Внеклассное мероприятие по литературному чтению
методическая разработка по чтению (4 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Игра «Что? Где? Когда?» (литературный час)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_gde_kogda.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Что? Где? Когда?» (литературный час)

4 класс

СЛАЙД 1

Цели:

  • в творческой, игровой форме выявить и систематизировать знания учащимися прочитанных произведений;
  •  расширять читательский кругозор учащихся и способствовать приобщению к чтению;  
  • развивать речь и воображение, сообразительность и быстроту реакции;
  • воспитывать интерес к чтению, чувство прекрасного;
  • привить любовь к сказкам и их героям.

Оборудование:

  1. Карта Западной Европы, где обязательно обведены такие страны, как Франция, Германия, Дания, Англия, Швеция, Италия.

2. Портреты сказочников: Шарля Перро, Братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена, Астрид Линдгрен, Джанни Родари.

3. Музыка: песня «В мире много сказок…», запись стихотворения Берестова (Недаром дети любят сказки), Чайковский музыка из балета «Спящая Красавица» или «Золушка», Л. В. Бетховен, И.-С. Бах, Моцарт В. А., Вивальди А. «Концерт ля минор для скрипки со струнным оркестром», музыка из детских фильмов и мультфильмов, песня «Цветные сны» из к/ф «Мэри Поппинс»

Дополнительная подготовка: заранее прочитать сказки названных выше писателей либо на уроке чтения, либо на внеклассных занятиях

        

Правила игры: класс делится на 3 команды. На слайдах представлены 5 секторов. В каждом секторе по 6 вопросов. Посовещавшись, капитан команды называет номер сектора и номер вопроса. Учитель открывает нужный слайд и команда, посовещавшись дает ответ. Затем вместе проверяют. Если ответ верный, то ребята услышат сигнал (хлопки в ладоши), если нет, то прозвучит другой звуковой сигнал.

 

Ход занятия

Дети входят в кабинет под песню «В мире много сказок» и занимают свои места.

Учитель:

Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Слушая или читая сказку, постигаешь её неповторимый, волшебный мир. Чем лучше у человека развита фантазия, тем богаче и ярче его сказочный мир. Многие талантливые писатели и поэты через годы пронесли впечатления от сказок, услышанных ими в детстве.

Сегодня мы отправимся в путешествие к знаменитым людям, великим сказочникам мира, подарившим нам свои замечательные, удивительные и необыкновенные сказки. «Сказочники мира так прекрасно разны!» И каждый из них человек с богатой фантазией, собственным взглядом на мир и вещи, которые его окружают. Итак, в путь!

СЛАЙД 2

Что вы видите?

Д: Карты.

В: Это необычные карты. А как вы думаете, что в них необычного?

Д. На них обозначены только названия стран и города.

В.: Вы очень наблюдательны. Молодцы! Вот сегодня нам и предстоит отправиться в сказочное путешествие по этим странам. А страны эти выбраны не зря. Там жили великие сказочники мира. Посмотрите, кто же эти сказочники?  

СЛАЙД 3

Поэтому давайте разделимся на три команды и вперёд.

(Дети делятся на команды, придумывают названия и выбирают капитана. В это время звучит песня «В мире много сказок…»)

В.: Итак, все готовы?

Д.: Да.

СЛАЙД 4-10

СЕКТОР 1.

Дания,  Ганс Христиан Андерсен

Первая книга сказок, которые он сочинил, называлась «Сказки, рассказанные детям». После этого он написал ещё много прекрасных сказок, которыми мы зачитываемся до сих пор. Сказки Андерсена для своего времени были очень необычными. Они были написаны совсем простым языком для того, чтобы любой человек мог их легко понять. Многие сказки Андерсена, в отличии от большинства сказок того времени, были очень грустными и не всегда заканчивались хорошо. А ведь люди успели привыкнуть к тому, что у любой сказки должен быть счастливый конец.

  1. Какая из этих сказок принадлежит перу Г. Х. Андерсена?

а) «Незнайка и его друзья»;

б) «Маленький Мук»;

в) «Огниво»

  1. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде?

а) жар-птицу;

б) оленя;

в) конька-горбунка.

  1. Что попало Каю в глаз?

а) снежинка;

б) пылинка;

в) осколок зеркала.

  1. Какая птица помогла Дюймовочке очутиться в стране Эльфов?

а) стриж;

б) синица;

в) ласточка.

  1. Во что превратилась Русалочка, когда принц женился на другой девушке?

а) в радугу;

б) в морскую пену;

в) в облако.

     6.  Этот сказочный герой был изготовлен из очень легкого металла.

        Стойкий оловянный солдатик.

СЛАЙД 4, 11-16

СЕКТОР 2

Франция, Шарль Перро

Всемирно известны «Сказки моей матушки Гусыни...» (1697), в т. ч. «Кот в сапогах», «Золушка», «Синяя Борода». Мало кто знает, что Ш. Перро ещё и поэт и учёный. Мало того: к сказкам он сначала относился не очень хорошо, считая их «безделками». Но сказки писателя настолько полюбились всем, что по ним даже были созданы музыкальные произведения.

  1. Если бы не она, то герои сказки никогда бы не нашли друг друга.

Туфелька

  1. Как звали принца с хохолком, горбом и косыми глазами в одной из сказок Ш. Перро?

а) Хохолок;

б) Рике с хохолком;

в) Принц с хохолком.

  1. Назовите произведение Ш. Перро.

а) «Синяя борода»;

б) «Аленький цветочек»;

в) «Алые паруса».

  1. Сказка Ш. Перро «Золушка» стала балетом или оперой? (Оперу написал Дж. Россини, а балет С.С. Прокофьев.)

         а) балетом;

б) оперой;

в) балетом и оперой.

  1. Обладатель великолепного блюда с яблоками.

а) мальчик-с-пальчик;

б) принц;

в) кот в сапогах.

     6.  Про какого кота написал Ш. Перро?

        а) про кота Леопольда;

        б) про кота Матроскина;

        в) про кота в сапогах.

СЛАЙД 4, 17 - 22

СЕКТОР 3

Германия, Яков и Вильгельм Гримм

Прославились они тем, что собирали и записывали сказки, которые передавались из поколения в поколение жителями немецких деревень. Сказки братьев Гримм переведены на множество языков. Сейчас можно смело сказать, что сказками братьев Гримм зачитывается весь мир. Это им принадлежат сказки «Белоснежка и семь гномов», «Золотой гусь», «Храбрый портняжка», «Бременские музыканты», «Пряничный домик».

Мы отправляемся в Германию.

  1. Что было написано на поясе Храброго портняжки?

а) «Семь раз отмерь, один раз отрежь»;

б) «Семеро одного не ждут»;

в) «Побил семерых одним махом».

  1. Чем уколола палец принцесса в сказке «Шиповничек»?

а) иглой;

б) спицей;

в) веретеном.

  1. Кто первый крикнул, что король голый в сказке «Новый наряд короля»?

а) маленький мальчик;

б) министр;

в) королева.

  1. Кому было приказано погубить младшего брата?

         а) егерю;

б) одному из братьев;

в) придворному.

  1. Как сестра спасла братьев? (Сказка «Двенадцать братьев»).

а) молчала 7 лет;

б) сшила 12 рубашек;

в) расколдовала их.

     6.  Какого персонажа нет в сказке «Бременские музыканты»

        а) Трубодура;

        б) Осла;

в) Петуха.

        

СЛАЙД 4, 23 - 28

СЕКТОР 4

Швеция, Астрид Линдгрен

Повести для детей «Пеппи — Длинный Чулок» (1945-52), о Малыше и Карлсоне (1955-68), «Братья Львиное Сердце» (1979), «Роня, дочь разбойника» (1981). Фантастические приключения ее героев, отличающихся непосредственностью, пытливостью и озорством, происходят в реальном мире с его острыми противоречиями.

  1. О чём больше всего на свете мечтал Малыш?

а) о новой игрушке;

б) о друге;

в) о собаке.

  1. Кого Карлсон называл «домомучительницей»?

а) Фрёкен Роземблюм;

б) Фрау Марту;

в) Фрёкен Бок.

  1. В какой посуде застряла голова Эмиля из Лённеберги?

а) в горшочке;

б) в супнице;

в) в кастрюле.

  1. Как назывался дом, в котором жила Пеппи Длинный чулок?

         а) вилла «Курица»;

б) вилла «Роза»;

в) вилла «Три поросенка».

  1. Чем занимался в сарае Эмиль, когда его наказывали?

а) плакал;

б) вырезал фигурки из деревяшек;

в) читал газеты.

     6.  Какую из этих сказок написала Астрид Линдгрен?

        а) «Мэри Поппинс»

        б) «Тим Талер, или проданный смех»;

        в) «Расмус-бродяга».

Карлсон весельчак и озорник предлагает вам поиграть. Больше всего он любит сладости.

Игра «Достань конфету» (На тарелку с мукой кладётся конфета. Нужно зубами без рук её достать).

Игра «Откуси яблоко» (К яблоку привязать нитку. За нитку ведущий держит яблоко, а игрок должен откусить яблоко без помощи рук. Кто быстрее откусит яблоко тот и победит.)

Шуточные вопросы:

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

На какой вопрос нельзя дать утвердительный ответ? (Ты спишь?)

Сколько яиц можно съесть натощак? (1)

На что похожа половина яблока? (На вторую половину)

Горели семь свечей, из них 4 потушили. Сколько свечей осталось? (Четыре, которые потушили, остальные сгорели).

Чем кончается как день, так и ночь? (мягким знаком).

        

СЛАЙД 4, 29 - 34

СЕКТОР 5

Италия, Джанни Родари

Он начал свою литературную деятельность с написания стихотворений «Чем пахнут ремёсла», «Поезда и города» и др. Его книги стали известны благодаря переводам, сделанным С.Я. Маршаком. Очень интересны и содержательны сказки Родари: «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой стрелы», «Сказки по телефону», «Торт в небе» и др.

Все его книги читаются на одном дыхании. Они волнуют, учат добру и справедливости.

  1. Как звали отца Чиполлино?

а) Чиполлин;

б) Чиполлоне;

в) Чипо.

  1. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. Этот предмет кислый на вкус. Его имя носит герой одной из сказок.
  2. За что Чиполлино посадили в тюрьму?

а) наступил Принцу лимону на мозоль;

б) перешел дорогу на красный свет;

в) дернул Вишенку за косичку.

  1. Как звали пса синьора Помидора?

а) Артемон;

б) Мастино;

в) Августин.

  1. Назовите почтальона, который передал Вишенке секретное письмо Чиполлино из тюрьмы?

         а) паук Хромоног;

б) крот;

в) синьор Помидор.

  1. Назовите управителя и эконома богатых помещиц – графинь Вишен?

а) принц Лимон;

б) синьор Помидор;

в) барон Апельсин.

Бюро находок.

- Из какой сказки предмет?

Горошина («Принцесса на горошине»)

Осколок зеркала («Снежная королева»)

Банка варенья («Карлсон»)

Крапива («Дикие лебеди»)

Помидор («Приключения Чиполлино»)

Веретено («Спящая красавица»)

Скорлупа («Дюймовочка»)

Назовите фамилии авторов, в гостях у которых мы побывали.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «День рождения книги» Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .

Внеклассное  мероприятие  по литературному чтению «День рождения книги» по произведению Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .  ...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе по теме: "Пословица - всем углам помощница"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению во 2 классе по теме: "Пословица - всем углам помощница" ...

1 класс. Интерактивная игра «В гостях у сказочных животных», (внеклассное мероприятие по литературному чтению), соавтор Колямина С.А.

Диплом финалиста Всероссийского фестиваля методических разработок "Знатоки литературы".Цель игры:- создание условий для формирования у обучающихся интереса к дальнейшему изучению сказок.Задачи:• Закре...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе – литературная игра «Звездный час».

Данное мероприятие проходит в рамках декады начальных классов и относится к серии занятий по нравственному воспитанию детей в начальной школе.  Детские сказки – это не просто выдуманные ист...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. "Литературный ринг"

Внеклассное мероприятие по литературному чтениюЛитературный ринг «Что за прелесть эти сказки». Цель: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании изученных кни...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению Литературный ринг «По страницам любимых сказок»

Внеклассное мероприятие для начальной школы. "Литературный ринг" "По страницам любимых сказок"...