почему он не убил медведя?

Ствол берёзы обнимаем,

Крепко глазки закрываем.

Поморгали раз-два-три,

Вправо-влево посмотри.        (Упражнения для глаз.)

(Слайд 11) написано 4 предложения)

-Прочитайте первую часть рассказа.

-Какое из этих четырех  предложений подходит к прочитанной части?

-Вторую часть читает …

Как назовете вторую часть?

Прочитайте третью часть,

-Какое предложение выбрали к 3 части?

Четвертую часть прочитает…

-Какое предложение  к 4 части?

Мы составили план по рассказу (слайд 12)

-Сейчас вы будете работать парами:
- Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги. 
(Приложение1)

-Проверим , что у вас получилось?

(Слайды 13-14\)

Выберите и продолжите любое предложение: (слайд15)

-На сегодняшнем уроке я узнал….

-На этом уроке я похвалил бы себя за  …

-После урока мне захотелось…

-С каким рассказом познакомились на уроке?

-Кто написал этот рассказ?

-Почему автор назвал рассказ «Музыкант»

- Запишите задание на дом: Чтение и пересказ рассказа «Музыкант» по составленному плану и опорным словам ( План и опорные слова у каждого ученика на листочках)

(приложение3)

Дети приводят в порядок рабочее место.

Дети отгадывают загадку,

дети встают и по очереди читают загадку  с вопросительной интонацией

выразительное чтение с утвердительной интонацией(1-2 ученика)

«Музыкант»

высказывают предположения, о ком будут читать.

рассматривают иллюстрацию  и высказывают свои мысли о медведе.

заранее подготовленный ученик рассказывает о бурых медведях.

(приложение2)

рассматривают картину, отвечают на вопросы

Называют названия прочитанных рассказов, рассматривают выставку книг.

дети внимательно слушают и следят по тексту.

Ответы учащихся

-Ветерок головку клонит(  наклоны )

Колокольчик сон свой гонит (машут руками)

-ты головку вверх подкинь (голову вверх)

-и пропой: дзинь-дзинь!,дзинь-дзинь! (издают звуки , играя пальцами на губах)

1ученик читает 1 часть рассказа

Старый медвежатник любил музыку.

чтение 2 части

Старик  пошёл  охотиться на медведя.

Чтение 3части

Медведь – музыкант.

Чтение 4 части

Охотник  пожалел медведя.

1 ученик читает предложения со слайда.

дети работают по листочкам, вставляя в текст пропущенные предлоги (на каждой парте текст для работы)

самопроверка выполненного задания  по слайдам.

Дети высказывают любое предложение.

Ответы учащихся

-записывают задание в дневник.

Регулятивные,личностные  УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

Коммуникативные УУД (выразительное чтение)

Общеучебные познавательные УУД:

 Умение работать с текстом

Умение выделять глаголы, читать выразительно  с разной интонацией)

Регулятивные  УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

Общеучебные познавательные УУД:

Умение работать с дополнительной литературой, с интернетом

Коммуникативные, личностныуУУД

Познавательные УУД

Общеучебные

познавательные УУД:

 Умение слушать текст,  работать с текстом.

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм

Коммуникативные УУД

КоммуникативныеУУД

Регулятивные

УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

Общеучебные познавательные УУД:

 Умение работать с текстом

Умение выделять главное

Умение выразительно читать текст

Регулятивные и личностные УУД (самооценка)

.

Регулятивные УУД (самооценка)

Коммуникативные, личностные

УУД

Приложение 1

     Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя. 
    Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … в воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять! 

Приложение 2
      Бурые медведи живут на равнинах и  в горах, там, где есть глухие леса с  буреломом, болотами, водоемами. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами,  выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь- большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.

     Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны.  Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

       За развалистую походку медведя прозвали косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям. Ходит по лесу не торопясь, лишь иногда останавливается и начинает принюхиваться, прислушиваться.

Приложение 3

План

1 Старый медвежатник любил музыку.

2.Старик пошел охотиться на медведя.

3.Медведь- музыкант.

4 Охотник пожалел медведя.

Опорные слова для пересказа текста по частям

1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь. 
2 часть: лес, не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка. 
3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает. 
4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

Бианки Виталий Валентинович

 (N 25738)

Утро в сосновом лесу (N 109790)

Интерактивное задание

Демонстрация интерактивного

Текста

картина

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/09ede683-622f-b54b-6d53-ed911b1ed78b/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=43&subject=24&rub_guid%5b%5d=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9431f451-d8ab-4b0b-bd68-2fb4bb002528/?from=6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc&interface=pupil&class=45&subject=34&rub_guid[]=6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc

литература :
1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Литературное чтение».1 часть. М., «Просвещение», 2012 
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО», 2013. 
3. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук.-

4-оеизд.-М.:ООО «ИТИ Технологии»,2008.



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 2 класс

(Л.Климанова, В Горецкий

УМК «Школа России»)

Тема: Поучительный характер рассказов Л. Н. Толстого. «Котенок»

Цель: формировать интерес к чтению поучительных рассказов, осмысливать и анализировать текст

Задачи: закрепить знания, полученные при чтении рассказов Л.Н.Толстого;

совершенствовать технику чтения;

учить находить главную мысль в тексте;

развивать речь, мышление, внимание, воображение

обогащать словарный запас;

воспитывать в детях добрые чувства, бережнее отношение к животным.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день!

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчим,

Все работаем, отвечаем!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

2. Актуализация знаний.

Слайд с книгами.

Вы в перемену рассмотрели книги на слайде.

- Что общего между всеми этими книгами? (У них один автор.)

- Чем отличаются? (Обложками, объемом, названиями.)

Работа в парах: Соедините фразу из произведения Л.Н.Толстого с его названием.

Фраза

Заголовок

Главная мысль

Один залез на дерево, а другой упал на землю и притворился мертвым. Медведь понюхал и ушел.

«Филиппок»

Друг познается в беде

Своей не нашел, взял старую отцовскую шапку и пошел в школу.

«Старый дед и внучек»

Стремление учиться

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку.

«Два товарища»

Не лгать

Когда вы с матушкой стары будете, чтобы из этой лоханки вас кормить.

«Правда всего дороже»

Уважать старость

«Котенок»

- Что объединяет все эти рассказы? (они о поступках людей, поучительные)

- Как вы понимаете значение слова поучительные? (чему-то учат, поучают читателя)

- Нет ли лишнего названия? Почему его не назвали? (есть «Котенок»)

Подготовка к активной познавательной деятельности

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Л.Н.Толстого «Котенок».

Судя по названию мы можем догадаться о ком оно? (о котенке)

Проблема. - Можем ли мы отнести произведение «Котенок» к группе вышеназванных произведений? (нет – все басни о поступках людей, а это о животном)

- А что мы видим на иллюстрации стр. 118 учебника? (нарисованы собаки, мальчик, наверно можно это произведение отнести к группе )

Точно и однозначно пока ответить не можем. Надо прочитать.

Основной этап.

3. Цель нашего урока – определить, является ли «Котенок», как и другие произведения Л.Толстого поучительным.

4. Словарная работа:

Подберите слова – синонимы 

Подле

Прочь

Что было духу

Амбар - работа с толковым словарем Ожегова и  иллюстрация.

5. Речевая разминка.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Дыхательная гимнастика: короткий вдох, короткий выдох

глубокий вдох, глубокий выдох

Отработка чтения слов по лест-ни-це сгор-бил

спра-ши-ва-ла под-ска-кал

вдруг схва-тить

6. Первичное чтение – жужжащее чтение по учебнику

Предположит: - Куда делась кошка? (убежала гулять, потерялась и т.д). Чтение через паузу.

-Мяучит…, может это кошка? (нет, т.к. не одна – тонкими голосами)

- Что стало с котятами?

- Что с котенком произойдет на прогулке?

7. Понравилось вам произведение? Что особенно запомнилось?

Лев Толстой назвал это произведение Былью

- Как вы понимаете значение этого слова?

8. Физкультминутка 

«Паучок» - рекомендуется для урока литературного чтения.

Паучок на лавку упал. Нечаянно лапку сломал.

В городскую лавку сходил и другую лапку купил.

Ты смотри, паучок, не зевай, больше себе лапок не ломай.

Комплекс выполняется в легком плясовом ритме. Дети произносят нараспев последнюю фразу.

Упражнения

1. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – локти в стороны; 2 – и.п.; 3-4 – то же; 5 – упор присев; 6 – и.п. Выполнить 1-2 раза. Темп средний.

2. И.п.: стоя на правой, левая согнута в колене, руки на пояс. 1-2 – легкие пружинистые подскоки на правой; 3-4 – то же на левой со сменой положения ног. Выполнить 8-10 раз. Темп средний.

3.  И.п.: стойка ноги вместе, руки за голову. 1 – левую вперед на пятку; 2 – левую назад на носок; 3-4 – в и.п., два притопа; 5-8 – то же с правой. Выполнить 4 раза. Темп средний.         

Методические указания

  • Направлено на формирование правильной осанки. Выполняя упор присев, спину держать прямо.
  • Способствует формированию   чувства равновесия. Подскоки выполняются мягко, с приземлением на носки, туловище вперед не наклонять.

9. А теперь проверим свои прогнозы, предположения.

Чтение учащимися.

1-2 абзац - Куда же делась кошка?

- Что произошло у амбара? Докажите словами текса.

- Как дети обнаружили кошку? Какое чувство было у ребят во время находки? (радость)

- С какой интонацией надо прочитать этот отрывок? Прочитайте.

- Что сделал Вася, когда услышал писк?

- Почему Катя повторяла свой вопрос «Нашел?»

- Как ребята относятся к своей кошке?

10. Выберите слова, характеризующие Васю и Катю.

Беспокоится любит свою кошку

влез на крышу любопытная

Вася трусливый Катя тревожится

любит свою кошку равнодушная

ленивый на крышу не полезла

- Почему Вася так себя повел? (он любил свою кошку)

- Можем ли осуждать Катю за то, что она не полезла на крышу? (нет, т.к. она маленькая девочка)

3-4 абзац - Что произошло с котятами?

Зачитайте, какого котенка оставили себе ребята.

5-6 абзац - Куда отправились дети?

- С каким настроением пошли дети гулять? Чему радовались?

- Что-нибудь указывает на опасность?

- Можно ли предположить, что случиться с котенком беда? (да, т.к. котенка оставили оного без присмотра)

7-8 абзац - Что нарушило тишину?

- Какая беда грозила котенку?

- От чего возникла такая ситуация?

- Почему котенок не убежал от собак? Как об это пишет автор? Какое чувство возникло? (страх, тревога) С какой интонацией это прочитаем? Зачитайте.

- Как повел себя Вася?

- Какими словами текста можно подписать иллюстрацию в учебнике? Прочитайте.

11. - Какие слова и выражения относятся к героям в этой ситуации? Выберите и соедините.

бросился к котенку обрадовалась

трусливый закричала

Вася смелый Катя испугалась

закрыл от собак засмеялась

защитник убежала

Вася поступил как настоящий защитник. Как мужчина. – О ком он думал в этот момент? (но мог бы подумать и о себе. Ведь он еще ребенок)

- А как повела себя девочка?

- Можем ли ее за это осуждать?

- Кто виноват в том, что так произошло? (оба)

- В чем вина детей? (в том, что оставили, забыли про котенка)

- А с вами могла бы такая история произойти?

- А как же тогда надо было поступить детям, чтобы не было беды? (не брать с собой; а если взяли, то следить за ним)

- Зачем Л.Н.Толстой нам поведал об этой истории? (чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах)

- Так можно ли отнести быль «Котенок» к группе поучительных рассказов?

- Чему учить эта быль? (оберегать своих животных, заботиться о них)

Рефлексия

12. - Какая из фраз ближе подходит к теме

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Все хорошо, что хорошо кончается.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

- Отражает ли фраза французского писателя А. Сент-Экзюпери главную мысль были Л.Н.Толстого?

Итог

- В чем главная мысль? (Мы должны заботиться о своих животных)

У вас есть дома животные? А как вы о них заботитесь? Расскажите.

13. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение были Л.Н.Толстого;

Подготовить рассказ о своем питомце.



Предварительный просмотр:

Информационная карта урока в соответсвии с ФГОС

 

  1

Тип урока:

Урок открытия нового знания

  2

Класс:

2

  4

Тема:

«В чудной стране» И.Токмакова

  5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Раздел: «И в шутку и всерьез»

  6

Образовательная

программа, автор

  УМК «Школа России» Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение 2 класс 2 часть»

  7

Цели урока

Деятельностная цель:  формировать умение высказывать своё мнение о прочитанном произведении, выразительно читать стихотворение.                                                                                      

Содержательная цель: познакомить со стихотворением  И.Токмакова «В чудной стране».

  8

Планируемые результаты:

Личностные:

- воспитание  художественно-эстетического  вкуса,  эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания  и  заучивания  наизусть  произведений  художественной литературы;

Метапредметные:

- активное  использование  речевых  средств  для  решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- работать над осознанностью чтения, выразительностью, над читательскими умениями;

- расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность,

- развивать критическое мышление;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи,

- анализировать поэтический текст,

- составлять план урока,

учиться высказывать свои предположения,

- слушать и понимать речь других

Предметные:- познакомить учащихся с произведением И.Токмаковой «В чудной стране», пробудить познавательную активность.

- читать стихотворение выразительно,

- находить средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения и тд)

  9

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке:

Основные дидактические методы:

словесный, практический, наглядный.

Частные методы и приемы: фронтальная, самостоятельная.

  10

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Технология развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии.

 11

Описание методов оценивания, применяемых на уроке:

оценка учителя, самооценка, взаимооценка

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Здравствуйте!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

 С ней живется веселей!

Пусть этот урок литературного чтения принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Приветствие учителя

Личностные:

-эмоциональность; умение осознать и определить свои эмоции;

-этические нормы общения и сотрудничества;

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

1.Речевая разминка.  Гимнастика для языка– Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим новую скороговорку. Прочитайте скороговорку со слайда про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения.

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас

2.Актуализация

Посмотрите эту картинку и скажите кто этот автор?

С какими его произведениями вы знакомы?

Посмотрите. (слайд)

3.Пробное действие

Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора И.Токмаковой.

Посмотрите на слайды

 Рассмотрите картинки

-Предположите, о чем идет речь в этом стихотворении.

- Можем ли точно сказать, о чем это стихотворение?

выполнение речевой разминки.

Медленно, быстро, выразительно.

Слушают учителя

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для  решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Где вы затруднились? Почему?

Ответы детей

Личностные: зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или причина затруднения.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

- Какую цель мы поставим перед собой?

 

 

-Что мы будем делать?

1.Прочитать стихотворение.

2.Понять смысл стихотворения

3. учиться выразительно читать

4. проанализировать стихотворение.

1.Послушать стихотворение

2.Прочитать выразительно.

Познавательные: сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения.

5. Этап реализации построенного проекта

1. Словарная работа.

- В тексте встретятся следующие слова: ….. . Кто сможет объяснить значение этих слов.

Чудной – вызывающий недоумение

Лакает – вычерпывает язычком

Гнутый – изогнутая форма

2. Первичное чтение учителем.

– Послушайте внимательно стихотворение, а затем скажете, что вам было интересно, какие мысли чувства вызвало оно у вас.

  • К кому обращается И.Токмакова в конце стихотворения?
  • Верите ли вы ей? Почему?
  • Где может находиться такая страна? ( В снах, в фантазиях.)
  • Какие картинки вы могли бы нарисовать к этому стихотворению.
  • Прочитайте сами вслух выразительно. Повторное чтение детьми.

-        Какой литературный прием использовала И. Токмакова? (Олицетворение)


3. Проверка первичного восприятия

- Какие мысли чувства вызвало стихотворение у вас?

4. Чтение учащимися.( чтение про себя)

5.Эмоционально-оценочная беседа

1. Какие книги вы любите?

2.Читали ли вы произведения И.Токмаковой?

Биография

Становиться писателем и поэтом И. Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая ее книжка для детей - перевод шотландских песенок для собственного сына. Отец И. Токмаковой - художник Лев Токмаков - увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации. Так появилась на свет первая книга. И. Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы. («Звездоход Федя», «Стрела Робин Гуда».) Герой ее стихотворений - очень внимательный к окружающему миру, добрый и справедливый, фантазер и выдумщик. Он очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, выдумывать новые.

Отвечают на вопросы

Познавательные: Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1.  Беседа по содержанию стихотворения.

Работа по учебнику.(стр 154)

Как ритм стихотворения помогает правильно определить ударение в слове чудной?

Обсудите с другом. Почему самые обычные предметы, описанные в стихотворении, кажутся нам сказочными?

Стр 154

Главная мысль стихотворения:

Хочу, чтобы вы,

Дорогие читатели,

Недаром

За чтением время потратили.

Коммуникативная.

Учиться работать  в паре,  обсуждать  прочитанное, договариваться друг с другом.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1.Подготовка к выразительному чтению.

– Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете?

– Попробуйте самостоятельно подготовиться к выразительному чтению,  прочитайте стихотворение выразительно соседу по парте, оцените чтение друг друга.

Ответы детей

Оценивание друг друга

Коммуникативные: 

организовать парное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия и оценивание друг друга.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

- С каким стихотворением мы познакомились? Кто ее автор?

- А почему стихотворение называется «В чудной стране»?

Произведение какого автора мы сегодня читали? Чем он вам запомнился?

Ответы детей

Познавательные: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

9. Этап рефлексии УД на уроке

Какие виды работы с его текстами постарались выполнить?

-Что вы можете сказать о И.Толмаковой?

(биография о И.Толмаковой).

Д/З выучить стихотворение И.Толмаковой «В чудной стране».

        Ответы детей                

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...