Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»
статья по орксэ на тему

Замоткина Ирина Анатольевна

Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня весь педагогический мир России, не зависимо от того, жителем какого региона он является. Именно школа является носителем этнокультурного воспитания.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свои корни возможно через приобщение к духовным богатствам своего народа.

Именно сейчас в обществе наметилась тенденция к обращению педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых воспитание подрастающих поколений представляется весьма затруднительным. На всем протяжении истории каждого народа родной язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание - процесс передачи ребенку культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников оказывает влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Непрядвенская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»

       Подготовила: Замоткина Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

 

2017 г.

       мы не выживем физически, если погибнем духовно.

Академик Д.С.  Лихачёв

          Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня весь педагогический мир России, не зависимо от того, жителем какого региона он является. Именно школа является носителем этнокультурного воспитания.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свои корни возможно через приобщение к духовным богатствам своего народа.

Именно сейчас в обществе наметилась тенденция к обращению педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых воспитание подрастающих поколений представляется весьма затруднительным. На всем протяжении истории каждого народа родной язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание - процесс передачи ребенку культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников оказывает влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Трудная задача стоит перед учителем, призванным будить души детей и наполнять их красотой и добром, развивать их как высоконравственную, гармоничную, физически развитую и духовно здоровую личность, способную к творчеству и самоопределению. Но заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.

Я работаю в МКОУ «Непрядвенская СОШ» учителем начальных классов и считаю, что мои предметы позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на примере этнокультурных традиций. Причем, происходит это ненавязчиво, незаметно для самих учащихся.

Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Изучая тему «Устное народное творчество», мы не можем не говорить о житейской народной мудрости, о противоборстве добра и зла, о нравственных достоинствах былинных героев, их силе и мужестве, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, формируем основы этнокультурного сознания.

Когда дети знакомятся со знаменитой сказкой Х.Х.Андерсена «Снежная королева», перед ними предстаёт великая сила любви и светлых человеческих чувств, мужество и стойкость главных героев Герды и Кая.

На уроках литературного чтения обращаемся и к далекому прошлому. В 4 классе, например, учащиеся знакомятся с «Повестью временных лет». С какой целью? Прежде всего, это литературный памятник, рассказывающий о событиях начала 12 века. Ведь именно знакомство с историей народа учит человека ценить то прекрасное, что создалось много сотен лет назад.

Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Любовь к природе закладывается в детстве. Нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Моя задача – развить в человеке важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней. Это чувство – одно из проявлений любви к Родине. И это мне удаётся сделать через уроки поэзии. Дети с удовольствием учат стихи о родной природе наизусть, пробуют создавать свои, и у них это получается.

Хранителем традиций, конечно, является семья — как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущих в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей и подростков. Традиции воплощают в себе нравственный опыт поколений. Овладение этими традициями служит показателем этнокультурной воспитанности человека.

На занятиях «Основы православной культуры»  учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, учатся отличать картины от икон, знакомятся с православными праздниками, с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы. А на занятии по теме «Добро и зло» смотрели мультфильм «Серафим Саровский» при дальнейшем, обсуждении которого ученики сделали вывод, что сердечное тепло, любовь к ближнему и всепрощение побеждает все. Знакомство с житиями святых и православных героев даёт учащимся высоконравственный идеал. Чтение и разбор статей, рассказов, евангельских притч, стихотворений, сказок из книг, просмотр видео материалов, прослушивание православных молитв помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме, вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, патриотизме.

Важным моментом урока  является и творчество. На уроках  православной культуры дети рисуют, изготавливают совместные поделки. Изучая  библейские истории, делают макет Ноева ковчега,  к празднику Рождества – Вифлеемскую звезду,  из белой бумаги - ангелов, разучивают песни – колядки, стихи для христославов. 

Задачей современной школы является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, района, области. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Одно из направлений внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию является программа «Я и моя Родина», которая предполагает четыре ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1 ступень – 1 класс «Маленькие россияне»;

2 ступень – 2 класс «Моя малая Родина»;

3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;

4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».

Любовь к Родине, к Отчизне начинается с любви к своему краю. Постепенно она переходит в любовь к своей стране. Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее — качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Наши учащиеся в школьном музее изучают жизнь и быт наших предков. Узнают, какую одежду одевали женщины и мужчины в прошлом, а также демонстрируют и свои современные национальные костюмы. Гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей, проживавших и живущих на малой Родине.

Одним из направлений деятельности педагога является приобщение обучающихся к традициям русской национальной культуры через знакомство с русским бытом, особенностями труда людей, народным творчеством на основе православных традиций, включая изучение и проведение православных праздников. Цель изучения и проведения православных праздников двоякая: с одной стороны - учебная, с другой – воспитательная.

Учебная сторона предполагает знакомство с историей праздника, событиями с ним связанными.

Воспитательная сторона предполагает уважительное отношение к религии, уважительное отношение к ответам товарищей, раскрытие сакрального смысла праздника, на основе чувственного понимания и знания его значения, воспитание личности ребенка, способствование его духовному росту.

В нашей школе стало доброй традицией проводить православные праздники в краеведческом музее: Рождество Христово, Масленица, Пасха, Вербное воскресенье.

Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших. Одним из мероприятий в этом направлении является проект «Ветеран живет рядом», где дети-старшеклассники  помогают ветеранам войны и труженикам тыла на дому, поздравляют их с праздниками и устраивают для них концерты. Этнокультурное воспитание в современной школе—   это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами для школьников.

Мы заметили, что под влиянием праздничной атмосферы православного праздника в нашей школе, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время выступления в танцах, в исполнении песен, стихов, частушек, в игре в спектакле, не боятся выражать свои мысли, эмоции, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них.

Таким образом, деятельность учителя состоит в том, чтобы способствовать становлению личности растущего человека как носителя и продолжателя родной этнокультурной традиции, как гражданина многонационального государства. Этнокультурный компонент в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся необходим в современной системе обучения и воспитания детей при эффективном осуществлении учебно-воспитательного процесса, когда учитель постоянно работает над собой и ставит ясную задачу для формирования молодого поколения с учётом потребностей обучающихся и общества на основе общечеловеческих ценностей.

Выпускник нашей школы должен отвечать запросам времени: быть жизненно целеустремленным, сделать правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор. Он должен иметь широкий кругозор, обладать гибким мышлением, знать жизнь в условиях рынка и информационных технологий, а так же уважительно относиться к национальным культурам мира, владеть родным языком и знать культуру своего народа.

Список использованной литературы:

1. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности – М.: Академия, 2005. – 453с.

2. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский – М.: РИО МГТА, 2003.
3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». ФГОС второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "«Формирование духовно-нравственного воспитания в ходе преподавания школьных предметов»

Нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душе ребёнка сейчас, появится позднее, станет его и нашей...

ДОКЛАД на тему : «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

Рассматривается вопрос преимуществ и недостатков личностного контакта учитель-ученик, компьютер-ученик-учитель....

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время"

Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников  на уроке  и  внеурочное время"...

Формирование духовно-нравственных качеств личности через патриотическое воспитание

Решая проблему духовно-нравственного воспитания школьников, педагоги применяют разнообразные формы организации мероприятий, которые, несомненно, имеют познавательную ценность. А часто ли мы задумываем...