Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению. 3 класс И. Крылов "Зеркало и обезьяна"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Биксалиева Альфия Шамилевна

    Материал для открытого урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока чтения в 3-м классе по теме: И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

    Биксалиева  А. Ш.

    Цель урока: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна»; продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения, учить учащихся вести диалог, выделять основную мысль произведения, воспитывать интерес к предмету, положительные качества в процессе работы над текстом.

    Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

    Оборудование к уроку:

    • Карточки с заданиями.
    • Аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылова.
    • Презентация.

    Ход урока

    Слайд 1(модуль урока: Литературное чтение)

    I. Организационный момент урока.

    Прозвенел уже звонок.

    Начинаем наш урок.

    Будьте все внимательны.

    А ещё старательны.

    – Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

    – Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте (хлопнули друг друга в ладоши).

    II. Речевая разминка.

    Начнем наш урок с речевой разминки. Взяли карточки № 1, прочтите про себя.

    Карточка № 1

    Осип орет, Архип не отстает.

    Кто кого переорет?

    Осип охрип, Архип осип.

    – Прочитайте медленно. Что это? (Это скороговорка)

    Прочитаем орфографически (как пишем)

    – Прочитаем орфоэпически (как произносим)

    – Прочитайте медленно, затем с ускорением

    – Потренируйтесь в скорочтении

    – Что высмеивает народ этой скороговоркой? (Недостатки)

    III. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

    Где мы еще встречались с высмеиваниями недостатков? (В баснях)

    С каким произведением познакомились на прошлом уроке? («Мартышка и очки»

    Слайд 2 (Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»)

    Посмотрим сценку по данной басне (Петайкина Саша и Бояркина Кристина).

    – Какой из недостатков людей «пощипал» в этой басне И.А.Крылов? (И.А.Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей).

    – Как еще называют таких людей? (Невежда – это необразованный человек).

    IV. Самоопределение к деятельности.

    – А сейчас поработаем в парах. У вас на партах задания с карточками. Работаем с карточкой №2. Прочитайте логическое упражнение:

    Карточка № 2

    «Таня, Вера и Даша прочитали басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак да Щука», «Мартышка и очки» и «Зеркало и Обезьяна». Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Зеркало и обезьяна». Какую басню прочитала Даша? (Таня прочитала басню «Лебедь, Рак да Щука», а Вера не читала басню «Зеркало и обезьяна», значит, она читала басню «Мартышка и очки». А Даша прочитала басню «Зеркало и обезьяна».)

    – Сегодня на уроке мы будем изучать новое произведение. Фамилия автора и название произведения прозвучали в логическом упражнении.

    – Сформулируйте тему урока полностью.

    (Тема урока – басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и Обезьяна».)

    Слайд 3 (Тема урока: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»)

    Тема урока: Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»

    Зная тему, поставьте цели урока.

    (Цель урока – познакомиться с произведением И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.)

    Слайд 4 (Цели урока)

    – Цели нашего урока, познакомиться с произведением Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и обезьяна»; учиться правильно читать и анализировать произведение.

    V. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

    Словарная работа

    – В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить. Работаем с карточкой № 3.

    Слайд 5 (Словарная работа)

    Карточка № 3

    Образ – вид, облик.

    Ужимки – гримасы.

    Перечесть – посчитать.

    Кума, кумушка – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестной.

    Оборотиться – посмотреть на себя.

    На руку нечист – нечестен, вороват.

    – Зная название произведения и некоторые слова из него, попытайтесь определить, о чем пойдет в нем речь. (Предположения детей).

    – Прочтите про себя произведение на стр. 136 учебника

    Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)

    – Кто был прав, узнаем, прослушав произведение. (Слушание басни в аудиозаписи)

    Слайд 6 (Аудиозапись)

    – Определите жанр этого произведения. (Мы слушали басню).

    – Вспомните, что такое басня.

    Слайд 7 (Басня)

    – Работаем с карточкой № 4

    Карточка № 4

    1. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.

    2. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

    3. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

    – Докажите, что это басня, указав ее признаки.(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).

    – Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Этот прием называется аллегория –иносказания).

    VI. Работа над содержанием басни.

    Какая история описывается в басне?

    – Кто герой басни?

    – Какие поступки совершают герои басни?

    – Прочитайте слова Обезьяны, попытайтесь при чтении передать ее характер.

    – Какой совет дал Обезьяне Мишка? Какой характер у Мишки?

    – Над чем смеется автор?

    – Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Они не видят своих недостатков, но видят их в других).

    – Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других? (В других)

    – Какова же мораль басни? Выразите ее своими словами. (Нельзя высмеивать других, обрати внимание на себя)

    – Прочитайте мораль в тексте басни. Какое выражение басни заключает в себе главную мысль? («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя оборотиться?»)

    Откройте рабочую тетрадь на стр. 39 и запишите это крылатое выражение

    – Да. Некоторые люди не замечают в себе даже больших недостатков, но зато видят в других даже меньшие. Как вы думаете, встречаются ли такие недостатки у людей в наше время?

    VII. Физкультминутка

    Слайд 8 (Аудиозапись Барбарики «Хорошее настроение»)

    – Представьте, что вы у зеркала. Выполним упражнения в танце перед зеркалом.

    – Зеркало нам необходимо! Мы увидим себя со стороны. (Помощники Петайкина Саша, Бояркина Кристина)

    VIII. Выразительное чтение басни.

    – Упражнения в интонировании. Работаем с карточкой № 5

    Карточка № 5

    Сидит Мартышка на вышке,

    Бросает оттуда шишки.

    – Произнеси эти слова и отругай Мартышку.

    – Похвалите Мартышку.

    – Прочитайте, как диктор радио.

    – Выразительное чтение басни по ролям. (Автор, обезьяна, Мишка)

    IX. Итог урока.

    – Поработаем в группе. Карточка № 6.

    – Составьте пословицы из данных слов и объясните их смысл.

    Карточка № 6

    Время, час, потехе, делу.

    Не суди, на себя, погляди, других.

    Насмешишь, людей, поспешишь.

    – Представители групп читают по одной пословице (Учащиеся составляют пословицы и объясняют их смысл).

    Какая из этих пословиц подходит по смыслу к прочитанной басне? (Других не суди, на себя погляди.)

    – Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов? (болтливость, хвастовство, лень, лесть, трусость)

    – Чему учат нас басни И.А.Крылова?

    – Что бы вы посоветовали Обезьяне?

    – Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут стать лучше.

    Слайд 9 (Самооценка)

    – Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока (смайлик на партах)

     Оценили себя за работу на уроке смайликом

    (Оценивание детей учителем).

    X. Домашнее задание.

    Слайд 10 (Домашнее задание)

    – Подготовить по выбору:

    1. Выразительное чтение басни.

    2. Изобразить характер героев с помощью мимики, жестов.

    3.Выучить наизусть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

    Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

    Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

    Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

    Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

    Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

    План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

    План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

    Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

    Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...