Главные вкладки

    Мы не устанем прославлять...
    план-конспект урока по чтению (4 класс)

    Цветова Елена Анатольевна

    ПНШ, 4 класс, литературное чтение, урок внеклассного чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hod_uroka.docx20.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Мы не устанем прославлять…»

    Цель проведения урока:

    Повышение значимости семьи и материнства, обеспечение общественного признания и высокого уважения к женщине–матери.

    Задачи:

    1) формирование у обучающихся уважительного отношения к женщине;

    2) развивать творческие способности учащихся, память, мышление, актерское мастерство;

    Дорогие ребята и уважаемые гости. Вот и закончилась ещё одна очень трудная, но такая интересная для нас тема «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».

    - Какой вывод можем мы сделать после работы над этой темой? (Выражать свою любовь к природе и людям можно по-разному: писать стихи, картины, сочинять музыку. Поэты и писатели передают впечатления с помощью пронзительно точных слов, используя сравнения, олицетворения, контраст, звукопись. Мы тоже стараемся, но у нас пока не получается. Но зато у нас получается выразительно читать стихи. )

    Старкова Валерия читает стих.

    Говорил не рожденный малыш:

    " Я боюсь приходить в этот мир...

    Столько здесь неприветливых, злых

    Глаз колючих, усмешек чужих...

    Я замерзну, я там заблужусь,

    Я промокну под сильным дождем...

    Ну к кому я тихонько прижмусь?

    С кем оставшись, побуду вдвоем?..."

    Отвечал ему тихо Господь:

    "Не печалься, малыш, не грусти...

    Ангел добрый, он будет с тобой

    Пока будешь мужать и расти...

    Будет он тебя нежить, качать,

    Наклонясь, колыбельные петь.

    Будет крепко к груди прижимать,

    Будет крыльями бережно греть.

    Первый зуб, первый шаг видеть твой.

    И ладошкой слезинки стирать.

    А в болезни, склонясь над тобой,

    Жар губами со лба убирать...

    И когда начиная взрослеть,

    Ты дорогу отыщешь свою.

    Ангел будет во след лишь смотреть,

    Повторяя молитву свою...

    " Как же Ангела имя? - Скажи...

    Как его мне средь тысяч узнать?

    Это вовсе не важно, малыш...

    Мамой будешь ты Ангела звать.

    Вот наши малыши выросли и сегодня будут прославлять своих ангелов - матерей.

    - А что означает слово «прославлять?» (делать известными, знаменитыми)

    Но сначала давайте послушаем, как это сделал известный русский писатель Николай Алексеевич Некрасов.

    Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

    В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения и записывать их в тетрадь.

    Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу.

    В 1838 году Некрасов переехал в Петербург и поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он дает уроки и пишет стихи на заказ.

    Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов, который потерпел неудачу. И тогда он стал печатать свои стихи без имени автора.

    Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. В своих стихах он впервые стал использовать простую русскую разговорную речь, сочетать сатиру и лирику. Творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

    Перед вами лежит отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…») В начале отрывка Некрасов говорит: «Есть женщины в русских селеньях…», а далее он описывает одну такую женщину.

    Чтобы мы могли представить эту женщину, автор показывает  нам её с разных сторон : как выглядит, как относится к труду, как умеет отдыхать.

    Задания по  группам

    1-я группа: как выглядит?    (Красавица, миру на диво, её зубы — «что крупные перлы», а лицо «величаво, как в раме», «тяжёлые русые косы», «смуглая грудь», «красивые, ровные зубы», «румяные губы», румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива, взгляд русской женщины он сравнивает «со взглядом цариц».

    2-я группа: как относится к труду?

    «Не любит безделья», «ей некогда лясы точить»:

    В ней ясно и крепко сознанье,

    Что всё их спасенье в труде,

    И труд ей несёт воздаянье:

    Семейство не бьётся в нужде.

    Всегда у них тёплая хата,

    Хлеб выпечен, вкусен квасок,

    Здоровы и сыты ребята,

    На праздник есть лишний кусок.

    3-я группа:    как умеет отдыхать?

    «…как сгонит улыбка веселья

    С лица трудовую печать»,

    Такого сердечного смеха,

    И песни, и пляски такой

    За деньги не купишь…

    Создавая образ русской женщины, Некрасов использует даже преувеличения: «Что взмах — то готова копна!», «Коня на скаку остановит,// В горящую избу войдёт!»

    Называя свою героиню и «красавицей», и «бабой», и «маткой», Некрасов в каждой строчке этого отрывка воспевает её.

    Выразительное чтение отрывка наизусть

    Показывая, с одной стороны, трудолюбие, хозяйственность, смелость, силу русской женщины, а с другой, — её природную красоту, чувство собственного достоинства, умение веселиться, поэт создаёт очень точный, живой образ русской женщины - крестьянки.

    Ведь если бы в России не было таких женщин, наша страна вряд ли смогла бы пройти столько испытаний и одержать великие победы!

    А теперь, вспоминая описание автора,  каждый из вас по 2 предложения скажет о своей маме.  (Мою маму зовут Наталья Александровна. Она добрая и нежная, заботливая и терпимая. )

    Ребята, скажите, пожалуйста, что необходимо делать, чтобы ваши мамы подольше оставались такими молодыми, красивыми, добрыми? (не обижать мам)

    Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,      

    Чтоб от раскаянья не плакать,

    Вовек: нигде и никогда      

    Не заставляйте маму плакать.

    Думайте больше о ваших матерях, берегите их, любите. А чтобы вы навсегда запомнили сегодняшний урок, я дарю вам изображение   самой главной в мире матери со своим сыном на руках – икону божьей матери с младенцем.

    Я хочу пожелать всем присутствующим любви, счастья, благополучия. Пусть на глазах у вас выступают только слёзы радости. А закончим наш необычный урок новой для вас, но очень старой доброй и светлой песней «Солнечный круг».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Матери «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать»

    По указу Президента Российской Федерации с 1998 года в последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. День хранительницы домашнего очага. В этот день чествуются именно матери, а не все ...

    "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать!"

    Часть 1. Мама - первое слово, главное слово. II.Основная часть. Часть I. Светлый образ матери. Часть 2. Сердце матери. Часть 3. "Основа, суть всего живого - Мать". Часть 4. "…Люблю тебя, мама!" ...

    «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать», внеклассное мероприятие, посвященное празднику 8 марта

    Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Международному женскому дню 8 марта, проведенного в 1 классе. данное мероприятие можно проводить в любом доугом классе начальной школы. в разработке р...

    «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать», внеклассное мероприятие, посвященное празднику 8 марта

    Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Международному женскому дню 8 марта, проведенного в 1 классе. данное мероприятие можно проводить в любом доугом классе начальной школы. в разработке р...

    «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать», внеклассное мероприятие, посвященное празднику 8 марта

    Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Международному женскому дню 8 марта, проведенного в 1 классе. данное мероприятие можно проводить в любом доугом классе начальной школы. в разработке р...

    Как молодому педагогу установить контакты с коллегами в школе?

    Как молодому педагогу установить контакты с коллегами в школе?   Оканчивает институт молодой педагог и приходит на работу в школу. Для него всё ново и необычно. Он как будто озира...

    Как установить связь слова

    Тема: Как установить связь слов в предложении?Цели: научить устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос  от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать, доказывать свое мнени...