Рабочая программа по Литературному чтению 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс)

Аксентьева Вера Павловна

Рабочая программа по Литературному чтению 4 класса разработана согласно ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx55.96 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Оерская средняя общеобразовательная школа» - «Тохойская основная общеобразовательная  школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании МС

«1» сентября 2018 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

«1» сентября 2018 г.

                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                      Директор школы

                                    «1» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по___ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ,    4  КЛАСС__________________

(предмет, класс)

102

(количество часов в год, в неделю)

АКСЕНТЬЕВА ВЕРА ПАВЛОВНА

(ФИО учителя)

__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

(должность)

2018/2019 учебный год

с. Тохой

2018 г.

                                                   1.Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе:

- Федерального Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ );

- Федерального  образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями), а также:

- примерной образовательной программы начального общего образования  и

-авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой;

- учебного плана Филиала МБОУ «Оёрская СОШ» - «Тохойская ООШ»;

- Федерального перечня учебников;

- Положения о рабочей программе ОУ.

        Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

        • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России

Задачи курса:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться  на прочитанное;
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • Работать с различными видами текстов.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  102 часа.

 Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.    

В содержание введен национально региональный компонент.

2.Планируемые результаты освоения предмета.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

3.Содержание программы

Былины. Летописи. Жития .(7ч)

«Ильины три поездочки».

Летописи. Жития.

«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы .(15ч)

1.П.П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);

2. А.С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

3. М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;

4. А. П. Чехов. «Мальчики».

 Поэтическая тетрадь .(7ч)

1.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;

2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»;

3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»;

4. А. II. Плещеев. «Дети и птичка»;

5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»;

6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;

7. И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей .(15ч)

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»;

2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»;

 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час .(7ч)

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;

3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел»

Страна далекого детства. (5ч)

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;

2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;

3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь .(4ч)

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;

2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;

3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», 4.«Наши царства».

Природа и мы .(11ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;

2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;

3. М. Пришвин. «Выскочка»;

4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»;

5. Е. И. Чарушин. «Кабан»;

6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь .(6ч)

1.Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;

2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»;

4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;

5. С. А. Есенин. «Лебедушка»

Родина .(5ч)

1. И.С.  Никитин «Русь»;

2. С.Д. Дрожжин. «Родине»;

3. Л.В. Жигулин. «О, Родина! В    неярком блеске…»;

4. Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» .(6ч)

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература .(13ч)

1.Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;

2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»;

3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»

Итоговая контрольная работа -1 ч.

4.Тематическое планирование курса литературное чтение 4 класс

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Дата про-ведения

Коррекция

план

факт

«Летописи, былины, сказания, жития»  (7ч)

Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи.

1

03.09

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

04.09

«И вспомнил Олег коня своего».

1

05.09

«Ильины три поездочки».

1

10.09

«Ильины три поездочки».

1

11.09

«Житие Сергия Радонежского»

1

12.09

Проверь себя! НРК

1

17.09

8.

Из русской классической литературы .(15ч)

П. П. Ершов «Конек – горбунок»

1

18.09

9.

П. П. Ершов «Конек – горбунок»

1

19.09

10.

А. Слонимский. «О Пушкине»

А.С. Пушкин «Няне».НРК

1

24.09

11.

А.С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! Очей очарование».

1

25.09

12.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».НРК

1

26.09

13.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

01.10

14.

Творчество А.С. Пушкина. Викторина по сказкам.НРК

1

02.10

15.

А. Шан – Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека»

1

03.10

16.

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» (турецкая сказка).НРК

1

08.10

17.

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» (турецкая сказка)

1

09.10

18.

С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича» Л. Толстой «Детство».НРК

1

10.10

19.

Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»

1

15.10

20.

А.П. Чехов «Мальчики»

1

16.10

21.

А.П. Чехов «Мальчики»

1

17.10

22.

Проверь себя!Темы №2 «ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ». НРК

1

22.10

23.

Поэтическая тетрадь.(7ч)

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко». НРК

1

23.10

24.

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1

24.10

25.

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

1

29.10

26.

А. Н. Плещеев «Дети и птичка».НРК

1

30.10

27.

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

1

31.10

28.

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

1

12.11

29.

И. А. Бунин  «Листопад». НРК

1

13.11

30.

Сказки русских писателей .(15ч)

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

14.11

31.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

19.11

32.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

20.11

33.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

21.11

34.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

26.11

35.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

   27.11

36.

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

28.11

37.

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

02.12

38.

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

03.12

39.

А.С. Аксаков «Аленький цветочек». НРК

1

04.12

40.

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

1

09.12

41.

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

1

10.12

42.

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

1

11.12

43.

Литературные сказки.

1

16.12

44.

Контрольная работа по пройденным произведениям.НРК

1

17.12

45.

Делу время — потехе час .(7ч)

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

18.12

46.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

23.12

47.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». НРк

1

24.12

48.

  В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

25.12

49.

 В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

12.01

50.

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1

13.01

51.

Проверь себя!

1

14.01

52.

Страна далекого детства. (5ч)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

19.01

53.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

20.01

54.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

21.01

55.

М. М. Зощенко «Елка». НРК

1

26.01

56.

Проверь себя!

1

27.01

57.

Поэтическая тетрадь .(4ч)

В.Я. Брюсов. «Опять сон»

В.Я. Брюсов. «Детская».

1

28.01

58.

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

02.02

59.

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…».

М. Цветаева «Наши царства».

1

03.02

60.

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

04.02

61.

Природа и мы .(11ч)

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

09.02

62.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». НРК

1

10.02

63.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

11.02

64.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». НРК

1

16.02

65.

М. М. Пришвин «Выскочка»

1

17.02

66.

Е. И. Чарушин «Кабан». НРК

1

18.02

67.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

23.02

68.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

24.02

69.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

25.02

70.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». НРК

1

02.03

71.

Проверь себя!

1

03.03

72.

Поэтическая тетрадь .(6ч)

С. А. Клычков  «Весна в лесу»

1

04.03

73.

Б. Л. Пастернак  «Золотая осень».

1

09.03

74.

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

10.03

75.

С. А. Есенин «Лебедушка»

1

11.03

76.

С. А. Есенин «Лебедушка». НРК

1

16.03

77.

Проверь себя!

1

17.03

78.

Родина .(5ч)

И. С. Никитин «Русь» НРК

1

18.03

79.

С. С. Дрожжин «Родине»

1

01.04

80.

А. В. Жигулин «О, Родина!»

1

02.04

81.

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане». НРК

1

03.04

82.

Проверь себя!

1

08.04

83.

Страна «Фантазия» .(6ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

09.04

84.

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

10.04

85.

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

15.04

86.

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

16.04

87.

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

17.04

88.

Проверь себя!

1

89.

Зарубежная литература .(13ч)

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

22.04

90.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

23.04

91.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

24.04

92.

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

29.04

93.

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

30.04

94.

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

02.05

95.

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

06.05

96.

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

07.05

97-98

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

2

08.05

13.05

99-100

Сельма Лагерлеф «В Назарете»

2

14.05

15.05

101

Проверь себя!

1

20.05

102

Итоговая контрольная работа.

1

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...