Тема: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тема: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.i.kuprin_ocherk_skazki_pushkina.docx271.66 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Класс: 4

Тема: А.И. Куприн «Сказки Пушкина»

Цели урока:

Предметные:

  • познакомить с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина»
  • продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка;
  • сформировать представление об очерке;
  • учить определять тему очерка, выделять факты  в тексте очерка;
  • учить сравнивать художественный рассказ и очерк;
  • формировать: умение рассуждать, произвольное внимание, гибкость мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  • совершенствовать умения выслушивать товарища, помогать ему, работать дружно.

По формированию УУД:

ЛУУД:

- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;

- мотивационной основы учебной деятельности.

РУУД:

- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;

- оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

ПУУД:

- способствовать формированию проводить сравнение по нескольким основаниям, строить выводы на основе сравнения;

- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;

- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.

КУУД

- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;

- аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации);

-  активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, методы самооценки, дедуктивная логика изложения материала, методы стимулирования мотивации, наглядные методы..

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Методические примечания

I.Организационный момент

- Здравствуйте, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы на уроке. Присаживайтесь.

Фронтальная форма работы

Мотивация на работу на уроке

II.Актуализация опорных знаний

- Для того чтобы определить тему урока, вам необходимо разделиться на 5 групп и собрать рисунки-пазлы (Приложение 1)

- Что объединяет все рисунки-пазлы? (Это иллюстрации к сказкам  А.С. Пушкина).

- Чей это портрет? С творчеством А.И.Куприна мы уже знакомы. У нас собрана выставка книг писателя.(Слайд 2)

- О том, как могут быть связаны собранные вами иллюстрации и А.Куприн, мы узнаем, выполнив работу в парах.

- Теперь поработав в парах соотнесите произведения и фамилии писателей. (И. Соколов-Микитов. «Родина»;  Н.Шер. «Карины-сказки»; М.Шолохов. «Любимая мать-отчизна»;  С.В.Михалков.  «Слово о Крылове»; В.Катаев «Сын полка»). (Приложение 2)

Работа в группах

Объяснение

Беседа

Презентация

Работа в парах

III.Постановка целей и задач урока

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке и как можно сформулировать тему нашего урока? (Слайд 3) (А.И.Куприн. «Сказки Пушкина»)

- Какие цели мы поставим перед собой?

Фронтальная форма работы

Целеполагание

Презентация

IV.Изучение нового материала. Работа над очерком

- Сможете ли вы определить жанр этого произведения? (Нет, потому что не знаем этого произведения и его особенности).

-На какие группы можно разделить данные произведения? (Очерки и повесть.)

- А что такое повесть? (Повесть -  это прозаическое (реже стихотворное) повествовательное произведение, в котором рассказывается о жизни одного или нескольких главных героев, изображается ряд событий, освещающих целлый период жизни человека, главного действующего лица повествования. Рассказ ведется от имени автора, рассказчика или одного из героев.)

-Какие произведения отнесете к жанру повесть? (В.Катаев. «Сын полка»).

-Что такое очерк? (1.Очерк – это небольшое прозаическое повествовательное произведение, в котором точно и достоверно рассказывается о событиях (фактах), происходивших в реальной жизни, участники которых существовали в действительности.  2. Очерк – повествовательный жанр научно – популярной литературы. )

- Как называют авторов очерков? (Очеркисты.)

- О чем рассказывают очеркисты? (Художественный очерк быстро знакомит с новыми явлениями жизни, показывает примеры патриотического поведения человека, его беззаветную любовь к Родине, героическую борьбу, новые отношения между людьми в обществе. Очеркисты рассказывают о природе, жизни людей, интересных встречах.)

- Какие литературные произведения вы отнесете к жанру очерк?  А Произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина»?

- А.С. Пушкин. Имя этого человека знакомо каждому из нас. С его творчеством мы встречаемся в раннем детстве и не расстаёмся до конца своей жизни. Оно является достоянием всего человечества. Читая его произведения, мы погружаемся в “мир Пушкина”, с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В течение всей жизни мы зачитываемся сказками великого поэта.

- Прочитайте  произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина» Отметьте:

 +       то, что вам известно

х       то, что вы узнали впервые

 ?     то, о чём бы вам хотелось узнать больше

- Откройте учебник на странице 111 начнём чтение (комбинированное чтение)

Фронтальная форма работы

Беседа

Фронтальная форма работы

Беседа

Фронтальная форма работы Беседа

Объяснение

Работа с учебником

Физическая минутка

Смотрят видеоролик и повторяют движения

Видеоролик

V.Закрепление нового материала

- Какое впечатление произвело на вас произведение?

- Какие чувства  и переживания вызвал?

- Какой момент повествования показался вам самым интересны?

- К какому жанру вы отнесете прочитанное произведение? Почему? Докажите ваш выбор. (Это очерк, потому что  написан художественным языком, факты, изложенные в тексте достоверны, правдивы, документальны, описанные события из реальной жизни, нет  вымысла и автор выражает свое отношение к событиям.)

- Как вы считаете, какие чувства выразил А.И.Куприн в очерке?

(В очерке об А.С.Пушкине помещены воспоминания о писателе, его поэзии, об отношении к писателю, автор выражает народную любовь к поэту,  подчеркивает значение поэта. Очерк заставляет задуматься над  ценностью произведений А.С.Пушкина, о влиянии на духовный мир человека.)

- Сейчас вам предстоит поработать в группах. В конвертах находятся тексты. Прочтите их и определите, к какой сказке, какой нравственный смысл подходит? (Приложение 3) 

- сколько сказок написал А.С.Пушкин?  (5)

А  на самом деле их шесть. Шестая сказка «Сказка о медведихе» была не дописана поэтом.

-слушаем аудиозапись сказки.

Что присутствует в других сказках поэта?

-в сказке всегда есть исходная ситуация;

-всегда случается беда;

-противопоставлены положительный и отрицательный герои;

-торжествует положительный герой;

-есть волшебные предметы;

-герой уходит из дома; волшебный мир сказки; есть волшебные помощники.

Фронтальная форма работы

Беседа

Работа в группах

VI.Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- К какому жанру вы отнесёте прочитанное сегодня произведение?

- Что такое очерк?

Фронтальная форма работы

Беседа

VII.Рефлексия

«Цветок настроения»

Ребята, на партах у вас лежат сердечки(жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя сердце, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.

Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное) (Приложение 4)

Фронтальная форма работы

VIII.Домашнее задание

- написать очерк о своем любимом произведении А.С.Пушкина;

Очерк о том, как оценен талант Пушкина; очерк   памятниках  А.С.Пушкину.

Фронтальная форма работы

Объяснение

Приложение 1

51             52               53

54               55

Приложение 2

И. Соколов-Микитов             «Картины – сказки»

Н.Шер                                          «Родина»

М.Шолохов                         «Слово о Крылове»

В.Катаев                                «Любимая мать-отчизна»

С.Михалков                         «Сказки Пушкина»

А.Куприн                                «Сын полка»

Приложение 3

1.Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта.

2.Не делай никому зла, не походи на тех, что "злыми жабами глядят". Тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.

3.Героиня, что "черной зависти полна", жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым

4.Невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих "лежа на боку". Особенно ценен в этой сказке "добрым молодцам намек".

5.Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.

1 - Сказка о рыбаке и рыбке».  

2 - «Сказка о царе Салтане.

3 - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

4 -«Сказка о золотом петушке».

5 -  «Сказка о попе и работнике его Балде».

Приложение 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Александр Иванович Куприн (1870 –1938)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...

урок литературного чтения по теме А.Куприн "Сказки Пушкина"

урок литературного чтения в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" по теме А.Куприн очерк "Сказки Пушкина". Задачи урока1.Обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить кру...

Обобщающий урок по теме "Сказки Пушкина"

Тема урока:  Обобщение.   Сказки А.С. ПушкинаТип урока: систематизация и обобщение изученного материалаВид урока : урок-играЦель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Ск...

Проект на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

Проект на тему:« Имена прилагательные в«Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»...