Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»
статья (4 класс)

Сафонова Галина Егоровна

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы в начальных классах характерна  передача и приобретение знаний, при этом используются: словесный, наглядный,  практический метод. Для средней и старшей школы характерна учебно-познавательная деятельность учащихся, при этом используются: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, исследовательский метод и метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы библиотекаря Г.Е.Сафоновой по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

 

Главной задачей современной школьной библиотеки в условиях реализации нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта является  наиболее полное удовлетворение познавательных потребностей школьников и их всестороннее развитие.  Актуальность данного опыта заключается в том, что информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогу-библиотекарю расширить направление работы по формированию читательской компетентности, которая в свою очередь является одним из ключевых требований стандарта начальной школы.

Система работы педагога-библиотекаря направлена на создание условий для развития интеллектуальных способностей, способствующих процессу познания через развитие творческого потенциала ребёнка. В этом случае  используется: принцип культурологического подхода, характеризующий неотъемлемость информационной культуры от общей культуры человека,; принцип деятельного подхода, при котором формирование информационной культуры личности ведётся с позиции деятельности конкретного учащегося, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной и досуговой деятельности; принцип интегративности, т.е. органичное взаимодействие образовательных и библиотечно-информационных технологий при формировании информационной культуры личности.

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы в начальных классах характерна  передача и приобретение знаний, при этом используются: словесный, наглядный,  практический метод. Для средней и старшей школы характерна учебно-познавательная деятельность учащихся, при этом используются: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, исследовательский метод и метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности.

Наработанные материалы систематизированы в блоки:

  • Всемерное содействие учебному и воспитательному процессу.
  • Воспитание у учащихся библиотечно-библиографических знаний.
  • Привлечение учащихся к систематическому чтению.
  • Развитие творческого потенциала учащихся.

Библиотека является одним из аспектов создания условий для развивающего обучения. Учащиеся имеют возможность получать знания не в готовом виде, а в результате поиска необходимой информации.

Формы и методы работы изложены в программе «Основы информационно – библиографической грамотности учащихся».

Программа направлена на ознакомление как с традиционными источниками информации, такими как книги, периодические издания, так и с изданиями на цифровых носителях (диски, интернет).

Уроки данного курса является уроками получения новых знаний  о многообразии информационных ресурсов. Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения материала, максимальная активизация, умелое использование библиотекарем самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность определяют готовность к действию, становлению убеждений.

В соответствии с этими основными задачами личностно ориентированных уроков курса выделяются этапы его структуры: мотивация учебной деятельности, осмысление содержания урока, обобщение и систематизация результатов, подведение итогов.

Критерием соответствия качества знаний целям урока является потребность в стремлении к прочным знаниям по теме; применение знаний на практике; обобщение, дающие представления об информационных ресурсах общества.

Педагогом-библиотекарем Сафоновой Г.Е. созданы аннотированные интерактивные электронные указатели:  «Страницы истории Котовска» по краеведению,  по профориентации и др.; разработан новый вид библиотечной выставки — виртуальная медиавыставка «Юбиляры месяца», «Дорогу, Космос, летит Земля!» и др.; систематизированы библиотечные уроки с использованием информационных технологий для учащихся 1-4 классов; организован выпуск печатной продукции по итогам проектной деятельности учащихся – книги, буклеты, газеты.

Одна из целей проектной деятельности учащихся в библиотеке, – подготовка школьника к современной действительности, требующей таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, ответственность, а также умения проявить знания и умения в практической деятельности. Через опыт, который приобретают дети в процессе работы над проектом, происходит их знакомство с производственным процессом, профессиями, появляется понимание связи теории с практикой, актуализируются знания, полученные при изучении различных учебных предметов.

Анализируя работу проводимую педагогом-библиотекарем по активизации познавательной деятельности читателей, была установлена положительная динамика в развитии творческого потенциала каждого отдельного взятого ребёнка  - это увеличение книговыдачи и  посещаемости библиотеки, рост интереса к исследовательской деятельности, участие в творческих конкурсах различного уровня.

Опыт работы представлен на сайте МБОУ СОШ № 3, на заседаниях  методического объединения педагог-библиотекарь делится опытом своей работы. Он  может быть использован как библиотекарями образовательных учреждения, так и учителями, занимающимися развитием творческих способностей и воспитанием информационной культуры учащихся.



Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы библиотекаря Г.Е.Сафоновой по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

 

Главной задачей современной школьной библиотеки в условиях реализации нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта является  наиболее полное удовлетворение познавательных потребностей школьников и их всестороннее развитие.  Актуальность данного опыта заключается в том, что информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогу-библиотекарю расширить направление работы по формированию читательской компетентности, которая в свою очередь является одним из ключевых требований стандарта начальной школы.

Система работы педагога-библиотекаря направлена на создание условий для развития интеллектуальных способностей, способствующих процессу познания через развитие творческого потенциала ребёнка. В этом случае  используется: принцип культурологического подхода, характеризующий неотъемлемость информационной культуры от общей культуры человека,; принцип деятельного подхода, при котором формирование информационной культуры личности ведётся с позиции деятельности конкретного учащегося, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной и досуговой деятельности; принцип интегративности, т.е. органичное взаимодействие образовательных и библиотечно-информационных технологий при формировании информационной культуры личности.

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы в начальных классах характерна  передача и приобретение знаний, при этом используются: словесный, наглядный,  практический метод. Для средней и старшей школы характерна учебно-познавательная деятельность учащихся, при этом используются: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, исследовательский метод и метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности.

Наработанные материалы систематизированы в блоки:

  • Всемерное содействие учебному и воспитательному процессу.
  • Воспитание у учащихся библиотечно-библиографических знаний.
  • Привлечение учащихся к систематическому чтению.
  • Развитие творческого потенциала учащихся.

Библиотека является одним из аспектов создания условий для развивающего обучения. Учащиеся имеют возможность получать знания не в готовом виде, а в результате поиска необходимой информации.

Формы и методы работы изложены в программе «Основы информационно – библиографической грамотности учащихся».

Программа направлена на ознакомление как с традиционными источниками информации, такими как книги, периодические издания, так и с изданиями на цифровых носителях (диски, интернет).

Уроки данного курса является уроками получения новых знаний  о многообразии информационных ресурсов. Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения материала, максимальная активизация, умелое использование библиотекарем самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность определяют готовность к действию, становлению убеждений.

В соответствии с этими основными задачами личностно ориентированных уроков курса выделяются этапы его структуры: мотивация учебной деятельности, осмысление содержания урока, обобщение и систематизация результатов, подведение итогов.

Критерием соответствия качества знаний целям урока является потребность в стремлении к прочным знаниям по теме; применение знаний на практике; обобщение, дающие представления об информационных ресурсах общества.

Педагогом-библиотекарем Сафоновой Г.Е. созданы аннотированные интерактивные электронные указатели:  «Страницы истории Котовска» по краеведению,  по профориентации и др.; разработан новый вид библиотечной выставки — виртуальная медиавыставка «Юбиляры месяца», «Дорогу, Космос, летит Земля!» и др.; систематизированы библиотечные уроки с использованием информационных технологий для учащихся 1-4 классов; организован выпуск печатной продукции по итогам проектной деятельности учащихся – книги, буклеты, газеты.

Одна из целей проектной деятельности учащихся в библиотеке, – подготовка школьника к современной действительности, требующей таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, ответственность, а также умения проявить знания и умения в практической деятельности. Через опыт, который приобретают дети в процессе работы над проектом, происходит их знакомство с производственным процессом, профессиями, появляется понимание связи теории с практикой, актуализируются знания, полученные при изучении различных учебных предметов.

Анализируя работу проводимую педагогом-библиотекарем по активизации познавательной деятельности читателей, была установлена положительная динамика в развитии творческого потенциала каждого отдельного взятого ребёнка  - это увеличение книговыдачи и  посещаемости библиотеки, рост интереса к исследовательской деятельности, участие в творческих конкурсах различного уровня.

Опыт работы представлен на сайте МБОУ СОШ № 3, на заседаниях  методического объединения педагог-библиотекарь делится опытом своей работы. Он  может быть использован как библиотекарями образовательных учреждения, так и учителями, занимающимися развитием творческих способностей и воспитанием информационной культуры учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...

Методическая публикация «Педагогический проект «Повышение мотивации учащихся к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий»

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, воспри...

Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Тема «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...