Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения "Птицы в русских сказках"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Карнаухова Татьяна Александровна
конспект урока для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира  и литературного чтения во  2  классе:

 

Птицы в русских сказках.

 

Цели: расширить представления об окружающем; вырабатывать навык составления развёрнутого предложения; учить анализировать поступки; воспитывать бережное отношение к природе; умение видеть и ценить прекрасное.

Оборудование: опорные таблицы, пословицы, картинки или фигурки птиц(зимующие, перелетные, сказочные), макеты двух деревьев, фонограмма «Голоса птиц», репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Врубеля «Царевна- лебедь», декорация «Крестьянская изба».

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Лексическое упражнение.

Задание.Сядут те, кто правильно назовёт слова, противоположные по значению тем, которые будут названы:

Тонкий, низкий, острый, злой, чистый, громкий, большой, холодный, мягкий, нежный, грустный.

      

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Беседа по результатам наблюдения детей из опыта общения с природой и работой с энциклопедиями и справочниками.

На экране изображения животных: жук, воробей, бабочка, медведь, сорока, пчела, ворона, белка, скворец.

   

   

Назовите на какие группы можно разделить этих животных.(Звери, птицы, насекомые).

(Сколько представителей каждой группы?)

(Зверей-2,насекомых-3, птиц-4)

О птицах мы сегодня поговорим подробнее( на макете дерева фигурки птиц).

На нашем дереве много птиц. О некоторых я загадаю загадки, а вы должны не только отгадывать её, но и рассказывать об этой птице интересное и важное, что знаете.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Экран)

  

(Ласточка).

Какая примета связана с ласточкой и почему?

(Ласточка низко летает- к дождю. Питается мошками, а перед дождём тучи опускаются к земле, с ними опускаются и мошки.

Кто эта птица?

Никогда не строит своего гнезда,

Соседям яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Экран. Кукушка)

Расскажите о поведении кукушки, её птенцах.

(Свои яйца кукушка не высиживает, а подбрасывает в чужие гнёзда. Но кукушата очень прожорливые и часто сбрасывают других птенцов из гнезда, чтобы получить больше пищи.)

Не дровосек , не плотник ,А первый в лесу работник.

(Экран, Дятел.)

Как называют дятла? почему?

(его называют доктором леса, потому что он уничтожает гусениц, личинок-насекомых- вредителей деревьев).

Ты откуда ,ты откуда?

Прилетел к нам красногрудый?

Облетел я всю Сибирь,

А зовут меня…(Экран. Снегирь)

Это очень красивая птица. Маленькая, нахохлившаяся, она украшает своим оперением скучные зимние сады. Её называют «кочующей» птицей, потому что она не улетает в тёплые края, а перелетает из более холодных мест в менее холодные.

( Все фигурки-отгадки на дереве. На экране)

           

Назовите одним словом этих животных.

(Птицы).

     Какие это птицы: домашние или дикие?

     (Дикие)

Назовите зимующих птиц.

(Снегирь, воробей. Сойка, галка, дятел, сорока, ворона.)

А каких птиц можно назвать перелётными?

(Тех, которые с приходом холодов улетают в тёплые края. Это грач, скворец, жаворонок, дрозд, ласточка, журавль, кукушка, соловей, аист.)

  1. Выполнение задания. «Скворечники»

Определите предмет по опорным словам.

Экран: осторожные, сильные, курлычут.(Журавль).

        

Юркая, вертлявая, прожорливая.(Синица)

 

(Отгадки крепятся к скворечнику).

Назовите «лишнюю» птицу. Почему?

(Журавль перелётная птица).

  1. Игра «Чьё гнездо?»

На экране таблица в рисунках с местами гнездования птиц: скворечник, дупло, дерево, пашня, болото, крыша. Нужно поместить птицу в её гнездо.

  1. Представьте, что вы находитесь в лесу( фоно-голоса птиц, звуки леса).

Вы понимаете язык зверей и птиц ? Сумеете помочь тем, кто попал в беду? Сможете защитить малого и слабого? А ведь это надо уметь делать каждому человеку, чтобы стать защитником и бережливым хозяином природы, чтобы сохранить красоту нашей планеты. Прочтите плакат ( птицы возле кормушки) и объясните его значение: «Долг платежом красен».

Физминутка. «Воробьиная дискотека».

  1. Работа по теме урока.

1 Введение в тему.

Посмотрите, чем похожи животные на этих деревьях?

В чём их отличие?

(Дятел, попугай, соловей, павлин, лебедь, петух, журавль- на одном реальные, на другом- сказочные, в одежде.(Иллюстрация на экране).

   

Докажите, что это сказочные герои.

Тема нашего урока «Птицы в русских сказках

Сказка мудростью богата. Скажем сказке: « Приходи!» Это присказка, ребята, сказка будет впереди.

  1. Определение сказок по отрывку.

Сегодня мы будем говорить только о тех сказках, в которых присутствуют птицы,

( На экране текст.)

Прочитайте и догадайтесь, из какой сказки этот отрывок.

  1. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».

Вопросы:

Каким представляете себе петуха?

А вы смогли бы защитить слабого?

Какая поговорка подходит к этой сказке? (Выбор из 3-х вариантов)

(на чужой каравай рот не открывай).

  1. П. Ершов. «Конёк—горбунок»

 

Вопросы:

Назовите автора сказки. О какой птице идёт речь? Какая примета связана с этой птицей? Почему? Какую пословицу можно вспомнить?

(Друг познаётся в беде).

3). Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Вопросы:

 Может такое случится в отношениях между людьми? Можно ли назвать Лису и Журавля друзьями, почему?

Какой пословицей можно назвать эту сказку?

(Как аукнется, так и откликнется.)

4). Инсценировка отрывка « Сказка о царе Салтане» А. Пушкина.

     

Обсуждение после показа инсценировки по вопросам; Кто автор этой сказки? Какое отношение она имеет к теме урока?  Прочтите описание Царевны-лебеди. Чему учит эта сказка?

(Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. Друг познаётся в беде.)

Итог урока

Что понравилось на уроке?

Что пригодиться в жизни?

Для чего нужно знать повадки животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и русского языка

Интегрированный урок по теме "Для чего добывают полезные ископаемые. Употребление имени прилагательного в речи" для 3 класса....

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения во 2 классе "Наши домашние друзья"

Конспект интегрированного урока "Наши домашние друзья" поднимает проблему ответственного отношения к жизни и здоровью наших питомцев....

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....