ДОКЛАД на тему : «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».
статья на тему

Сотскова Лариса Юрьевна

Рассматривается вопрос преимуществ и недостатков личностного контакта учитель-ученик, компьютер-ученик-учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_moy.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема : «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

Автор работы: Сотскова Лариса Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ Тамтачетская СОШ Иркутской области.    

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ даёт полное представление о требованиях к результатам процесса обучения.

Система образования в нашей стране долгое время была основана на передаче готовых знаний, в то время как на Западе ученик учился получать их самостоятельно, в ходе наблюдения, эксперимента или игры. Перегруженность программ и учебников, ориентация учебного процесса в основном на изучение содержания отдельных предметов, шаблонность получения знаний привели к тому, что у детей теряется способность мыслить и творчески относиться к учебе.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

Поэтому перед современной школой ставятся задачи:

- научить получать знания (учить учиться)

- научить работать и зарабатывать (учение для труда)

- научить жить (учение для бытия)

- научить жить вместе (учение для совместной жизни)

 

Как же современному учителю достичь такого результата, при условии, что мы не в коей мере не желаем «надломить, перестроить, изменить РЕБЁНКА», а ставим целью только «научить учиться».

 Под информационно-коммуникационной  технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

     Среди  преимуществ компьютерного обучения наиболее значимыми являются:

  • активная позиция учащегося;
  • переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;
  • информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИКТ;
  • «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;
  • интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, справочники, словари) и образовательными сообществами (учителя, консультанты).
  • Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые наиболее широко используются в системе образования.
  •       Обучающие программы (ОП) – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Такие программы носят обучающий характер: они содержат пояснения, правила, образцы выполнения заданий, что способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя возможность им самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП являются лишь частью всей системы обучения, следовательно, должны быть увязаны со всем учебным материалом.
  •       Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет  комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
  •       Электронный учебник можно использовать как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого-либо курса, точно так же, как и бумажный учебник.
  •      Тестовая система компьютерного контроля – одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний -  вызывает массу дискуссий. Многие психологи и педагоги пытаются ответить на вопрос: «Может ли бездушная машина оценить знания ученика?» Тем не менее, на практике общепризнанно, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще  и снижает фактор  субъективности.

     В зависимости от того, какие средства ИКТ используются, выделяется несколько типов уроков:

  • урок с компьютерной поддержкой;
  • урок с выходом в Internet;
  • урок с мультимедийной поддержкой.

Проблема самостоятельности, самодеятельности личности в обучении является одной из центральных в отечественной и зарубежной педагогике. В основе ее теоретической разработки лежат современные представления о человеческой личности и ее развитии, которые выразились в теории «самости». Понятие «самости», по мнению многих ученых, обозначает внутреннее ядро личности, систему представлений человека о себе самом, включающую идею саморазвития. Причем стремление к собственному развитию разсматривается как глубинная и фундаментальная человеческая потребность. В таком понимании сущность воспитания и обучения состоит в стимулировании процесса саморазвития и самообучение личности разсматривается в контексте ее саморазвития.

Современные тенденции развития среднего специального образования также определяют проблему развития самостоятельности студента в обучении как одну из ведущих. Это связано с тем, что объем информации, подлежащей усвоению в системе среднего профессионального образования, неуклонно возрастает, а сроки обучения студентов не могут увеличиваться. Здесь большую роль играет то, насколько сам студент хочет учиться. Поэтому важное значение имеет мотивация к самообучению, создание такого окружения, чтобы студент сам захотел осваивать новые знания.

Вместе с тем развитие самостоятельности в обучении напрямую связано с развитием творческого потенциала личности, так как самостоятельность - необходимое условие творческой деятельности. Поэтому система образования должна активно включиться в процесс творческого развития и саморазвития личности, чтобы обеспечить эффективную адаптацию личности в социуме и способствовать формированию активной  готовности к критической переработке, сознательному выбору поступающей информации. Выпускники ССУЗа должны быть не только профессионально грамотными специалистами, но и готовыми к постоянному самообразованию, саморазвитию, людьми, осознающими свой долг и ответственность за свои суждения, действия, поступки.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности возможна только при условии развития познавательной активности личности. Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в изучении дисциплины. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит, прежде всего, о создании положительно- эмоционального отношения у детей к предмету, к себе и к своей деятельности.

Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально-дифференцированную работу с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностной ориентации.

Таким образом, сегодня мир сам говорит человеку, что необходимо постоянно совершенствовать свои способности, самообразовываться, чтобы иметь целостное представление Мира и процессов, протекающих в социальной, экономической и других сферах жизнедеятельности.

Основная роль преподавателя на данном этапе – дать студентам мотив к развитию, желание узнать много больше, чем даёт образовательная программа.

Вместе с тем развитие самостоятельности в обучении напрямую связано с развитием творческого потенциала личности, так как самостоятельность - необходимое условие творческой деятельности.

Система образования должна активно включиться в процесс творческого развития и саморазвития личности, чтобы обеспечить эффективную адаптацию личности в социуме и способствовать формированию активной  готовности к критической переработке, сознательному выбору поступающей информации.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М: Просвещение, 1985.
  2. Галузо, И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе/ И.В.Галузо. Витебск, 2003.
  3. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы/ Б.С.Гершунский. М.: Педагогика, 1987.
  4. Информационные технологии в образовании/ авт.-сост.О.А.Минич: Красико-Принт, 2008.
  5. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. 1993. № 12.
  6. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
  7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
  8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К.Селевко. М.,1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности...

Использование информационных технологий на уроках русского языка для формирования речевой деятельности учащихся в начальной школе.

Необходимость повысить качество формирования языковой, лингвистической и некоторых других типов компетенций требует применения новых средств для совершенствования процесса обучения. Открываются новые ...

Доклад на тему "Формирование навыков критериального оценивания учащихся младших классов"

«Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разу...

Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...