Литературное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

программы курса «Литературное чтение», автор Е.И.Матвеева (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx63.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено на

 педагогическом совете

протокол от 31.08.2018 №1

Утверждено приказом

директора школы

 от 01.09.2018 №515

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литературное чтение

3 класс

                     Учитель: Маяцкая О.В. 

Когалым, 2018год

                                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литературное чтение (136 часов, 4 часа в неделю)

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576.
3. Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015г. № 1/15).

4.образовательной программы МАОУ СОШ № 7, учебного плана школы на 2018-2019 учебный год.

С учетом:

  - программы курса «Литературное чтение», автор Е.И.Матвеева (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова);

- учебно-методического комплекта учебного предмета «Литературное чтение», автор Е.И.Матвеева.

Программа составлена по учебникам Е.И.Матвеевой: литературное чтение в двух частях, разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, из расчёта 4 часа в неделю.

Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение задач:

1) образовательных задач:

  • развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
  • развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
  • открытие  и освоение учениками позиций читателя и автора;
  • формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2)  развивающих задач:

  • развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие речи;

3) воспитательных задач:

  • формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
  • воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Основное содержание 3 класс (136 часов)

Содержательная линия

Круг чтения

Планируемые результаты

1

Мир, созданный автором (42 ч)

Рождение замысла (16 ч)

Замысел сочинения, произведения, книги. Окружающая действительность – источник для создания художественного образа в произведениях разных авторов. Сопоставление предметов и явлений – способ создания новой художественной «картины». Впечатления автора, передаваемые в произведении. Мироощущения поэта, писателя. Авторская позиция. Автор и читатель. Сравнение как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Элементы описания в авторских работах.

Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка»; Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»; Д. Хармс «Что это было?»; С. Черный «Крокодил»; А. Е. Екимцев «Дедушка туман»; Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане»; А. Е. Екимцев «Комары»; В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик»; В. И. Белов «Катюшин дождик».  В. В. Маяковский «Тучкины штучки»; Ф. А. Миронов «Тучи». С.С. Милосердов «Колосья». «Родники». «Июль». «Солома». «Колыбель». «Деревья»

 Тамбовские писатели – детям. Жизнь и творчество С.С. Милосердова. С.С. Милосердов Избранные произведения.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (сравнение);

уметь: 

-определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста;

-выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: 

-самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

2

В царстве пейзажа (10 ч)

Описание природы. Роль пейзажа в художественном произведении. Настроение автора и героя, переданное в художественном описании природы. Внутренний мир автора и героя. Способы изображения природы – способы показа внутреннего мира автора и героя. Эпитет как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Лирическое стихотворение. Его отличие от шуточного, юмористического текста. Способы изображения одной темы у разных авторов.

И. С. Тургенев «Осень»; Ю. Качаев «Осенние странники»; П. П. Потемкин «Мухоморы»; В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор»; Ю. И. Коваль «Последний лист»; И. А. Бунин «Листопад» (отрывок); В. Д. Берестов «Капля»; Ф. А. Миронов «Капля». П.Ф.Шаповалов «Необыкновенные свидания». «Уточка». «Обманчивые ягоды»

 Тамбовские писатели – детям. С.С. Милосердов Избранные произведения. Жизнь и творчество П.Ф.Шаповалова. П.Ф.Шаповалов Избранные произведения.

знать/понимать:

-изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение), особенности лирического произведения;

уметь: 

-выразительно читать лирическое произведение, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;

-определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста;

-выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика и настроение лирического героя в лирическом произведении;

-выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: 

-самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

3

«И сразу стало все не так…» (16 ч)

Описание неживого предмета. Создание художественного образа неживого предмета, способы его изображения. Разные способы воплощения авторского замысла в связи с созданием образа – неодушевленного предмета. Использование прямого и переносного значения слов для изображения персонажа – листка, посуды, чайника, кастрюли, самовара – с целью создания шуточного образа, интересного для ребенка-читателя. Олицетворение как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ необычного героя в произведениях разных жанров.  Звукопись как средство подражания «голосу» героя, которое используют авторы при описании объектов неживого мира. Глаголы-действия, помогающие автору «оживить» персонаж в сказке, стихотворении, рассказе.

Э. Э. Мошковская «Листок бумаги»; Э. Э. Мошковская «Лесная пятёрка»; Е. И. Матвеева «Мечта»; А. Е. Екимцев «Арбуз»; М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна»; Ю. П. Мориц «Разговаривали вещи»; Г. Х. Андерсен (перевод с датского А. Ганзен) «Чайник»; Ю. П. Мориц «Пузатый чайник»; О. Э. Мандельштам «Кухня»; А. М. Горький «Самовар». П.Ф.Шаповалов «Свет весны». «Раненая мать».

Тамбовские писатели – детям. П.Ф.Шаповалов Избранные произведения.

знать/понимать:

-изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (олицетворение, звукопись); особенности лирического произведения;

-выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;

-определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста;

уметь: 

-выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции;

-выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;

-определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: 

-самостоятельного чтения книг;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

4

Секреты рождения образа (50 ч)

Доброе слово и кошке приятно (11 ч)

Описание животного (кошки, кота, котенка) в художественных произведениях разных жанров: сказке, рассказе, рассказе-этюде, юмористическом стихотворении. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Главный герой произведения о животном, способы создания образа. Изображение одинакового животного в произведениях разных авторов. Изображение одинакового животного в прозаических и поэтических произведениях, в текстах разной жанровой специфики. Средства художественной изобразительности, помогающие авторам создавать образ животного в художественном произведении. Способы изображения кота у одного автора-прозаика, особенности раскрытия темы в каждом из произведений: этюде и рассказе. Образ героя-рассказчика, который общается с животным, способы изображения авторского отношения к ним и происходящим событиям. Особенности жанров этюда и миниатюры.

М. С. Пляцковский «Как попался кот на удочку»; С. Черный «Как кот сметаны поел»; Н. К. Абрамцева «Загадка»; М. М. Пришвин «Кот»; Ю. И. Коваль «Летний Кот», «Солнечное пятно». И.В.Шамов «Тополёк». «Первый луч». 

Тамбовские писатели – детям. Жизнь и творчество И.В.Шамова. И.В.Шамов Избранные произведения.

знать/понимать:

-изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, олицетворение, звукопись);

-особенности художественного и нехудожественного текстов;

- «модель» жанров: послания, сказки;

уметь: 

-определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста;

-выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении;

-определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание;

-ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ;

-создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: 

-самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

-работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

5

«О всякой живности» (14 ч)

Животное – любимый герой литературы для детей. Выбор писателем или поэтом объекта описания в произведении. Показ события в произведениях повествовательного жанра с целью заинтересовать читателя необычным (обычным) образом животного. Ритмический рисунок поэтического произведения о животном – способ передачи настроения в стихотворении. Философское стихотворение – жанр, позволяющий глубже понять внутренний мир автора, его восприятия живого мира. Понятие литературной эпохи.

Метафора (скрытое сравнение) как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ обычного героя (животного, птицы, насекомого) в произведениях разных жанров. Художественное и научное описание животного. Позиция автора в разных видах описания. Художественное и нехудожественное произведения: сходства и различия между ними. Художественный образ – центральное понятие художественной литературы. Цикл рассказов о животных, объединенный общей идеей создания образов деревенской жизни.

В. Д. Берестов «Жуки»; М. В. Ломоносов «Кузнечик»; Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая…»; Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот»; научно-популярное описание бегемота (отрывок из энциклопедической статьи «Аванты+»); Д. Хармс «Бульдог и таксик»; В. А. Бахревский «Дом с жабой»; Ю. И. Коваль «Лось»; В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности» («Рома», «Петух», «Последняя синичка»). И.В.Шамов «Заря космической весны». «Русский лес».

Тамбовские писатели – детям. И.В.Шамов Избранные произведения.

знать/понимать:

-изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (метафора);

-особенности художественного и нехудожественного текстов;

-особенности текстов описательного и повествовательного характера;

уметь: 

-определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста;

-ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ;

-создавать текст собственного сочинения (в жанре рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: 

-самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

6

Каждый сам о себе (10 ч)

Художественные произведения разных жанров, в которых используется прием изображения героев – рассказ персонажа от его имени. Самопрезентация героя. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог как средства раскрытия его характера. Способы изображения авторского отношения к герою-животному. Использование звукописи для передачи настроения героя, автора. Хвалебная речь персонажа, способы ее произнесения.

Описание интересного события в произведениях повествовательных жанров – прием характеристики героя, выявляющий достоинства и недостатки его характера. Басня о животных, особенности жанра, иносказание и мораль в басне.

Дневниковые записи собаки. Нестандартная ситуация, раскрывающая характер героя, его взаимоотношения с окружающим миром. Юмор в произведении. Способы характеристики животного и человека через дневники. Особенности «молитвы», которую произносит собака: добрая тональность и тонкий юмор произведения.

Р. С. Сеф «Полночь…»; В. Д. Берестов «Песня лягушек»; С. Чёрный «Индюк»; Д. С. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»; В. Д. Берестов «Гусь и его критики»; С. Чёрный «Дневник фокса Микки» (глава «О Зине, о еде, о короке и т. п.), «Арапкина молитва». М.А.Белихова «Драгоценный груз». «Пожар в самолёте».

Тамбовские писатели – детям. Жизнь и творчество М.А.Белиховой. М.А.Белихова Избранные произведения.

знать/понимать:

-изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись);

-особенности художественного и нехудожественного текстов;

уметь:

-определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание;

-определять выбор изобразительных средств, в зависимости от замысла создаваемого текста;

-выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в произведении, настроение героя в произведении;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: 

-самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

-работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

7

Необычные уроки письма (15 ч)

Послание как способ передачи авторских мыслей и чувств. Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности.

Ю. Н. Кушак «Почтовая история»; Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок»; Д. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Письмо фее»; А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне»; Л. Мезинов «Соседи»; М. С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте»; А. П. Чехов «Ванька»; А. С. Пушкин «19 октября» (отрывок), «И. И. Пущину», «Няне»; В. В. Лунин «Записка»; Я. Аким «Пишу тебе письмо»; М. Я. Бородицкая «Лето прошло»; Э. Э. Мошковская «Письмо»., Ю. Я. Яковлев « К читателю». М.А.Белихова «Ничего особенного». «Дела попутные».

Тамбовские писатели – детям. Жизнь и творчество М.А.Белиховой. М.А.Белихова Избранные произведения.

знать/понимать:

-понятия «адресат и адресант»;

-виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету;

-этикетные нормы послания;

уметь: 

-ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ;

-создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

-самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Матвеева Е. И. Литературное чтение. Учебник, 3 класс. В 2-х частях: –  М.: Вита-Пресс, 2013.
  2. Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. — М.: Вита-Пресс, 2014.
  3. Матвеева Е. Н. Проверочные работы по литературному чтению. 3 класс.  — М.: Вита-Пресс, 2014.

4. Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 3 класс: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2014

       5.  Интернет-ресурсы: http://www.bibliogid.ru – BIBLIO Гид; http://www.kykymber.ru – литературный иллюстрированный журнал для детей «Кукумбер»; http://www.epampa.narod.ru – литературный журнал для детей и взрослых «Литературные пампасы»; http://www.rgdb.ru – сайт Российской государственной детской библиотеки, www.strumishka.ru – Блог Н. К. Абрамцевой; http://www.slovotvorhestvo.ru – сайт «Твори, обучаясь!»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Тема

Количество часов

Раздел 1

Мир, созданный автором (59 ч) 

Рождение замысла (19 ч)

19 часов

Раздел 2

В царстве пейзажа (15 ч)

15 часов

Раздел 3

«И сразу стало все не так…» (25 ч)

25 часов

Раздел 4

Секреты рождения образа (77 ч). 

Доброе слово и кошке приятно (18 ч)

18 часов

Раздел 5

«О всякой живности» (22 ч)

22 часа

Раздел 6

Каждый сам о себе (14 ч)

14 часов

Раздел 7

Необычные уроки письма (23 ч)

23 часа

Итого

136 часов

К концу 3 класса обучающиеся должны:

знать:

  • изобразительные средства выражения авторской позиции в тексте (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись);
  • особенности художественного и нехудожественного текстов;
  • особенности эпического и лирического произведений;
  • особенности текстов описательного и повествовательного характера;
  • «модель» жанров: послания, сказки;

уметь:

  • выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения, предъявляя в чтении читательскую и авторскую позиции;
  • определять выбор изобразительных средств в зависимости от замысла создаваемого текста;
  • выявлять внутренний мир героев в оценке рассказчика в эпическом произведении, настроение лирического героя в лирическом произведении;
  • определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание;
  • выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции;
  • ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения, определять критерии творческих работ;
  • создавать текст собственного сочинения (в жанре послания, миниатюры, рассуждения, текста-описания) согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к тексту собственного сочинения;
  • выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам;
  • читать вслух любой незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 3 класса не менее 80 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; оценивать своё чтение;

иметь представление:

  • о текстах одной тематики; одинаковой жанровой специфики; одинаковой (различной) авторской принадлежности;
  • о способах построения текста (рассказ от имени героя-рассказчика, от имени рассказчика-повествователя, диалог).

В результате освоения предметного содержания литературного чтения в 3 классе планируется достижение следующих результатов


     

  Формирование УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

-учащиеся принимают как ценность жизнь, родину,  доброту, семью, любовь, знания, дружбу, справедливость;

-представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;

-принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в группе, в паре в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

-различают эмоции и чувства персонажа;

-различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и  интерпретации художественных произведений;

-проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре.

-правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

-в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

-определяют тему прочитанного текста объёмом около 150 слов;

-выбирают заглавие к тексту объёмом около 150 слов из нескольких предложенных;

-имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;

-имеют представление о многообразии книг;

-в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию;

-оценивают ответ одноклассника по предложенным критериям;

-могут пользоваться сносками и справочными разделами учебника;

-подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;

-могут соотнести разные способы создания художественного образа;

-имеют представление о пословице, басне,  сказке, поэтической сказке,  сказке – пьесе,  притче, сказке – притче;

-имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;

-определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;

-имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;

-составляют партитуру поэтического текста;

-критически оценивают своё интонирование и чтение других;

-наблюдают композицию сказки;

-соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;

-определяют отношение автора к персонажу, главную мысль в сказке;

-раскрывают смысл пословиц, соотносят их с содержанием других прочитанных произведений;

-пересказывают фрагмент произведения близко к тексту;

-создают миниатюры на заданную тему;

-выразительно читают фрагменты произведений «по ролям».

Тематическое планирование по литературному чтению Е.И.Матвеевой

3 класс (136 ч, 4 ч в неделю)

Учебник, книга 1 «Мир, созданный автором»

№     №

Дата проведения

Фактическая дата

Содержание, тематика

Кол-во часов

Деятельность учеников на уроке, основные виды, формы, способы действий

Сопровождающая внеурочная деятельность, её вид

Речевая и читательская деятельность

Литературоведческая пропедевтика

Раздел 1. Мир, созданный автором (59 часов)

Рождение замысла (19 ч.)

1

03.09.

Н.К.Абрамцева «Шелковая сказка».

1

Наблюдение за впечатлениями автора в сказке и рассказе.

Сопоставление произведений по наличию авторской позиции.

Сочинение-прогнозирование как продолжение развития сюжета, созданного автором.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

Способы выражения авторской позиции в сказке и рассказе. Способы взаимодействия автора и читателя.

Обсуждение мультфильма «Шелковая сказка».

2

04.09

Тема авторства. Н.К.Абрамцева «Шелковая сказка» (волшебная история).

1

Обсуждение мультфильма «Шелковая сказка».

3

05.09

 Разное видение мира. Автор и мир. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами».

Определение роли описания для выражения основной авторской идеи.

Экскурсия в библиотеку с целью знакомства с творчеством Ю. И. Коваля. Презентация его произведений.

4

07.09

 Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров.    Ю.И. Коваль «Вода с закрытыми глазами».

1

Сочинение-прогнозирование как продолжение развития сюжета, созданного автором.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

Определение роли описания для выражения основной авторской идеи.

Презентация произведений Ю.И. Коваля.

5

10.09

 Д. Хармс. «Что это было?».Способ изображения характера героя.

1

Наблюдение за изобразительным средством – сравнением в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.

Сочинение-прогнозирование волшебной истории.

Моделирование средства – сравнения.  Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа  по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «этюда» по модели. Наблюдение за жанром «этюд». Самостоятельная деятельность учащихся.

Раскрытие смысла произведения через осмысление характера персонажа.

6

11.09

 С.Черный «Крокодил». Способ изображения характера животного.

1

     7

12.09

Способы изображения одного явления природы разными авторами. А.Е.Екимцев «Дедушка туман».

1

Знакомство со способами изображения явлений природы разными авторами.

8

14.09

 Н.К.Абрамцева «Сказка о тумане».

Стартовая проверочная работа.

1

9

17.09

Сходства и различия образов тумана.

1

10

18.09

Н.К.Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана.

1

11

19.09

 А.Е.Екимцев «Комары». Творческие секреты автора.

1

Выявление особенностей интонации автора при создании «веселого» художественного образа.

Конкурс рисунков к произведениям о тумане.

12

21.09

 В.А.Бахревский «Скучный осенний дождик».

1

Выявление особенностей интонации автора при создании «грустного» художественного образа.

13

24.09

Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию.

1

14

25.09

 В.И.Белов «Катюшкин дождик». Настроение героя.

1

Знакомство со способами изменения настроения (авторской интонации) в рассказе.

15

26.09

Событие, изменяющее настроение.

1

Знакомство со способами изменения настроения (авторской интонации) в рассказе.

16

28.09

 В.В.Маяковский «Тучкины штучки».

1

Выявление в тексте сравнений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.

Знакомство с особенностями жанра этюд.

Конкурс сочинителей текстов с употреблением сравнений.

17

01.10

Ф.А.Миронов «Тучи».

Проверочная работа       №1.

1

Выявление в тексте сравнений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.

Знакомство с особенностями жанра этюд.

18

02.10

Сравнение как средство художественной изобразительности.

1

Выявление в тексте сравнений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.

Знакомство с особенностями жанра этюд.

19

03.10

Урок-рефлексия.

1

Викторина «Творчество авторов, создающих необычные образы».

Раздел 2. В царстве словесного пейзажа (15 ч.)

20

05.10

 И.С.Тургенев «Осень».

1

Наблюдение за изобразительным средством – эпитетом в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование средства – эпитета.  Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа  по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «описания» природы по модели. Наблюдение за пейзажем в разных авторских сочинениях. Сопоставление шуточного и лирического произведений. Работа с разными информационными источниками. Иллюстрирование. Самостоятельная деятельность учащихся.

Знакомство с понятием «пейзаж» в произведении (словесном, живописном).

Экскурсия в музей, картинную галерею.

21

08.10

Способы выражения авторского отношения к природе.

1

Виртуальная экскурсия с использованием Интернет-ресурсов, посвященная знакомству с произведениями пейзажной живописи.

22

09.10

И.Качаев «Осенние странники». Описание осени.

1

Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени.

Подготовка страницы портфолио.

23

10.10

«Событие» осеннего дня.

1

Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени.

Подготовка страницы портфолио.

24

12.10

П.П.Потемкин «Мухоморы». Способы передачи авторского настроения.

1

Выявление оттенков настроений в юмористическом описании грибов.

Подготовка страницы портфолио.

25

15.10

В.А.Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения

1

Выявление оттенков настроений в юмористическом описании грибов.

Подготовка страницы портфолио.

26

16.10

Ю.И.Коваль «Последний лист».

1

Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени.

Подготовка страницы портфолио.

27

17.10

Художественная деталь.

1

Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени.

Подготовка страницы портфолио.

28

19.10

 И.А.Бунин «Листопад» (отрывок).

1

Выявление оттенков настроений в поэтическом описании осени.

Выявление в тексте эпитетов, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.

Подготовка страницы портфолио.

29

22.10

Роль эпитета в создании образа природы.

1

Выявление оттенков настроений в поэтическом описании осени.

Выявление в тексте эпитетов, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.

Подготовка страницы портфолио.

30

23.10

В.Д.Берестов «Капля».

1

Выявление оттенков настроений в лирическом и шуточном стихотворениях.

Подготовка страницы портфолио, мультимедийной презентации.

31

24.10

Ф.А.Миронов «Капля».

1

Выявление оттенков настроений в лирическом и шуточном стихотворениях.

Подготовка страницы портфолио, мультимедийной презентации.

32

26.10

Способы создания образов, выражения настроения.

1

Выявление оттенков настроений в лирическом и шуточном стихотворениях.

Подготовка мультимедийной презентации.

33

06.11

Урок-рефлексия.

1

Презентация страницы портфолио, мультимедийной презентации «Любимый образ явления природы в литературе, живописи».

34

07.11

Проверочная работа № 2.

1

Раздел 3. «И сразу стало все не так…» (25 часов)

35

09.11

 Э.Э.Мошковская «Листок бумаги».

1

Наблюдение за изобразительными средствами – олицетворением, метафорой, звукописью, звукоподражанием в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование указанных средств.  Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа  по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «описания» неживого предмета в роли одушевленного существа по модели. Наблюдение за сюжетом в разных авторских сочинениях. Сопоставление повествовательного и лирического произведений. Работа с разными информационными источниками. Иллюстрирование произведений. Самостоятельная деятельность учащихся.

Знакомство с описанием неодушевленного предмета – художественного образа. Открытие способов изображения «характера» героя.

Конкурс сочинений о листке. Презентация сочинений.  Иллюстрирование работ.

36

12.11

Неживой предмет – объект внимания разных авторов.    

 Э.Э.Мошковская «Лесная пятерка».

1

37

13.11

Способы выражения авторского отношения к объекту описания.

1

Знакомство с описанием неодушевленного предмета – художественного образа. Открытие способов изображения «характера» героя.

Конкурс сочинений о листке. Презентация сочинений.  Иллюстрирование работ.

38

14.11

Е.И.Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора.

1

39

16.11

А.Е.Екимцев «Арбуз».

1

Выявление в тексте олицетворений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.

40

19.11

Описание предмета. А.Е.Екимцев «Арбуз».

1

Выявление в тексте олицетворений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.

41

20.11

Действия героя стихотворения. А.Е.Екимцев «Арбуз».

1

Выявление в тексте олицетворений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.

42

21.11

М.Я.Бородицкая «Тетушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении.

1

Знакомство со способом «оживления» персонажа: описанием его действий.

43

23.11

Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи».

1

Определение роли диалога в юмористическом стихотворении как способе раскрытия «характеров» персонажей.

44

26.11

Способы «оживления» неживых предметов.

1

Определение роли диалога в юмористическом стихотворении как способе раскрытия «характеров» персонажей.

45

27.11

Г.Х.Андерсен «Чайник».

1

Знакомство со способом повествования от первого лица, образом рассказчика.

46

28.11

Ю.П.Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя.

1

Знакомство со способом повествования от первого лица, образом рассказчика.

47

30.11

Г.Х.Андерсен «Чайник». История жизни героя.

1

Знакомство со способом повествования от первого лица, образом рассказчика.

    48

03.12

Проверочная работа № 3.

1

Знакомство со способом повествования от первого лица, образом рассказчика.

49

04.12

О.Э.Мандельштам «Кухня».

1

Определение роли звукописи и звукоподражания в юмористическом стихотворении.

50

05.12

Жизнь кухни. О.Э.Мандельштам «Кухня».

1

Определение роли звукописи и звукоподражания в юмористическом стихотворении.

51

07.12

О.Э.Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни и способы ее воссоздания.

1

Определение роли звукописи и звукоподражания в юмористическом стихотворении.

52

10.12

Проверочная работа № 4.

1

Определение роли звукописи и звукоподражания в юмористическом стихотворении.

53

11.12

А.М.Горький «Самовар».

1

Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке.

Драматизация произведений на «кухонную» тематику. Выступления перед учащимися 2-3-х классов.

54

12.12

Выражение  авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении.

1

Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке.

55

14.12

А.М.Горький «Самовар». Выражение  авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении.

1

Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке.

Драматизация произведений на «кухонную» тематику. Выступления перед учащимися 2-3-х классов.

56

17.12

Выражение  авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. А.М.Горький «Самовар».

1

Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке.

Драматизация произведений на «кухонную» тематику. Выступления перед учащимися 2-3-х классов.

57

18.12

Выражение  авторской позиции в произведении А.М. Горького «Самовар».

1

Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке.

58

19.12

Итоговая полугодовая проверочная работа.

1

Знакомство с Интернет-ресурсами: детских электронных журналов «Кукумбер», «Литературные пампасы».

Презентация самых интересных материалов.

59

21.12

Урок-рефлексия.

1

Учебник, книга 2 «Секреты рождения образа»

№ п/п

      Дата проведения/ фактическая дата

Содержание, тематика

Часы

Деятельность учеников на уроке, основные виды, формы, способы действий

Сопровождающая внеурочная деятельность, ее вид

Речевая и читательская деятельность

Литературоведческая пропедевтика

Раздел 4. Секреты рождения образа (77 часов)

Доброе слово и кошке приятно (18 часов)

60

24.12

 Описание животного.

      1

Наблюдение за описанием кошки, кота, котенка в произведениях разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование текста «описание животного». Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа  по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «описания животного» по модели. Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека в разных авторских произведениях. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Работа с разными информационными источниками.  

Выявление особенностей авторского отношения к персонажу – коту, кошке, котенку.

61

25.12

Способы выражения авторского отношения к  животному.

1

Выявление особенностей авторского отношения к персонажу – коту, кошке, котенку.

62

26.12

М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку».

1

Описание поступка персонажа, выявление смены настроений в юмористическом стихотворении. Знакомство с юмором как приемом создания образа.

63

29.12

«Как кот попался на удочку»

М. С. Пляцковский.

1

Описание поступка персонажа, выявление смены настроений в юмористическом стихотворении. Знакомство с юмором как приемом создания образа.

Перевод юмористического стихотворения на язык драмы (комедии). Внеклассное занятие.

64

С.Черный «Как кот сметаны поел».

1

65

Образ кота – шуточный образ.

1

Перевод юмористического стихотворения на язык драмы (комедии). Внеклассное занятие.

66

Проверочная работа

№ 5.

1

Самостоятельная деятельность учащихся.

Перевод юмористического стихотворения на язык драмы (комедии). Внеклассное занятие.

67

Н.К.Абрамцева «Загадка».

1

Выявление особенностей изображения столкновения двух точек зрения на окружающую действительность.

Работа с Интернет ресурсами: материалами сайтов, посвященных творчеству Натальи Абрамцевой.

68

Лирическая сказка о чуде.

1

Выявление особенностей изображения столкновения двух точек зрения на окружающую действительность.

Работа с Интернет ресурсами: материалами сайтов, посвященных творчеству Натальи Абрамцевой.

69

Н.К.Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде.

Выявление особенностей изображения столкновения двух точек зрения на окружающую действительность.

Работа с Интернет ресурсами: материалами сайтов, посвященных творчеству Натальи Абрамцевой.

70

М.М.Пришвин «Кот».

1

Знакомство со способами передачи чувств и переживаний рассказчика к персонажу, объяснение смысла заключения рассказа.

71

Взаимоотношения человека и животного.

1

Знакомство со способами передачи чувств и переживаний рассказчика к персонажу, объяснение смысла заключения рассказа.

72

Способы  изображения взаимоотношений человека и животного.

1

Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа.  Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование текста «описание любимого животного».

Знакомство со способами передачи чувств и переживаний рассказчика к персонажу, объяснение смысла заключения рассказа.

73

Ю.И. Коваль «Летний кот».

Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа  по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «описания любимого животного» по модели. Редактирование работы. Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека в разных авторских произведениях. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Работа с разными информационными источниками.  Самостоятельная деятельность учащихся.

Конкурс иллюстраций и этюдов на темы «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот».

74

Ю.И.Коваль «Солнечное пятно».

Конкурс иллюстраций и этюдов на темы «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот».

75

Одна тема в творчестве автора – разные способы ее воплощения.

Конкурс иллюстраций и этюдов на темы «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот».

76

Урок-рефлексия.

Обсуждение иллюстраций и этюдов на темы «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот».

Использование способов оценивания творческих работ по критериям.

 77

Проверочная работа № 6.

1

Иллюстрирование произведений о кошке. Презентации работ. Подготовка портфолио

Раздел 5. «О всякой живности» (22 часа)

78

В.Д.Берестов «Жуки».

Выявление ритмического рисунка в стихотворении о жуках и поиск сравнений в тексте.

79

Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах.

Выявление ритмического рисунка в стихотворении о жуках и поиск сравнений в тексте.

80

М.В.Ломоносов «Кузнечик».

1

Знакомство с понятием «историческая эпоха». Раскрытие темы философских размышлений о жизни человека.

 81

Размышления автора.

1

Знакомство с понятием «историческая эпоха». Раскрытие темы философских размышлений о жизни человека.

  82

М.В.Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора.

1

83

Г.Новицкая «Ливнем грива падает седая».

1

Выявление в тексте метафор, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.

84

Переносное значение слова – основа метафоры.

1

Выявление в тексте метафор, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.

85

Поэтический образ.

1

86

Ю.Я.Яковлев «Мой знакомый бегемот».

1

Сопоставление художественного и научного описаний бегемота в рассказе и научно-популярной статье энциклопедии.

87

Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты».

1

Сопоставление художественного и научного описаний бегемота в рассказе и научно-популярной статье энциклопедии.

88

Размышления героя-рассказчика.

1

89

Проверочная работа № 7.

1

90

Д. Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении.

1

Способы изображения персонажей-животных в литературе, анимации, на радио. Внеклассное занятие.

91

 

В. А. Бахревский «Дом с жабой».

1

Выделение микротем в рассказе. Передача лирического настроения в прозе.

Подготовка иллюстрированного издания по творчеству В. А. Бахревского. Внеклассное занятие.

92

Сказочность сюжета рассказа.  В. А. Бахревский «Дом с жабой».

1

Выделение микротем в рассказе. Передача лирического настроения в прозе.

93

В. А. Бахревский «Дом с жабой». Тонкий лиризм автора.

1

94

Ю. И. Коваль «Лось». Удивительный мир природы. Образ животного.

1

95

В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух».

1

96

В. И. Белов «Рома.». Изображение характеров животных.

1

97

В.И.Белов «Последняя синичка».  

Выражение авторского отношения к животным.

1

Анализ лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке», содержащего художественное пиисание птицы.

Экскурсия в библиотеку с целью поиска и презентаций книг о животных, птицах, насекомых.

98

Урок-рефлексия.

1

99

Итоговая годовая проверочная работа по технике чтения.

1

Самостоятельная деятельность учащихся.

Раздел 6. Каждый сам о себе (14 часов)

100

Рассказ о герое от первого лица. Р. С. Сеф «Полночь…»

1

Наблюдение за описанием персонажа в произведениях разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа  по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека в разных авторских произведениях.

Моделирование жанра басни.

Работа с разными информационными источниками.

Определение роли звукописи в юмористическом стихотворении.

Знакомство с особенностями самопрезентации и выбор тона для выступления.

101

В.Д. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором.

1

Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации.

102

С. Черный «Индюк». Звукопись – прием, помогающий создать смешной образ.

1

Создание виртуального мультфильма или драматизация по сказке.

103

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех».

1

104

Образ «умного» индюка.

1

Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации (на птичьем дворе).

Создание виртуального мультфильма или драматизация по сказке.

105

Способы создания образа «умного» индюка.

1

106

Каждый сам о себе. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех».

1

Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации (на птичьем дворе).

Создание виртуального мультфильма или драматизация по сказке.

107

В.Д.Берестов «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев.

1

Знакомство с речевыми характеристиками персонажей, выявление приема авторской иронии.

Конкурс чтецов басен (по выбору учащегося).

108

В.Д.Берестов «Гусь и его критики». Ирония автора.

1

Выявление особенностей жанра басни: иносказания, сюжета и морали.

Подготовка страницы портфолио.

109

С.Черный «Дневник Фокса Микки».

1

Выявление особенностей жанра дневниковых записей.

Иллюстрирование прочитанных произведений  темы.

110

С.Черный «Арапкина молитва».

1

111

С.Черный Дневниковые записи.

1

Выявление особенностей жанра дневниковых записей.

112

Урок-рефлексия.

1

Презентация книги или произведения о животном, птице, насекомом с последующим оцениванием.

113

Итоговая годовая проверочная работа по анализу произведений.

1

Самостоятельная деятельность учащихся.

Презентация страницы портфолио, «Изображение животного в литературе и искусстве».

Раздел 7. Необычные уроки письма (23 часа)

114

Введение в тему.

1

Наблюдение за жанром «послание». Моделирование жанра. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Парная и групповая работа  по моделированию жанра. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «послания» по модели. Сопоставление художественного и риторического посланий. Работа с разными информационными источниками. Иллюстрирование произведений о кошке. Презентации работ. Подготовка портфолио.

115

Первый урок.

Ю.Н.Кушак «Почтовая история».

1

Выявление особенностей жанра послания: адресность, тон, стиль и др.

116

Первый урок. (Продолжение).

Ю.Н.Кушак «Почтовая история».

1

117

Ю.Н.Кушак «Почтовая история».

1

Выявление особенностей жанра послания: адресность, тон, стиль

118

Второй урок. Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок» .

1

Знакомство с видами посланий: письмом, запиской, телеграммой, деловым письмом и открыткой.

119

Второй урок (Продолжение). Дж. Родари «Письмо фее».

1

120

Второй урок (Продолжение). 

А.Е.Екимцев «Деревушка на сосне ».

1

121

Второй урок (Продолжение).

 Л.Мезинов «Соседи». 

1

Знакомство с видами посланий: письмом, запиской, телеграммой, деловым письмом и открыткой.

122

Третий урок.

М.С.Пляцковский «Козленок в почтовом конверте».

1

Знакомство со способом передачи посланий, критериями грамотного послания

Конкурс на лучшего редактора безграмотного послания.

123

М.С.Пляцковский «Козленок в почтовом конверте». Третий урок (Продолжение).

1

124

М.С.Пляцковский «Козленок в почтовом конверте».

1

Знакомство со способом передачи посланий, критериями грамотного послания

Конкурс на лучшего редактора безграмотного послания.

125

Четвертый урок.

А.П.Чехов «Ванька».

1

Знакомство с содержанием письма, его частями, настроением адресанта, способами его передачи, целями написания писем и формами обращений в них.

Конкурс на лучшего адресанта, отвечающего на письмо Ваньки Жукова.

126

А.П.Чехов «Ванька». Четвертый урок (Продолжение).

1

Конкурс на лучшего адресанта, отвечающего на письмо Ваньки Жукова.

127

Четвертый урок.

А.П.Чехов «Ванька». (Продолжение).

1

Знакомство с содержанием письма, его частями, настроением адресанта, способами его передачи, целями написания писем и формами обращений в них.

Конкурс на лучшего адресанта, отвечающего на письмо Ваньки Жукова.

128

Пятый урок. А. С. Пушкин «И. И. Пущину».

1

Выявление особенностей художественного послания А. С. Пушкина.

Подготовка страницы портфолио.

129

Пятый урок. (Продолжение.) А.С.Пушкин «Няне».

1

Выявление особенностей художественного послания А. С. Пушкина.

Подготовка страницы портфолио.

130

Шестой урок.

В.В.Лунин «Записка».

1

Знакомство с Интернет-ресурсами по теме «История переписки в разные исторические эпохи».

131

Шестой урок (Продолжение). Я.Л.Аким «Пишу тебе письмо».

1

Подготовка страницы портфолио.

Знакомство с Интернет-ресурсами по теме «История переписки в разные исторические эпохи».

132

Шестой урок (Продолжение)  М.Я.Бородицкая «Лето прошло».

1

Подготовка письма будущим первоклассникам.

133

Шестой урок. (Продолжение). Э.Э.Мошковская «Письмо».

1

Подготовка страницы портфолио. «Создание послания».

134

 Урок-рефлексия.

1

135

Рефлексия изученного. Проверочная работа по анализу произведения.

1

Подготовка письма будущим первоклассникам.

136

 Ю. Я. Яковлев «К читателю».

1

Работа с рубрикой «Проверь себя!». Выбор интересных вопросов и подготовка ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...