Формирование систем нравственных ценностей у детей через чтение.
статья по чтению (3 класс)

Протасова Ольга Александровна

В данной статье описывется, как формируются нравственные ценности  на уроках социокультурного курса "Истоки"  через чтение "Книг для развития", которые являются составной частью учебно - методического комплекта "Истоки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование систем нравственных ценностей у детей через  чтение.

 В детстве человек должен пройти

эмоциональную школу – школу

воспитания добрых чувств»

В. Сухомлинский

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

         С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. Главным для детей становится учеба. В учебно-воспитательном процессе школьники должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

      Для учителя школы по любому учебному предмету основным источником, формой и средством нравственного развития и формирования личности является урок. Нравственная обстановка на уроках — это сильнейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. педагогическое средство учителя в достижении целей нравственного развития и формирования личности.

          Большие возможности нравственного воспитания несут в себе уроки литературного чтения.

                     Формировать нравственные понятия на уроках литературного              

     чтения (добро и зло, честь, долг, совесть, правда и ложь и т.д.)    

              помогают методы, выявляющие нравственное содержание

             произведений.

А «Книга,- по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому …» 
      Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец. Если обратиться к программам по литературному чтению,  каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту духовно - нравственную воспитательную линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений, хорошим помощником вам  в воспитании нравственных ценностей будет   социокультурный курс «Истоки».

         Главная цель курса «Истоки» - развитие духовности учащихся, приобщение их истокам общечеловеческих ценностей. Мир духовных ценностей личности – это результат активной деятельности самого ребёнка. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Задача педагога создать условия для  присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективность общения друг с другом. Необходимы специальные усилия, чтобы процесс освоения социокультурного опыта был не стихийным, а системным и глубоким.

Программа «Социокультурные истоки» для школьного образования предусматривает освоение детьми и их родителями той же системы ценностей, что и программа для начальной школы.

У современных педагогов возникают вопросы: какую систему ценностей мы должны заложить за период начальной школы? что является ядром духовно-нравственного становления личности? когда следует начинать ее целенаправленное формирование? каковы ценности и ценностные ориентации, адекватные перспективному развитию общества и человека в обществе? какие ценности должны формироваться системой образования? на кого возлагается ответственность за это? какие программы, методики, технологии, методы следует использовать?

Педагогическая деятельность с детьми и их родителями в Истоках выстроена на основе системы активных форм обучения и воспитания.

Основная цель программы в школьный период заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Ценности составляют ядро духовности человека. В данном случае мы рассматриваем духовно-нравственные ценности как своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами его поведения. Человек создает свои ценности не на пустом месте, их основой являются традиции народа, реальный окружающий мир, поэтому обеднение этого мира объединяет и мир человеческий, как материальный, так и духовный.

Сердцевину «Истоков» составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с литературой. Дошедший до нас фольклор родного народа, является хранителем Отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность. Мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают школьникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Я хочу немного остановится на «Книгах для развития» в курсе «Истоки».

         Книги  для развития детей  в начальной школе  являются составной частью учебно-методического комплекта «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».

     Особенности построения программы предполагают использование – народных и авторских, русских и зарубежных сказок, – малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, – былин, – познавательных рассказов из круга детского чтения. В начале года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.

    Опыт приобщения к Истокам показал необходимость создания данного типа инструментария.
    Задача его – расширение и углубление содержания основных программ. Они являются одновременно хрестоматией, учебным пособием и учебной тетрадью.
     Родители и значимые для ребенка взрослые приобщаются к процессу воспитания и развития ребенка через изучение предмета Истоки, участие     в воспитательных занятиях, cоздание Первой Книги ребенка, систему занятий с родителями «Моя семья».
   Совместная целенаправленная работа с Книгой для развития в семье, школе, позволит усилить это взаимодействие, возродить традиционное понимание семейного воспитания как важного труда родителей.
Книга для развития позволит более глубоко познать взрослым радость мудрого педагогического общения с ребенком.
Основная задача Книг для развития – помочь детям и взрослым, опираясь на знания и умения, приобретаемые в курсе Истоки, возродить или усилить добрую семейную традицию общения с разумной Книгой.
Книга для развития дает родителям духовно-нравственные ориентиры в воспитании детей, помогает бабушкам и дедушкам стать мудрыми наставниками, способными сердечным участием помочь внукам самоопределиться в жизни.
Книга для развития имеет определенную структуру, которая делает общение с ней живым и полноценным. Каждая книга состоит из :
· Вводное слово
· Специально подобранные пословицы, поговорки, тексты произведений, отражающие суть осваиваемой ценностной категории
· Вопросы и задания, направленные на осмысление прочитанного
· Активное занятие, позволяющее более глубоко почувствовать ценностное содержание категории
· Страница Первой Книги
· Страница для выводов
Книга для развития начинается с обращения к читателям – это Слово к родителям и детям. В нем раскрывается назначение Книги, определяется перечень истоковских категорий, дается целевой ориентир в работе с текстами.
Приведены советы и правила работы с Книгой для развития.
Осмысление категорий начинается с работы над пословицами и поговорками.
«Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять; представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам» (К.Д.Ушинский)
Пословицы и поговорки – элемент присоединения к текстам произведений, они стимулируют интерес к теме, кроме того, помогают осмыслить ценностное содержание, поэтому к ним нужно возвращаться, чтобы закрепить впечатление от прочитанного.
Для совместного чтения подобраны шедевры русской литературы различных жанров: сказки и былины, проза и стихи великих мастеров слова, классиков 19-20 века, современных авторов. Это те произведения, которые позволяют установить такую связь между детьми и взрослыми, когда даже без слов, в полной тишине идет напряженная внутренняя работа мысли, чувств, открыты душа и сердце. Это высокохудожественные, глубокие по мысли и чувствам, ценностному содержанию произведения.
Прозаические и поэтические произведения Книги для развития подобраны по тематическому принципу в соответствии с логикой категорий, изучаемых в курсе Истоки.
В книги для развития вошли как небольшие произведения, так и достаточно объемные, которые можно читать по смысловым частям и в целом.
Часы чтения должны проходить в задушевной теплой атмосфере, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся общими переживаниями, сплачивает детей и взрослых, укрепляет дух взаимопонимания, согласия.
Очень важно при чтении суметь правильно извлечь нравственные ценности, пережить их, осмыслить, выделить главное в содержании прочитанного. Помогают это сделать вопросы и задания к текстам, которые выводят на размышление по поводу прочитанного, позволяют выявить в содержании максимальные возможности для духовно-нравственного воспитания ребенка, переоценки ценностей взрослыми.
Вопросы и задания обязательно выводят на современное понимание проблем, изложенных в тексте, что позволяет соединить в единое целое опыт поколений, найти ответы на вопросы сегодняшнего дня, сделать важные выводы по итогам размышлений и запечатлеть их на страницах Книги для Развития, Первой Книги ребенка.
Очень важен правильный комментарий прочитанного и организация активного участия ребенка в процессе освоения ценностей.
Активные занятия, включенные в Книгу для развития, проводится в рамках воспитательной программы по Истокам.
В работе с данными Книгами необходима тесная связь школы и семьи, обязательное участие родителей в занятиях воспитательной программы, которые задают родителям ориентир в общении с детьми.
В Книгах для развития предусмотрена страница для подведения итогов работы по теме, где предлагается сделать выводы по поводу прочитанного, осмысленного, прочувствованного материала. Далее ребенок может подумать над содержанием страницы своей Первой Книги, приступить к ее написанию.
Сегодня разработаны и изданы
  16 книг для развития учащихся 1–4 классов общеобразовательной школы:

1 класс

  •  Первое слово
  •  Добрый плод
  •  Слово жить
  •  Солнце Земли Русской
  •  Истоки Великой Победы

2 класс

  •  Мой род
  •  Родной очаг
  •  Путь-дорога
  •  Труд души
  •  Истоки Великой Победы – 2

3 класс

  •  Береги честь смолоду
  •  Добрая надежда
  •  Милосердие идет от любви
  •  Покаяние учит любви
  • Истоки Великой Победы – 3

4 класс
Традиции образа

Книги для развития могут быть использованы:
1. В программе  «Воспитание на социокультурном опыте»
2. В других формах воспитательной работы
3. На уроках ИЗО, внеклассного чтения, труда, окружающего мира
4. В работе группы продленного дня (воспитательная беседа, чтение)
5. На родительских собраниях (школа для родителей) и т.д.

Данная книга помогает взрослыми и детям познакомиться с социокультурной категорией «Традиции слова», позволяет раскрыть мудрость сказочного слова и глубокий нравственный смысл русской народной сказки.

        Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима.

Остановлюсь на Русской народной сказке «Царевна-лягушка»

  «Царевна-лягушка» — сказка о послушании, любви, верности и трудолюбии. Самая любимая и распространённая в народе сказка.

Сыновья проявляют уважение к отцовскому слову, выполняют его наказ (Здесь и родителям важно задуматься, с каким словом и наказом они обращаются к детям).

Испытания в сказке ждут главного героя Иванушку. Он проходит урок терпимости и терпения. Важно научиться принимать человека таким, какой он есть. Видеть не только внешнее, но и внутреннее в человеке. У Иванушки не хватило терпения дождаться естественного превращения лягушки в Василису Премудрую. Он нарушил определённый запрет, бросив в печь лягушачью кожу. И теперь  свое счастье и любовь  придётся искать.

Путь Ивана-царевича в поисках Василисы Премудрой – путь утверждения любви.

В сказке сама природа в образах животных помогает герою. Он проявляет чувство милосердия, доброты, сочувствия,  сохраняет животным жизнь. Именно добром ответят эти животные Ивану-царевичу, когда у него настанет решающее испытание в поисках Василисы Премудрой.

 Сказка  выводит на нравственные уроки:

-  родительское благословение и послушание уберегают от жизненных трудностей;

- за свои дела придется ответ держать самому;

- на жизненном пути важно учиться  терпению, доброму отношению к окружающим, доверию, пониманию и принятию другого таким, какой он есть (даже если внешне похож на лягушку).

 В Книгах для развития вам встретятся такие замечательные сказки, как, сказка К.Д. Ушинского «Ветер и Солнце», русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна-сокола»»,  «Морозко», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо, сказ П.П. Бажова «Каменный цветок», сказки А.С.Пушкина, замечательные рассказы Пермяка.

    Основным методом в работе курса «Истоки», является  учебный диалог.        

        Диалог – это особая среда, в которой человек чувствует себя раскрепощенно и комфортно. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважения, взаимообогащения, сопереживания, сотворчество.

    Диалог способствует  формированию  этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Учебный диалог  предполагает свободные высказывания, обмен мнениями.

       Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Диалог занимает центральное место на уроке. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. Особенностью диалога является то, что в нём  нет правильных или неправильных высказываний – каждый  участник имеет  право на свою точку зрения.

    Диалог возникает тогда, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

      С чего начинается продуктивный диалог в классе? Конечно, с такой атмосферы, при которой всем участникам процесса захотелось бы поговорить, т.е. с атмосферы сотрудничества. Такую атмосферу создает сам учитель. На своих уроках я стараюсь, чтобы дети почувствовали себя комфортно, расслабленно, не напрягались. Поэтому провожу уроки дружелюбным, располагающим к общению тоном, чтобы в нем обязательно чувствовались нотки доброты.

      Хочется еще отметить, что, планируя урок, невозможно прогнозировать ответы учащихся, они могут быть самыми неожиданными на, казалось бы, самый простой и легкий вопрос. Поэтому по ходу беседы, диалога учитель должен быть готов к любым ответам детей, стараться не отрицать неправильные ответы, дать  время объяснить свою точку зрения: почему ты так считаешь?,привлечь других детей или конкретного ребенка к оценке правильности ответа: как вы считаете, прав ли…? согласен ли ты с  ответом …?; задавать направляющие, корректирующие  вопросы, ни в коем случае не обрывать диалог. Иными словами, учитель должен быть готов к любой ситуации. Здесь ему на помощь могут прийти коммуникативные навыки, уважение к ученикам, чувство сопереживания.

    Изучение курса «Истоки» даёт возможность детям поделиться своими мыслями, чувствами.

      Диалоговые формы обучения осуществляются при общении лицом к лицу, поэтому я стараюсь применять разные технологии интерактивного обучения. Это – работа в парах, работа в малых группах, мозговой штурм, синквейн, ролевая игра, работа с притчей,  и другие. Во время таких форм работы дети раскрепощаются, учатся свободно и открыто общаться друг с другом. В ходе беседы, рассуждений они приходят к верному решению. Я же, как учитель, стараюсь быть им помощником, где – то подсказать, направить по верному пути. Стараюсь выслушать мнение каждого ребенка. Я считаю, что в диалоговом обучении отношения учителя и ученика должны носить партнерский характер и строиться на доверии и взаимном уважении друг друга. 

         Непременное условие успешности формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого его воспитанники не научатся любить окружающих, заботиться о них. Дефицит любви к ребенку часто приводит к проявлению у него негативного поведения, черствости. Недостаток тепла и ласки в отношениях между взрослым и ребенком ограничивает способности ребенка откликаться на эмоциональное состояние другого человека

   Таким образом, с помощью курса «Истоки» ребёнок получает целостное развитие, наполненное социокультурным содержанием и духовно – нравственными ценностями. Это даёт ему возможность находиться в гармонии с окружающим миром.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ценностей у детей на внеклассных занятиях чтения на материале русских народных сказок.

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей у детей на внеклассных занятиях чтения на материале русских народных сказок....

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»

Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня весь педагогический мир России, не зависимо от того, жителем какого региона он является. Именно школа является носителем этнокультурного воспитани...

Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»

Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...

Использование современных инновационных образовательных технологий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения

laquo;Чтение – это упражнение в нравственном чувстве,  поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения –  нравственное воспитание, становление личности ребенка,  обогащени...

Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развит...

Методическая разработка. Формирование нравственных ценностей у детей на внеклассных занятиях чтения на материале русских народных сказок.

Формирование нравственных ценностей у детей на внеклассных занятиях чтения на материале русских народных сказок....

Формирование положительных семейных ценностей у детей и родителей через систему внеклассных мероприятий в условиях сельской малокомплектной школы

Одним из важнейших положений Стандартов второго поколения является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство росс...