Мы не устанем прославлять...
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Цветова Елена Анатольевна

ПНШ, 4 класс, литературное чтение, урок внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы не устанем прославлять…»

Цель проведения урока:

Повышение значимости семьи и материнства, обеспечение общественного признания и высокого уважения к женщине–матери.

Задачи:

1) формирование у обучающихся уважительного отношения к женщине;

2) развивать творческие способности учащихся, память, мышление, актерское мастерство;

Дорогие ребята и уважаемые гости. Вот и закончилась ещё одна очень трудная, но такая интересная для нас тема «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».

- Какой вывод можем мы сделать после работы над этой темой? (Выражать свою любовь к природе и людям можно по-разному: писать стихи, картины, сочинять музыку. Поэты и писатели передают впечатления с помощью пронзительно точных слов, используя сравнения, олицетворения, контраст, звукопись. Мы тоже стараемся, но у нас пока не получается. Но зато у нас получается выразительно читать стихи. )

Старкова Валерия читает стих.

Говорил не рожденный малыш:

" Я боюсь приходить в этот мир...

Столько здесь неприветливых, злых

Глаз колючих, усмешек чужих...

Я замерзну, я там заблужусь,

Я промокну под сильным дождем...

Ну к кому я тихонько прижмусь?

С кем оставшись, побуду вдвоем?..."

Отвечал ему тихо Господь:

"Не печалься, малыш, не грусти...

Ангел добрый, он будет с тобой

Пока будешь мужать и расти...

Будет он тебя нежить, качать,

Наклонясь, колыбельные петь.

Будет крепко к груди прижимать,

Будет крыльями бережно греть.

Первый зуб, первый шаг видеть твой.

И ладошкой слезинки стирать.

А в болезни, склонясь над тобой,

Жар губами со лба убирать...

И когда начиная взрослеть,

Ты дорогу отыщешь свою.

Ангел будет во след лишь смотреть,

Повторяя молитву свою...

" Как же Ангела имя? - Скажи...

Как его мне средь тысяч узнать?

Это вовсе не важно, малыш...

Мамой будешь ты Ангела звать.

Вот наши малыши выросли и сегодня будут прославлять своих ангелов - матерей.

- А что означает слово «прославлять?» (делать известными, знаменитыми)

Но сначала давайте послушаем, как это сделал известный русский писатель Николай Алексеевич Некрасов.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения и записывать их в тетрадь.

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу.

В 1838 году Некрасов переехал в Петербург и поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он дает уроки и пишет стихи на заказ.

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов, который потерпел неудачу. И тогда он стал печатать свои стихи без имени автора.

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. В своих стихах он впервые стал использовать простую русскую разговорную речь, сочетать сатиру и лирику. Творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Перед вами лежит отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…») В начале отрывка Некрасов говорит: «Есть женщины в русских селеньях…», а далее он описывает одну такую женщину.

Чтобы мы могли представить эту женщину, автор показывает  нам её с разных сторон : как выглядит, как относится к труду, как умеет отдыхать.

Задания по  группам

1-я группа: как выглядит?    (Красавица, миру на диво, её зубы — «что крупные перлы», а лицо «величаво, как в раме», «тяжёлые русые косы», «смуглая грудь», «красивые, ровные зубы», «румяные губы», румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива, взгляд русской женщины он сравнивает «со взглядом цариц».

2-я группа: как относится к труду?

«Не любит безделья», «ей некогда лясы точить»:

В ней ясно и крепко сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде.

Всегда у них тёплая хата,

Хлеб выпечен, вкусен квасок,

Здоровы и сыты ребята,

На праздник есть лишний кусок.

3-я группа:    как умеет отдыхать?

«…как сгонит улыбка веселья

С лица трудовую печать»,

Такого сердечного смеха,

И песни, и пляски такой

За деньги не купишь…

Создавая образ русской женщины, Некрасов использует даже преувеличения: «Что взмах — то готова копна!», «Коня на скаку остановит,// В горящую избу войдёт!»

Называя свою героиню и «красавицей», и «бабой», и «маткой», Некрасов в каждой строчке этого отрывка воспевает её.

Выразительное чтение отрывка наизусть

Показывая, с одной стороны, трудолюбие, хозяйственность, смелость, силу русской женщины, а с другой, — её природную красоту, чувство собственного достоинства, умение веселиться, поэт создаёт очень точный, живой образ русской женщины - крестьянки.

Ведь если бы в России не было таких женщин, наша страна вряд ли смогла бы пройти столько испытаний и одержать великие победы!

А теперь, вспоминая описание автора,  каждый из вас по 2 предложения скажет о своей маме.  (Мою маму зовут Наталья Александровна. Она добрая и нежная, заботливая и терпимая. )

Ребята, скажите, пожалуйста, что необходимо делать, чтобы ваши мамы подольше оставались такими молодыми, красивыми, добрыми? (не обижать мам)

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,      

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда      

Не заставляйте маму плакать.

Думайте больше о ваших матерях, берегите их, любите. А чтобы вы навсегда запомнили сегодняшний урок, я дарю вам изображение   самой главной в мире матери со своим сыном на руках – икону божьей матери с младенцем.

Я хочу пожелать всем присутствующим любви, счастья, благополучия. Пусть на глазах у вас выступают только слёзы радости. А закончим наш необычный урок новой для вас, но очень старой доброй и светлой песней «Солнечный круг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Матери «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать»

По указу Президента Российской Федерации с 1998 года в последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. День хранительницы домашнего очага. В этот день чествуются именно матери, а не все ...

"Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - Мать!"

Часть 1. Мама - первое слово, главное слово. II.Основная часть. Часть I. Светлый образ матери. Часть 2. Сердце матери. Часть 3. "Основа, суть всего живого - Мать". Часть 4. "…Люблю тебя, мама!" ...

«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать», внеклассное мероприятие, посвященное празднику 8 марта

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Международному женскому дню 8 марта, проведенного в 1 классе. данное мероприятие можно проводить в любом доугом классе начальной школы. в разработке р...

«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать», внеклассное мероприятие, посвященное празднику 8 марта

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Международному женскому дню 8 марта, проведенного в 1 классе. данное мероприятие можно проводить в любом доугом классе начальной школы. в разработке р...

Как молодому педагогу установить контакты с коллегами в школе?

Как молодому педагогу установить контакты с коллегами в школе?   Оканчивает институт молодой педагог и приходит на работу в школу. Для него всё ново и необычно. Он как будто озира...

Как установить связь слова

Тема: Как установить связь слов в предложении?Цели: научить устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос  от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать, доказывать свое мнени...

Русский язык 2 класс Тема: Как установить связь слов в предложении.

Тема: Как установить связь слов в предложении....