Конспект урока .И.А.Крылов ."Зеркало и обезьяна".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ильчук Светлана Петровна

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zerkalo_i_obezyana.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок43  И.  КРЫЛОВ "ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА"
(учебник, с. 134–135)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: способствовать осмыслению нравственных ценностей в баснях И. А. Крылова, освоению основных литературоведческих понятий (наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ); создать условия для обучения работе с текстом басни (выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали); книгой (определение необходимой информации по обложке книги, оглавлением (содержанием) книги; соотношением иллюстрации и содержания книги)

Планируемые результаты

Предметные:

научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть; определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами
и поговорками

Метапредметные:

познавательные: осмысливают понятия наставления, иносказания, нравоучительный комический рассказ; работают с текстом (осмысление структурных особенностей басни; характеристика героев басни; понимание нравоучения); осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; делают самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала;

регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Личностные:

понимают нравственные уроки, которые даёт басня; анализируют причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делают на основе этого выводы

Образовательные ресурсы: портрет И. А. Крылова, книги с баснями, иллюстрации к басням, карточки для работы над текстом

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

На сегодняшнем уроке                                 На вопросы отвечать,

 Будем думать, размышлять,                       Выразительно читать

Показывают готовность
к уроку (наличие учебни-

Владеют навы-ками психоло-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

ка, рабочей тетради, ластика, пишущих принадлежностей, указки). Приветствуют учителя

гической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Повторение изученного материала

– Скажите, творчество какого писателя мы изучали? (Творчество И. А. Крылова.)

– Что он писал? (Он писал басни.)

– Значит, как мы можем назвать И. А. Крылова? (Баснописец.)

– Потому что баснописец – это… (Человек, который пишет басни.)

– А что такое басня?

– А вот как отозвался о баснях Крылова персонаж комедии «Горе от ума» известного писателя Грибоедова.

…Ох! Басни смерть моя!

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а всё-таки цари.

– Какие басни И. А. Крылова вы знаете?

– Теперь посмотрите на выставку рисунков. Назовите эти басни.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе? Расскажите.

Басня –  это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Отвечают на вопросы. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение о Крылове (см. ресурсный материал).

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Использу-


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

– Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы?

– Мы с вами изучали много басен и говорили о том, что в баснях действуют животные, в которых мы легко узнаём людей, их пороки, поступки

Внимательно слушают.

– Чтение его басен обога-щает нас знанием жизни, родного языка

ют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

III. Изучение нового материала.

1. Вводная беседа.

– Послушайте басню древнегреческого писателя Эзопа «Ворон и Лисица». Подумайте, о чём она (см. ресурсный материал).

Проводит обмен впечатлениями.

– Сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И. А. Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще.

Итак, басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, вещи, но под их поведением мы подразумеваем людей, их поступки, их недостатки. Вместе с Крыловым мы смеемся над ними, т. е. смеемся сами над собой. Ведь у всех людей есть недостатки. А И. А. Крылов помогает увидеть их.

– Как вы думаете, легко ли написать басню?

Оказывается, это очень трудно. И. А. Крылов был трудолюбивым человеком. Иногда, чтобы сочинить 20 строк, хороших, таких, чтобы ему понравились, он писал черновых, пробных 200 строк. А всего он создал более 200 басен. Представляете, как много он трудился.

Внимательно слушают. Отвечают на вопрос

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

2. Словарная работа.

Итак, прежде чем мы познакомимся с басней «Ворона и Лисица», нужно рассмотреть незнакомые, трудные слова. Вам было задание: найти в толковом словаре значения следующих слов. Кто скажет, что обозначает каждое слово?

Формулируют ответы на поставленные


Продолжение табл.

1

2

3

4

•  Твердить – говорить постоянно одно и то же.

•  Ежели – если.

•  Льстец – хитрый подлиза (хвалит из желания к себе расположить).

•  Гнусна – отвратительна.

•  Не впрок – не на пользу.

•  Бог послал – так раньше говорили о чём-нибудь случайно добытом.

•  Сырный дух – запах сыра.

•  Пленил – очаровал.

•  Плутовка – обманщица.

•  Ангельский голосок – нежный.

•  Дыханье спёрло – перехватило дух, дышать не может.

•  Взгромоздясь – еле взлетела вверх с тяжестью.

•  Зоб – место у птицы, где обрабатывается заранее пища.

– Одним из человеческих пороков издавна считается лесть. Как вы понимаете значение этого слова? (Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.)

Определяют совместно
с учителем толкование незнакомых слов. Работают с толковым словарем.

учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

3. Первичное знакомство с басней.

– Давайте послушаем басню «Ворона и Лисица», которую написал И. А. Крылов,
и сравним её с басней Эзопа.

Чтение басни учителем.

Информация для учителя: Ворона и Лисица – главные герои басни, однако наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия обоих персонажей. Это кусочек сыра. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон «добыл кусок мяса», описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.

Внимательно слушают.

Высказывают своё мнение об услышанном, сравнивают басни, находят сходство и отличия.

4. Словарная
работа.

– Замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни.

•  Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит.

•  Подходит тихо, осторожно – на цыпочках подходит.

•  Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова.

Выполняют задание.


Продолжение табл.

1

2

3

4

•  Каркнула очень громко – во всё горло.

•  Исчезла, скрылась – была такова.

•  Трудно стало дышать – дыханье спёрло.

•  Нашёл случайно, без особого труда – бог послал.

Употребив выражение бог послал, Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.

Физкультминутка

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар!

(Встать.)
(Прыгать.)
(Сказать громко. Выполнить хлопки над головой в ладоши.)
(Выполнить повороты туловища влево-вправо.)
(Выполнить наклоны туловища влево-вправо.)
(Сказать громко. Выполнить хлопки над головой в ладоши.)
(Выполнить руками как крыльями.)
(Сесть на корточки, руки под щеку – «засыпают».)
(Сказать тихо. Выполнить хлопки над головой в ладоши.)

5. Анализ басни.

– Понравилась ли басня? Чем именно?

– О ком эта басня?

– На сколько частей разделили весь текст? (На 3 части.)

– Почему?

– О ком (чем) говорится в 1-й части? Зачитайте. Это завязка, то есть начало действия.

Отвечают на вопросы.

Аргументиру-ют свои ответы, используя полученную информацию
и имеющиеся знания. Учатся решать про-блему, аргу-


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Какие события развиваются во 2-й части?

– Прочитайте.

– Что говорится в 3-й части? (Зачитайте. Это развязка.)

– Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни?

– Докажите, что лесть Лисицы все больше и больше возрастала, а ворона все больше и больше поддавалась льстивой похвале.

– Почему же Лисица так хвалит Ворону?

– Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса?

– Какой вы представляете себе Лисицу, читая эту басню?

– В чем проявилось мастерство Крылова в изображении Лисы в басне?

– Найдите это описание.

– Для какой цели старалась Лиса?

– Удалось ли ей достичь своей цели?

– Так в чем же искусство льстеца, то есть Лисицы?

– Удалось ли ей это сделать?

– Какова же главная мысль басни?

– Так кого же осуждает Крылов?

– Встречались ли вам похожие ситуации?

– Происходили ли они с вами?

– Как вы себя чувствовали?

– Разговор Лисы с Вороной.

Выборочно читают строчки басни.

– Льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова.

Зачитывают льстивую речь «Голубушка…».

Хочет ее обмануть.

– «На ель ворона взгромоздясь…».

– Передал не только содержание ее похвальных речей, но и интонацию ее голоса, ее движение.

– Любым путем обмануть.

– Что того, кто любит лесть, легко обмануть льстивыми словами.

– И того, кто льстит,
и того, кто любит лесть.

ментировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы


Продолжение табл.

1

2

3

4

6. Работа над текстом басни.

– Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?

– Какой вывод вы сделаете из этой истории?

– Как слово «вывод» можно произнести иначе?

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?
– Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом
плутовка. Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному – «ангельскому голоску». Все вы слышали голос вороны – неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает.

– Какими качествами, по-вашему, обладают Ворона и Лисица?

Лиса – хитрая, коварная, плутовка, умная, льстивая, неискренняя.

Ворона – неуклюжая, глупая, растяпа, ротозей, простофиля, тщеславная.

– Как же действуют на Ворону льстивые, ласковые, медоточивые слова Лисы?

– Итак, какими способами Лисице удалось выманить сыр?

– Кому больше всего сочувствует автор?

– Что бы вы посоветовали Вороне?

– Что бы вы сказали Лисице?

– Чему учит басня?

– Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери-актёры говорят и действуют как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя их повадки. Хорошо зная повадки животных, Крылов живо рисует подробности их поведения –

– Мораль. Поучение.

Читают строчки басни.

Работают на доске, соединяя прилагательные, характеризующие Лисицу и Ворону.

– Она льстила Вороне.

– Не слушать Лисицу, а есть сыр; оставаться при своем мнении, тогда бы была с сыром.

– Не надо быть льстивой, говорить неправду.

Внимательно слушают, делают вывод: не быть глупыми, не обращать внимания на льстивые слова, необходимо придерживаться своего мнения.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.  Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.


Продолжение табл.

1

2

3

4

яркие, выражающие национальные особенности сторон русского характера. Он подбирает меткие слова для характеристики своих героев.

Вывод. Работая над басней И. А. Крылова, мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. И даже сами способы выражения мысли у автора народные. Ему свойственны весёлое лукавство ума и насмешливости.

7. Работа с пословицами

– Прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся

с содержанием басни (см. ресурсный материал).

– Перечитайте мораль басни. О чём предупреждает Крылов своих читателей?

(Общая идея басни такова, что одинаково некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам.)

Вывод. Мораль может быть выражена в первых строчках. Слушая и читая басню, можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить. Слушая или читая басню, мы можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Найдите, где в данной басне спрятан вывод. (В начале.)

– Зачитайте его.

– Как вы его понимаете? (Не надо льстить, нужно говорить правду, ложь откроется.)

– Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда говорят о тебе правду.)

Внимательно слушают. Выполняют задание.

Отвечают на вопросы, делают вывод

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

IV. Итог урока. Рефлексия

– Что нового вы узнали для себя на уроке, чему научились?

– Отличаются ли басни Эзопа от басен Крылова? Чем?

– Правильно, басни Эзопа отличаются от басен Крылова. Эзоповская речь изобилует иносказаниями и недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого

Отвечают на вопросы.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа


Окончание табл.

1

2

3

4

смысла басен, а Крылов писал языком, понятным даже детям. Мораль басен Крылова ясна.

Закончите фразы, оценив работу на уроке:

•  Мне понравилось, как рассказывали басню…

•  Выразительно читали…

•  Хорошо мыслили…

V. Домашнее задание

Выполнить задание по выбору учащихся:

•  чтение басни по ролям;                          •  заучивание басни наизусть;

•  инсценировка басни;                               •  создание диафильма к басне

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу

Ресурсный материал к уроку

СТИХОТВОРЕНИЕ

Кто не слыхал его живого слова?        Все знал и видел ум певца пытливый

Кто в жизни с ним не встретился своей?        Всего сильней желая одного,

Бессмертные творения Крылова        Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Мы с каждым годом любим все сильней.        Народ его и родина его.

БАСНЯ «ВОРОН И ЛИСИЦА»

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:

– Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

– Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

ПОСЛОВИЦЫ

1. Верь своим очам, а не чужим речам.

2. На  языке – медок,  а  на сердце – ледок.

3. У лести нет чести

1. Ворона должна знать, что она некрасива. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы.

2. Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы та каркнула и сыр выпал.

3. Лесть и честь – понятия противоположные. Льстивый – отрицательная черта характера, честный – положительная. Где лесть, там нет честности. Лиса льстила, обманывала Ворону, говорила, что она красива. Где лесть, там хитрость, обман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме: И.А. Крылов "Зеркало и Обезьяна"

Урок чтения  в 3 классе Тема: И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»" Цель урока:продолжить ознакомление с творчеством И.А. Крылова;работать  над  выразительностью чтения;формировать умение о...

Конспект открытого урока: И.А. Крылов "Зеркало и обезьяна"

Данный конспект урока литературного чтения предназначен для учителей начальных классов....

Презентация к уроку по литературному чтению для 3 класса по теме: И. А. Крылов "Зеркало и обезьяна"

В данной презентации размещён необходимый материал для прохождения программного материала по теме : И. А. Крылов "Зеркало и обезьяна"...

Технологическая карта пробного урока литературного чтения ТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Технологическая карта пробного урока литературного чтения в 3 классеТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать признаки басниУметь определять мораль басниЛи...