Доклад "К 179-летию со дня рождения П.И.Чайковского"
статья по чтению (4 класс)

Танкова Нелли Викторовна

Материал подготовлен к уроку литературного чтения в 4 классе. С указанием названия и места включения отрывков из произведений композитора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_179-letiyu_p.chaykovskogo.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                     К 179 – летию со дня рождения П.И.Чайковского

                                                      Тот самый Чайковский

        Приписанный к дворянству, горный инженер Илья Петрович Чайковский в молодости играл на флейте, но потом забросил это занятие. Рано овдовев, он в 40 лет посватался к дочери таможенного чиновника из французских эмигрантов Александре Андревне Ассиер, вдвое моложе его. Это был брак по любви, поскольку ни родовитостью, ни богатством невеста его прельстить не могла. Зато отличалась стройностью, удивительно красивыми руками и хорошо пела романсы, о которых после замужества ей пришлось забыть. Родители Петра Чайковского воспитали  пятерых детей.

     Однажды пятилетний Петруша услышал в гостиной надтреснутые звуки старой оркестрины, механического органа. То была ария Церлины из оперы Моцарта «Дон Жуан». Для мальчика это стало ни с чем несравнимым потрясением на всю жизнь! В органчике было довольно много валов, на которых хрипло звучали отрывки из опер Россини, Беллини, Доницетти, вызывавшие в ребенке необычайный восторг. Его уводили наверх, но он и там продолжал слушать «в уме» исчезнувшую мелодию, перебирая пальцами в воздухе и ничего не видя вокруг себя.

         Мать первая обратила внимание на особую тягу к музыке у сына и, как-то подвела его к роялю, наиграла ему гамму и положила его руки на клавиши. Он быстро подобрал мотив «Церлины». Все ахнули – у ребёнка явно был абсолютный музыкальный слух.

         Когда его отрывали от рояля, он продолжал барабанить пальцами по столу, дивану, оконному стеклу. «О, эта музыка, эта музыка! – кричал он, всхлипывая и хватаясь за голову.- Она у меня здесь, здесь! Она не даёт мне покоя!»

        После смерти матери Петра определили в новое училище правоведения. Он учился прилежно, но без души. Родные стали уже опасаться пристрастия Пети к музыке, тревожась за его будущность, и он потихоньку наигрывал для себя, когда ему было одиноко и грустно. И отец, Илья Петрович, решил пригласить к сыну давать уроки музыки по воскресеньям молодого заезжего пианиста Рудольфа Кюндингера. Пианист обучил Петю различным музыкальным трюкам, например, игре вслепую сквозь наброшенное на клавиши полотенце. Чутьё ученика по части гармонии несколько даже удивило педагога. Благодаря Кюндингеру его послушный ученик познакомился с современной инструментальной музыкой Запада, которую они проигрывали в четыре руки.

        Но занятия  с учителем неожиданно пришлось прекратить, так как Илья Петрович разорился и вынужден был искать службу. И ,на вопрос педагогу, обнаружился ли у сына музыкальный талант, получил ответ: «Нет».

       В мае 1859 года будущий композитор окончил училище и поступил на службу в 1-й департамент Министерства юстиции. Он исправно тянул скучную лямку. Но книги и опера – вот его подлинная страсть того периода. Чайковский наизусть знал весь репертуар Мариинского театра и в сентябре 1861 года стал учащимся Музыкальных классов, только что открывшихся в Петербурге. Они предшествовали первой в России консерватории, которую, не обращая внимания на насмешки и недоверие, готовился создать «лев музыки», виртуозный пианист и известный композитор Антон Рубинштейн.

        Уроки начинались в 8 утра. Чайковский одевался при свечах, глотал чай с булкой и бежал по слякоти от Технологического на угол Мойки и Денежного переулка. В классах топили не каждый день, а когда топили, дым застилал глаза, от угара болела голова. После уроков надо было торопиться в департамент, где его упорно обходили при каждом повышении.

       Санкт-Петербургская консерватория, открывшаяся в 1862 году, только ко второму году своего сущестования стала походить на европейское учебное заведение. Чайковский занимался прилежно, одолевая технические трудности фортепиано, внимая каждому слову преподавателя, но терзался сомнениями. В душе он решил к лету бросить службу и начать давать платные уроки.

       Петр просиживал ночи над партитурами и слышал от Рубинштейна: «Никуда не годится!» В те важнейшие годы Чайковский научился терпимости. Со смирением слушал, как его распекает в очередной раз Рубинштейн, и с таким же смирением принял удачу «Танец сенных девушек», которыми дирижировал в Павловске Иоганн Штраус. Это был первый успех. Он и сам потом дирижировал своей увертюрой в исполнении консерваторкого оркестра. К Новому году ему предстоял выпуск… (Звучит отрывок из увертюры «Танец сенных девушек»)

       5января 1866 года Петр Чайковский – новоиспеченный профессор музыки – уезжал в Москву, где его ждал теплый прием. Николай Григорьевич Рубинштейн (брат Антона Рубинштейна), открывший Музыкальные классы в Москве, добился их превращения в консерваторию, куда и перешёл преподавать Чайковский. Он теперь имел репутацию недурно сочиняющего консерваторского профессора.

       Вместе с Первой симфонией опера «Воевода» вывела композитора на путь постепенного признания. (Звучит отрывок из оперы «Воевода»)

       Многие  теперь наслаждались музыкой Чайковского, включая Льва Толстого и Чехова.

       В Швейцарии Петр Ильич продолжил работу над оперой «Евгений Онегин» и Четвертой симфонией. Они принесли ему долгожданное всеобщее признание. (Звучит отрывок из оперы «Евгений Онегин»)

       С преподаванием в консерватории было покончено, и, во многом благодаря грантам Надежды Филаретовны фон Мекк, создавшей себе культ Чайковского, он получил возможность  бывать на музыкальных премьерах в Европе, где всё чаще звучали его произведения. Приехав из Парижа, Петр Ильич целиком погрузился в работу над оперой «Орлеанская дева» по поэме Шиллера.            (Звучит отрывок из оперы «Орлеанская дева»)

        Композитор переселился в Клин в феврале  1885 года. За год до этого он был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. Ему благоволили император, императрица, великие князья, желавшие видеть его при дворе. А он писал из Клина: «Мечта моя на весь век поселиться в русской деревне…- потребность моей натуры ».

        В феврале 1885 года Чайковский начал сочинять давно вынашиваемую оперу «Черевички». Сам дирижировал и имел огромный успех!  (Звучит отрывок из оперы «Черевички»)

        В один из приездов в Петербург дирекция императорских театров заказала композитору, по желанию государя, балет на уже готовое либретто «Спящей красавицы». И он сел писать, вначале нехотя, между делом, но постепенно все больше втягиваясь и «опьяняясь» сочиняемой музыкой. Так было с ним раньше, во время работы над «Лебединым озером». (Звучат отрывки из балета «Спящая красавица» и «Лебединое озеро»)

         Закончив балет и симфонию, он получил от Модеста первый акт либретто оперы «Пиковая дама» и отбыл в Италию. Осенью 1890 года с готовым клавиром оперы, Чайковский вернулся в Россию. Прошли пышные премьеры «Пиковой дамы» в Петербурге, Киеве, с полными залами и чествованиями композитора. (Звучит отрывок из оперы «Пиковая дама»)

          Впереди ждали одновременно заказанные «Щелкунчик» и «Иоланта», требовавшие уединения и глубокого обдумывания. Петр Ильич отложил работу над ними на год и отправился в турне по Соединенным Штатам. В Америке с Чайковским носились, им восхищались. Сам Корнеги пригласил его дирижировать несколькими концертами в переполненном зале на пять тысяч мест. В Филадельфии ему за два дня восторженно покорились самые именитые музыканты.

         После турне произошел окончательный разрыв 14-летних возвышеных отношений с «лучшим другом», спонсором, Надеждой Филаретовной фон Мекк. Их человеческие расхождения наметились уже давно. Пошатнувшиеся дела, вплоть до потери большей части многомиллионного состояния, послужили только внешним поводом. Потеря в лице Надежды Филаретовны заботливого опекуна страшила Петра Ильича куда сильнее утраты 18тыс. руб. ежегодного пансиона. Ему казалось, что эта удивительная женщина останется с ним до конца. С горькой обидой и драгоценным талисманом – подаренными ею эмалевыми часами, - он укрылся в Майданове. Там эти часы были украдены, вызвали сыщика, но все напрасно. Горечь утраты единственной реликвии его великой дружбы с Надеждой Филаретовной Чайковский перенес на Майданово, решив покинуть его и переехать в Клин.

        В Клину несколько месяцев он безвылазно трудился над «Щелкунчиком» и «Иолантой», сделав облегченное переложение балета для фортепьано и поправив клавир оперы. (Звучат отрывки из балета «Щелкунчик» и оперы «Иоланта»)

        Пережив трагическую неудачу с Пятой симфонией, Чайковский задался целью – создать нечто ТАКОЕ, и замысел непревзойденной Шестой симфонии постепенно начал обретать в его воображении все более ясные очертания. Он хотел вложить в нее ТО главное, для чего жил, что чувствовал, выразить непередаваемое на словах предчувствие близкого конца…

        Осенью в гостях у Танеева Петр Ильич впервые исполнил Шестую симфонию. Все близкие и друзья были в сборе. От волнения играл он скверно, на лице его мелькали усталость и безнадежность. Слушали, молча, а когда он закончил, так же долго молчали. Это было настолько ново и необычно, что даже Рахманинов не нашелся, что сказать. Не смотря на это, автор твердо знал: эта симфония – лучшее из всего им написанного. В ней он ответил на мучившие его вопросы жизни, эта музыка была он сам, его кровь и плоть. (Звучит отрывок из Шестой симфонии, «Патетической»)

          Его хвалили, но как-то осторожно, с оглядкой. Даже самые искушенные знатоки пребывали в раздумье, казалось, им мало было услышать эту вещь один раз, дабы составить о ней твердое суждение. Триумфа «Патетической» ему уже не суждено было дождаться.

         Внезапная, нелепая, в сущности, случайная смерть. Ему не исполнилось еще и 54-х лет. Прощание с гением русской музыки продолжалось три дня, на которые были отменены занятия в консерватории. Траурная процессия растянулась на всю Большую Морскую, где было перекрыто движение экипажей. По пути следования кортежа музыканты на тратуарах играли Моцарта и Шопена. Отпевание проходило в заполненном до отказа Казанском соборе, куда пускали только по билетам. Хор певчих исполнял «Верую» и «Тебе поем» из литургии, сочиненной Чайковским.

        Около трех часов дня нескончаемая процессия тронулась, запрудив весь Невский, к Александро-Невской лавре. Впервые разрешенный на похоронах штатского лица военный оркестр играл траурные марши. Столичные газеты и очевидцы отмечали, что такого стечения народа петербуржцы еще не видывали. За гробом некоторое время шли даже великий князь Константин Константинович и принц Ольденбургский.

         У ворот Лавры процессию встречал наместник архимандрит Исайя. Могилу на Тихвинском кладбище, поблизости от могил Мусоргского, Бородина, Серова, изнутри до самого края выложили кирпичом и обили золотой парчой. Сверху соорудили кирпичный свод. Над гробом исполнили последнюю литию. Пели все присутствовавшие. Хору у могилы далеким эхом откликался второй хор людей, стоявших за кладбищенской оградой…

       

                                                                                                                                   

                                                                                  2019г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвящённый 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.

Знакомство с биографией и творчеством А.П.Чехова; «прогулка по Чеховским местам», т.е. ознакомление с памятными местами, посвящёнными писателю; совершенствование и контроль знаний по прочитанным...

Литературно – музыкальный вечер, посвящённый 115-летию со дня рождения С. А. Есенина

Данное мероприятие было проведено в рамках предметной недели по литературному чтению и приурочено к 115-летию со дня рождения С. А. Есенина.Цели:Расширить знания детей о творчестве С. А. Есенина...

Внеклассное мероприятие к 100-летию со дня рождения С.Михалкова

Внеклассное мероприятие к 100-летию со дня рождения детского писателя С.Михалкова. Может использоваться на уроках литературного чтения...

Праздник "Расцветай Коми земля" к 95-ти летию Республики Коми и 150-ти летию со дня рождения К. Жакова

На празднике участвовали ученики с 1 по 5 классы. Читали стихи о родной земле. Посмотрели презентацию о жизни К. Жакова. Дети танцевали,пели и отгадывали загадки....

Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...