Технологии обучения чтению детей с отклонениями в развитии
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Ерминская Надежда Викторовна

Развитие навыкавыразительного чтения у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ- это прежде всего практическое владение некоторыми средствами интонации. К ним относятся логические ударения, смысловые паузы, тон голоса, мелодика речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии обучения чтению детей с отклонениями в развитии.

Формирование навыка выразительного чтения

Развитие навыка выразительного чтения у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ - это прежде всего практическое владение некоторыми средствами интонации. К ним относятся логические ударения, смысловые паузы, тон голоса, мелодика речи. Основой отработки вышеназванных интонационных умений являются четкая дикция, правильное распределение дыхания в пределах словосочетания и предложения, орфоэпическое (литературное) произношение слов.

Развитие навыков выразительного чтения задерживается из-за свойственных этим детям нарушений произношения, общей немодулированности речи, недостаточности контроля за силой голоса (дети говорят либо очень тихо, либо излишне громко), неправильного распределения дыхания на уровне предложения.

Работа над выразительным чтением осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов, помещенных в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных предложений. При этом в начале школьного обучения у детей с нарушенным интеллектом формируется навык выразительной речи, так как послоговое воспроизведение слов, на котором дети задерживаются дольше, чем учащиеся с нормальным интеллектом, не дает и возможности быстро овладеть выразительностью чтения. Вместе с тем задержка работы над этим навыком может привести к закреплению тех недостатков, которые были свойственны этим детям до их обучения.

Виды и приемы работы по развитию выразительности речи могут быть следующие:

- отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, чистоговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики - для выработки четкой артикуляции каждого звука, хорошей дикции, правильного дыхания. Для того, чтобы эти упражнения были эффективны, учитель придерживается утрированно четкой артикуляции оного изучаемого звука или оппозиционных фонем:

Репка выросла на грядке -

Значит все у нас в порядке.

Засела в грядке репка

Крепко - крепко.

Четкость артикулирования не исключает выразительности произнесения четверостишия. Дети имитируют выразительную речь учителя, произнося каждую строчку стихотворения с той интонацией, которую задает учитель. «Рубленное» чтение каждой строчки впоследствии может привести к ещё большим затруднениям в работе над навыком выразительного чтения;

- хоровое чтение - для отработки умения регулировать силу голоса, для воспроизведения мелодики и темпа речи учителя. Материалом для упражнений подобного рода могут служить предложения из читаемого текста или стихотворения, используемые на физкультминутках. Так, для воспитания умения регулировать силу голоса в соответствии со смыслом произносимого текста учащиеся заучивают его, произнося во время пауз на уроках чтения и сопровождая речевой материал движениями.

Например, дети изображают мышей, произносят слова почти шепотом, складывают ладошки, прижимают их к груди и приседают всё ниже и ниже:

Тише, тише, тише, тише!

Наш усатый кот на крыше.

В другом случае школьники, имитируя поезд, двигают руками, как сцеплениями колес, гудят, поднося полусжатые кулачки ко рту и громко приговаривают, то замедляя, то убыстряя темп речи:

Так - так - так,  так - так - так,

Все колесики стучат.

Хоровое воспроизведение интонации учителя закладывает уже с начала обучения ребёнка ту основу, опираясь на которую, можно в дальнейшем более осознанно работать над выразительностью чтения;

- уже с первых шагов обучения, кроме подражания речи учителя, важно вызвать у детей правильное интонирование текста в связи с разбором содержания прочитанного. Так в букваре для вспомогательной школы (авторы В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина) есть текст:

Гуси на лугу. - Миша, гони их с луга. Гуси: га - га - га!

После послогового чтения текста учащиеся отвечают на вопросы:

Где были гуси? Что сказала мама Мише? Если мама приказала Мише, как она скажет это предложение? А если попросила, тогда как? Как вы думаете, гуси довольны, что их прогнали с луга? Как они ответят?

Если у детей не получается верного интонирования, учитель дает образец, а учащиеся повторяют.

С переходом детей на чтение целым словом работа над тоном и силой голоса связывается с определенным характером действующих лиц, их возрастом, ситуацией, в которой они находятся. Учащиеся начинают овладевать выразительностью чтения. Вместе с учителем они устанавливают, в каком темпе нужно читать слова старшего брата Мороза, а в каком - младшего брата (сказка «Два Мороза»), каким тоном говорит медведь, а каким - заяц, лиса (сказка Н.М. Грибачева «Рыжие листья»), как свою просьбу произносит Павлик - герой рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово» - до и после совета старика и т.д.

На этом же этапе вводится чтение по ролям, драматизация текста. Эти приемы, хотя и сложны, но эффективны, так как в процессе их учащиеся вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения. Применяется данный прием после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут читать его достаточно свободно.

В процессе подготовительной работы внимание школьников обращается на то, что внутри диалога могут находиться слова автора и что читать его должен ученик, исполняющий эту роль. Учитывая, что вычленение слов автора для детей оказывается делом достаточно трудным, начинать эту работу можно с чтения диалогов текста учебника, напечатанных на индивидуальных карточках, либо написанных на доске. Слова каждого действующего лица в этом случае пишутся разным цветом. Такого же цвета полоски получают ученики, которые будут исполнять определенные роли. После первого чтения сильными учащимися полоски передаются другим детям, обращается внимание на те недостатки, которые были в первом чтении, и диалог воспроизводится ещё раз.  Когда ориентация в выписанном тексте достигнута и учащиеся не прочитывают авторские слова вместе с прямой речью, их внимание вновь обращается к книге. Школьники находят авторские слова в этом же диалоге, но напечатанном в учебнике, и прочитывают его по ролям ещё раз. Эти приемы используются до тех пор, пока школьники не научатся ориентироваться сразу по книге. Для создания реальности обстановки, в которой происходит диалог, желательно использовать некоторые элементы сценического реквизита: детали одежды, полумаски зверей и т.д.

Переход на чтение целым словом ведет и к формированию орфоэпического произнесения слов. При этом дети учатся правильно читать сначала простые по структуре слова («чево» вместо «чего», «што» вместо «что» и т.д.), затем более сложные структуры («зелёнова» вместо «зелёного» и др.).

Для отработки умения более сознательно пользоваться логическими ударениями, школьники учатся читать выборочно, отвечая на вопросы учителя. В вопросах учителя выделяется голосом то слово, которое несет основную смысловую нагрузку. Например, работая над статьей Г.А. Скребицкого и В.В. Чаплиной «Лес осенью» (учебник 2 класса, авторы Н.Н. Барская, С.Ю. Ильина) можно провести такую работу:

- Когда лес был зелёный? Найдите ответ в тексте и прочитайте это слово. Учащиеся находят слово «летом» и прочитывают его.

Правильно. А теперь прочитайте всё предложение, выделяя голосом слово летом.

- Летом был лес зелёным.

Если у учащихся не получается правильного интонирования, учитель произносит предложение сам, а дети повторяют. Затем работа продолжается над следующим предложением.

Уместно также начинать обращать внимание школьников на авторские характеристики речи героев («прошептал», «вскрикнул», «испуганно произнес»), предлагая детям самостоятельно передать при чтении указания автора.

Работа над логическими паузами достаточно сложна для детей с нарушенным интеллектом, а если пауза не совпадает со знаком препинания или с концом строчки стихотворения. В этом случае дети соблюдают паузы по указанию учителя. Однако, когда искажается смысл читаемого, приходится специально показывать ученикам место паузы. Например, четверостишие из стихотворения Е.А. Благиной «Осень»:

Разгуляется денек -        Смотришь - на припеке

В полдень сядешь не пенёк,        Прыгают сороки. -

учащиеся часто читают без пауз, не обращая внимания на тире. Получается разорванное предложение, первая часть которого теряет свое значение. Во избежание этого учитель в процессе анализа задает такие вопросы: “Когда начинает припекать солнышко? Кого можно увидеть на припеке? Почему сороки прилетели на это место?” Далее учитель обращает внимание на тире после слова «смотришь» и поясняет, как надо при чтении передать этот знак препинания.

Чем лучше техника чтения, тем более осознанной становится работа над средствами речевой интонации. В процессе анализа произведения устанавливается наличие логических пауз, выделяются слова, несущие смысловое ударение, определяется темп чтения каждого абзаца, тон и сила голоса. Для работы над выразительностью чтения выбираются соответствующие стихотворения, прозаические отрывки, предлагаемые по программе для заучивания наизусть, эмоционально насыщенные короткие рассказы или небольшие части произведений крупных форм.

Текст, предназначенный для работы над выразительностью, читает сначала учитель, затем учащиеся - про себя. Это дает возможность школьникам сориентироваться в тексте и вместе с тем не допускать неправильного его интонирования (ошибочное прочтение вслух впоследствии значительно хуже поддается коррекции). Анализ текста рациональнее сочетать с выбором средств интонации для его выразительной передачи. С целью некоторой материализации интонационных средств используется разметка текста или «нотирование» (интонация фиксируется специальными знаками, как музыка нотами). Но поскольку возможности учащихся коррекционных школ ограничены, разметке подлежат только короткие и длинные паузы, логическое ударение и комментарии по поводу тона голоса. Покажем методику работы над выразительностью чтения на примере разбора стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Чтение стихотворения учащимися про себя.

3. Беседа и разметка текста (первые пять строчек стихотворения написаны на доске).

- О каком времени года говорит поэт? (Об осени). Какое главное слово нужно выделить в этой строчке? Подчеркнем его. (Учитель или ученик подчеркивает одной чертой слово «осенью»). Попробуем прочитать эту строчку (если будет нужно, учитель дает образец). Что надо ещё отметить перед разбором второй строчки? (Паузу). Какая это пауза? (Короткая). Она отмечается одной вертикальной линией.

- Послушайте вторую строчку стихотворения. Учитель прочитывает её: «Уж реже солнышко блистало». Какое слово я выделил(а)? (Реже). Кто мне объяснит, почему я выделил(а) слово «реже», а не «солнышко»? (Потому, что это признак осени). Подчеркните главное слово. Прочитайте строчку с нужной интонацией. Обозначьте паузу.

- Какое слово в третьей строчке также говорит о признаке осени? (Короче). Выделите это слово. Прочитайте строчку. Какая пауза должна быть поставлена здесь? (Длинная). Сколькими черточками мы отмечаем её? (Двумя).

- Послушайте теперь две следующие строчки стихотворения:

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Какие слова я выделил(а) голосом? Подчеркните их. Как вы понимаете слово «обнажалась»? О каком признаке осени говорит поэт в этих двух строчках? Почему нужно выделить слова «лесов» и «обнажалась»? Какая пауза должна быть в конце пятой строки? (Длинная). Какое еще слово непонятно вам в этом двустишии? (Сень). Что оно означает?

4. Самостоятельная работа. Возьмите простой карандаш и разметьте самостоятельно следующие пять строчек стихотворения.

5. Анализ выполненного учащимися. Обращается внимание на слитное чтение слов «приближалась довольно скучная пора». Выясняется, какой месяц осени описывает А.С. Пушкин. Приводятся доказательства. Обосновывается выделение слова «ноябрь» в последней строчке. Учащиеся готовятся к чтению всего стихотворения.

- найдите слова, которые говорят об отношении поэта к осени.

(Скучная пора). Что имеет в виду А.С. Пушкин под словом «скучная»?

(Грустная). Каким тоном должно читаться все стихотворение? Какой темп чтения вы выберете? (Медленный). Почему?

6. Чтение стихотворения учителем.

7. Чтение стихотворения учащимися вслух.

8. Прослушивание стихотворения в грамзаписи[1].  Сравнение чтения стихотворения чтецом и учащимися. Установление сходства и различия. Пояснения к выявленному расхождению.

Большое значение для выработки навыка выразительного чтения имеет участие всех школьников класса в художественной самодеятельности. Привлечение детей к коллективной декламации для выступления перед родителями, учащимися других классов, создает у них заинтересованность в работе над выразительным чтением, помогает осознать её значение.

Говоря о разнообразии приемов воспитания выразительности чтения, нужно согласиться с тем, что работа будет успешной только тогда, когда учитель сам владеет навыком чтеца и целенаправленно готовится не только к смысловому анализу произведения, но и к выразительному его прочтении.

Литература:

1.Худенко Е.Д. Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми-инвалидами.

2.Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М.,1993.

 3.Забрамная С.Д. Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми.-М., 2000.

 4. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации.- М.2000.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внимания детей с отклонениями в развитии

Исследования особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Факты приведенные в работе показывают что дейст...

Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.

  Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ).    В коррекционной школе работа по развитию связн...

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии.

В соответствии с новыми образовательными стандартами школы позиционируют себя, как адаптивные. Модное слово инклюзия-«включение» становится все более актуальным, и это справедливо, так как,...

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии

Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфиче...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии».

В работе  рассматривается актуальная тема: Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения детей с отклонениями в раз...

Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.

Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становит...