Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения во 2 классе "Наши домашние друзья"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Колесникова Лариса Иридиевна

Конспект интегрированного урока "Наши домашние друзья" поднимает проблему ответственного отношения к жизни и здоровью наших питомцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Интегрированный урок окружающего мира и чтения во 2 классе

Тема урока: «Наши домашние друзья»

Цели урока:

  1. Познакомить детей с произведением русского писателя Л.Н.Толстого «Котенок»
  2. Формировать умение вдумчивой работы с текстом
  3. Познакомить детей с различными породами кошек и собак, приемами ухода за ними.
  4. Воспитывать у детей чувство ответственности и любви по отношению к домашним питомцам.

Формирование УУД:

  • Личностные УУД – развитие личностной самостоятельности, подведение учащихся к осмыслению личной причастности к заботе о домашних питомцах
  • Регулятивные УУД  – развивать умение определять тему урока, оценивать результативность своей работы.
  • Познавательные УУД – вдумчиво осмысленно читать, работать с текстом, определять границы известного и неизвестного, творчески перерабатывать изученный материал, целенаправленно искать нужную информацию.
  • Коммуникативные – использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий

                   

                                            Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Наш урок сегодня будет необычным, а почему вы сами поймете.

2.  Формулирование темы урока

- Однажды, гуляя по улице, я увидела интересную картину - мальчик   бежал за своим маленьким щенком и кричал: « Друг, Дружок!».

- Как вы думаете, почему он так назвал своего щенка?

- А могут ли животные, которые живут рядом с нами стать нашими настоящими друзьями?

- Как вы думаете, о ком мы сего дня будем говорить?

1 слайд

- И тема нашего урока?   (Наши домашние друзья)

- А есть ли у вас такие друзья?

- Может быть у кого-нибудь дома живут и кошка и собака?

2  слайд

3. Эмоциональны настрой (инсценировка)

- Очень часто в семьях заводят кошку или собаку, а иногда в доме уживаются кошка с собакой вместе, живут мирно и не конфликтуют. Часто это бывает, когда котенок и щенок с детства вместе.

Именно на эту тему будет инсценировка В. Берестова «Кошкин щенок»

Был у кошки сын приемный,

Не котенок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала.

Вместо губки, вместо мыла

Быстро лижет язычок

Шею, спину и бочок.

Кошка-мать – животное

Очень чистоплотное.

Но подрос сынок приемный

И теперь он пес огромный.

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка.

Чтобы вымыть сыну,

Надо влезть ему на спину.

- Ох, - вздохнула кошка – мать, -

Трудно сына умывать!

Сам плескайся и купайся,

Сам без мамы умывайся!

Сын купается в реке.

Мама дремлет на песке.

- А в жизни так бывает?

3 слайд

Собака взяла на воспитание трех котят, которых бросила мать. По словам хозяйки, раньше Молли  на дух не переносила кошек. С появлением же маленьких питомцев, у нее даже появилось молоко.

  1. Ожидаемый результат урока, задачи урока.

- На каждом уроке окружающего мира нас направляет и помогает разобраться «Муравей – вопросик». Как вы думаете – что нас сегодня ожидает?

4 слайд

  • Обсудим роль кошек и собак в нашей жизни
  • Узнаем о породах кошек и собак
  • Будем учиться ответственному отношению к нашим любимцам

    (учитель открывает задачи урока на доске)

- Чтобы завести дома животное, надо больше о нем узнать. На первый взгляд, кажется, что все просто замечательно: например, пришел домой, а,  там тебя ждет твой друг – собака, ты с ней попрыгал,  поиграл и все.

- Вы тоже так считаете?

     5. Уход за домашними питомцами.

- А что необходимо для содержания дома животных вы знаете?

- Для следующего задания разделимся.  1 вариант будет «Хозяевами кошек», а 2 вариант – «Хозяевами собак». За несколько минут подчеркните, на ваш взгляд необходимые вещи для содержания дома животных.

             УХОД ЗА  СОБАКОЙ  

  • Аквариум
  • Вода
  • Пища            
  • Туалет
  • Домик
  • Расчесывание шерсти
  • Игра
  • Любовь
  • Клетка
  • Коврик

УХОД ЗА КОШКОЙ

  •  Аквариум
  • Вода
  • Пища            
  • Туалет
  • Домик
  • Расчесывание шерсти
  • Игра
  • Любовь
  • Клетка
  • Коврик

- Поменяйтесь листками, взаимопроверка.

5  слайд

-Можно ли сказать, что домашние животные требуют к себе большого внимания?

6 слайд

6. Словарная работа

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н.Толстого. «Котенок» – так озаглавил свой рассказ автор.

- Как вы думаете, о ком  пойдет речь? Где будут происходить действия рассказа?

7 слайд

 Но для начала мы должны узнать смысл непонятных слов и выражений.

  • АМБАР – найдите в толковом словаре.

8 слайд

  • ПОДЛЕ – около
  • ЧТО БЫЛО ДУХУ - быстро

7. Первичное восприятие текста

 (чтение учителем текста)

9 слайд

8. Беседа после прочтения

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

(откройте учебники на с.117-119

- Какой эпизод я читала с особым волнением?

 ( Перечитайте выразительно)

- Как повела себя Катя?

- Что вы можете сказать о Васе? Какой он?

- Прочитайте вопрос после текста № 3, выделите простым карандашом нужные ответы (самостоятельная работа)

- Какая же, по вашему мнению, основная мысль текста?

 (Ответственность за домашних питомцев)

9. Знакомство с породами кошек

10 слайд

- В рассказе Толстого котенок был домашним.  А какие породы кошек вы знаете? Может, у вас дома живут породистые кошки?

Оказывается на свете около 60 разных пород кошек. Но большинство ни к какой породе не относятся и их называют просто домашние. А ведь кошка очень древнее животное. Более 4000 лет, кошка живет рядом с человеком. В Египте оно считалось священным. А кто знает почему?  (Охраняло зерно от мышей)

- Сочинения и стихи детей  (домашние заготовки)

11 слайд

- Кошки прекрасные охотники, слышат любой шорох и поэтому их взяли на службу, а куда найдите в учебнике.

10.Знакомство с породами собак

12, 13, 14, 15 слайды

- С давних, давних пор живет рядом с человеком собака. Защищает, охотится на зверя, спасает в трудных условиях, помогает пасти стадо, охраняет его дом. Каких только собак не бывает – служебные, охотничьи, декоративные и просто беспородные. Найдите в учебнике, как собаки еще могут служить человеку.

- Один из вас найдет в «Атласе – определителе» интересную породу и расскажет нам.

- Сочинения и стихи детей (домашние заготовки)

16 слайд

-Как вы понимаете пословицу: «Собака видит мир носом, а кошка ушами»?

(У кошки очень сильно развит слух, а у собаки нюх)

11. Закрепление  и обобщение изученного материала.

                   (кроссворд, работа в парах)

-У вас на парте лежит альбомный лист, переверните его. Кроссворд нам поможет закрепить все, о чем мы сегодня говорили, работаем в парах.

17 слайд

  1. Порода охотничьей собаки, которая может быть «русской» и «афганской». (Борзая)

18 слайд

  1. Порода кошки с голубыми глазами. (Сиамская)

19 слайд

  1. Порода кошки - нашей землячки. (Сибирская)

20 слайд

  1. Порода собаки – пастуха. (Колли)

21 слайд

  1. Порода собаки, выведенной для охоты на животных, обитающих в норах.  (Такса)

22 слайд

  1. Порода собаки живущей на севере,  и бегающей в упряжке. (Лайка)

23 слайд

Проверка на экране

12. Выводы урока

-Какое слово оказалось выделенным ЗАБОТА. Очень доброе слово. Какой вывод можно сделать, воспользовавшись этим словом.

(Мы должны не только любить и беречь животных, но и проявлять каждый день заботу о них)

-Мы в ответе за тех, кого приручаем! Антуан Де-Сент Экзюпери

24 слайд

13. Тестирование

14. Оформление общего проекта.

-У меня в руках необычная книга. Мы вместе с вами сделали ее. Вы стали чуть-чуть поэтами, писателями и художниками. А я оформила обложку. И назвали мы нашу книгу «Верные лапы» и посвятили ее нашим любимцам.

14. Рефлексия

- Что мне понравилось на уроке?

- Каким я был на этом уроке?

- Спасибо за урок!

 (оценки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира и литературного чтения "Рождество"

Материалы, собранные в презентации, помогут учителю начальных (средних) классов построить интересный урок по рождественским историям, познакомить детей с шедеврами известных художников на библейские т...

Интегрированный урок окружающего мира и внеклассного чтения «Кто такие насекомые. В Бианки «Приключения Муравьишки».

Интегрированный урокОкружающего мира и внеклассного чтения Тема урока: «Кто такие насекомые». В.Бианки «Приключения Муравьишки». Тип урока: урок формирования первоначальных предметных ...

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...

Работа с текстом по читательской грамотности на уроках окружающего мира и литературном чтении

В работе представлены тексты с заданиями по развитию читательской грамотности у детей 2 класса....

Интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) с экологической направленностью "Сохраним живое"

На литературном материале дети учатся бережному отношению к природе, ко всему живому. Используется текст рассказа Мамина-Сибиряка "Емеля охотник"...