Главные вкладки

    Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»
    проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Артман Светлана Дмитриевна

    Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx41.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

    Проект по духовно-нравственному воспитанию

    Срок реализации: 3 года

    Возраст детей: 5-10 лет

    Разработчики:

    АртманС.Д.завуч по воспитательной работе

    БарсегянС.С.учительмузыки,музыкальный руководитель,

    Бурцева Т. Л.  учитель начальных классов

    Реализация:

    1. Пояснительная записка

    В вашей семье и под вашим

    руководством растет будущий

    гражданин. Все, что совершается

    в стране, через вашу душу и вашу

    мысль должно приходить к детям.

    А.С. Макаренко

    Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного, младшего школьного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Первые духовно-нравственные чувства… Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своей Родине, ее природе, культуре, русскому народу. Через детский сад, семью, социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «русская культура», «русские традиции».

            Проводя в ДОУ работу по реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59» столкнулся с тем, что существует такая проблема: низкая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, несовершенство системы взаимодействия ДОУ с другими объектами социализациисемьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

            Актуальность:

    В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

    Детство – время развития всех сил человека, как телесных, так и душевных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, которое обеспечивает всестороннее развитие личности.

    Мы полагаем, что в результате реализации проекта привлечем внимание родителей и общественности к духовно-нравственной стороне воспитания детей дошкольников, к уникальной русской культуре, самобытности русского народа.

            

    Цель:

    Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ,СОШ с семьями и объектами социума.

            Задачи:

            1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

            2. Повысить уровень компетентности родителей воспитанников МБДОУ,и учащихся начальной школы по вопросам духовно-нравственного воспитания.

            3. Расширять представления у детей о культуре, православных праздниках, традициях, обычаях русского народа.

            4. Развивать у детей чувство гордости за свою страну, свой род, принадлежности к русскому народу.

            5. Вызывать восхищение культурой и творчеством русского народа.

            6. Привлечь объекты социума, общественные организации к  тесному взаимодействию по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

            7. Организовать проведение совместных акций, мероприятий вне ДОУ,СОШ.

    Принципы работы

    по духовно- нравственному развитию детей.

    1.Принцип проблематизации реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.

    2.Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.

    3.Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

    4. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

    5.Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры, достопримечательностей Приморского края.

    6. Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей и способностей.

    7. Принцип цикличности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

    8. Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, культуре и обычаям.

    9.Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации.

    10.Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – начальная школа.

    1. Аналитическая часть

    2.1 Анализ заинтересованных сторон

            Заинтересованными сторонами являются отдельные лица, группы лиц или учреждения, интересы которых затрагивает проект.

    Заинтересованные стороны

    В чем нуждаются?

    Что получат?

    Семьи детей дошкольников

    - В знаниях о развитии ребенка как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм обществ.

    - В налаженной системе взаимодействия МБДОУ, СОШ ,общественных организаций и семьи

    - Повысится уровень компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного развития, расширится представление о культуре, православных праздниках, традициях, обычаях русского народа.

    Вовлеченность родителей в педагогический процесс воспитания духовно-нравственной личности

    Педагоги МБДОУ

    В повышении уровня компетентности по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников,

    , в налаженной системе взаимодействия МБДОУ, СОШ,общественных организаций и семьи,

    В учебно-методических комплектах, пособиях.

    Повысится уровень профессиональной компетентности педагогов,

    Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников выйдет на качественно новый уровень.

    Сформируется учебно-методическая база по вопросам духовно-нравственного развития детей дошкольников

    Общественные организации

    В налаженной системе взаимодействия МБДОУ, общественных организаций и семьи

    Регулярное взаимодействие с МБДОУ по вопросам духовно-нравственного развития дошкольников, заинтересованность МБДОУ и семей детей дошкольников к проведению совместных акций, мероприятий.

    Учреждения дополнительного образования

    В тесном взаимодействии с МБДОУ, СОШ, семьями детей дошкольников, и учащихся начальной школы.

    Повышение уровня вовлеченности дошкольников в кружковую деятельность

    2.2 Анализ проблем.

            Стремление к желаемому будущему (цели) является подразумеваемым признанием того, что положение вещей в настоящем нежелательно, или, иными словами, существует некая проблема.

            Первым этапом постановки целей становится выяснение, что же является самой проблемой в духовно-нравственном воспитании детей в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59».,МБОУ СОШ №11

            

    Проведя анкетирование родителей, мы выяснили, что существует ряд проблем:

    1.Низкая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

            2. Недостаточное количество времени, отводимого родителями на совместный досуг с детьми;

            3. Совместный досуг детей и родителей носит в основном развлекательный характер;

            4. Недостаточная осведомленность родителей о том, как можно провести свободное время вместе с семьей и детьми с познавательной целью;

            Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в детском возрасте  происходит усвоение социальных норм, моральных требований, и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

            Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские года приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

    Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

    Проведя анкетирование и беседы с педагогами, мы выяснили, что также существует ряд проблем:

            1.Недостаточная материально-методическая база для проведения работы по духовно-нравственному воспитанию детей;

            2. Несформированность системы взаимодействия с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

            

            Проанализировав взаимодействие с разными объектами социализации, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать систему взаимодействия с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

            Необходимо, чтобы все лица: общественные организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

            Проблема преемственности детский сад – начальная школа может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

    1. Основная часть (проектная)

    Методом инновационного педагогического проектирования мы  решаем поставленные проблемы.

            Разработка и реализация проекта «Мой дом - Россия, и этим я горжусь!» строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

    Первый этап  - подготовительный. Его цель – определение целей и форм взаимодействия с воспитанниками, педагогами, родителями воспитанников ДОУ,учащимися начальной школы,объектами социума.

    Мероприятия данного этапа:

    - проведение анкетирования родителей воспитанников на предмет определения их компетентности в вопросах духовно-нравственного развития детей;

    - проведение анкетирования педагогов на предмет определения компетентности в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольников, а также выявление уровня владения методами и приемами по реализации духовно-нравственного воспитания и развития детей.

    Второй этап – практический. Его цель – реализация мероприятий проекта.

            Мероприятия данного этапа:

            - подбор и оформление методических материалов по реализации концепции духовно-нравственного развития детей (картотека русских народных подвижных игр, картотека хороводных игр).

            - проведение праздников и тематических развлечений для детей (по тематике русских народных традиций);

            - изготовление видеоматериалов – мастер-классов по организации праздников и развлечений;

            - изготовление DVD дисков «Песни русского народа» - караоке (со словами), предназначенных для семейного развлечения и разучивания песен.

            - изготовление путеводителя «Места русской силы России и Приморского края» (предназначен для родителей). Данный путеводитель – уникальный сборник, в котором собрана информация о местах в Приморском крае и России, посетив которые, можно узнать много нового и интересного о быте, традициях и культуре русского народа;

            - создание и функционирование экскурсионного клуба выходного дня (выезды на экскурсии);

            - разработка программы преемственности детский сад – начальная школа;

            - разработка диагностических материалов.

    В рамках реализации данного проекта в образовательных учреждениях запланированы к реализации следующие подпроекты:.

    Подпроект «Край, в котором мы живем»

    Цель: Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных жителей Приморского края, формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду его жителей.

    Задачи: Формировать у детей представления о родном крае,

    создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе,

    познакомить  детей и привлечь родителей к изучению  исторического и культурного наследия родного края.

    Мероприятия:

    - Экскурсии с ребятами детского сада и школы в музей под открытым небом «Палеодеревня»,

    - Экскурсия с детьми в г.Фокино «Гончарная мастерская»,

    - Познавательная поездка с воспитанниками детского сада в городской Дом молодежи, знакомство с экспозицией «Русская изба».

    - Изготовление путеводителя «Места русской силы России и Приморского края» (предназначен для родителей). Данный путеводитель – уникальный сборник, в котором собрана информация о местах в Приморском крае и России, посетив которые, можно узнать много нового и интересного о быте, традициях и культуре русского народа;

    Нравственное развитие ребенка – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления  воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти свой процесс нравственного воспитания.

    В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования основ духовно-нравственного развития ребенка.

    Подпроект «Наши добрые дела не исчезнут никогда»

    Направлен на формирование основ духовно-нравственного развития ребенка.

    Цель: Изучение аспектов социально-нравственного поведения ребенка.

    Задачи:

    1. Формировать основы духовно-нравственного поведения ребенка; совершенствовать умение осознавать свое поведение, исправлять ошибки.

    2. Развивать интеллектуальные, познавательные и речевые способности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

    3.Вырабатывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

    4.Способствовать развитию волевых качеств: уметь ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.

    5.Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; совершенствовать культуру общения.

    6.Побуждать к выражению своего отношения к окружающей действительности, формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

    7.Создать условия для формирования самооценки своих поступков, адекватно оценивать поступки других людей.

    Мероприятия проводимые в рамках реализации данного проекта:

    - Проведение  этической беседы «Самый дорогой на свете человек»

    - Театральная инсценировка-экспромт в старших группах «Мама пришла с работы»

    - Цикл музыкально-тематических внеклассных мероприятий  «Друг в беде не бросит»

    - Показ детьми подготовительной группы сценок для детей младших групп «Ежли вы вежливы…!»,

    - Конкурс стихов о дружбе среди ребят  подготовительных групп детского сада,и учащихся 1-2 классов.

    Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, о чём они мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?

    Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к источникам поможет фольклор. В МБДОУ совместно с СОШ был разработан подпроект «Делу время, потехе час».

    Цель: повышение интереса детей, и их родителей к русскому народному творчеству; создание условий для активного использования фольклора в повседневной жизни, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

    Задачи:

    1. Учить детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).

    2. Обогащать и активизировать словарь детей, увеличить словарный запас.

    3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми.

    4. Приобщать родителей к совместной деятельности по изучению устного народного творчества, изготовлению костюмов, атрибутов русских народных игр.

    Мероприятия:

    1. Проведение праздников и тематических развлечений для детей :

    - «У самовара»,

    - «Околица»

    - «Делу время, потехе час»

    - «Широкая масленица»,

    - «Пришла коляда - веселится детвора»

    - «Праздник народных игрищ».

    2. Создание и функционирования детского музыкального ансамбля «Садко»;

    3. Изготовление видеоматериалов – мастер-классов по организации праздников и развлечений (предназначенных для педагогов ДОУ);

    4. Изготовление DVD дисков «Песни русского народа» - караоке (со словами), предназначенных для семейного развлечения и разучивания песен.

    Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

            Третий этап – заключительный. Его цель – подведение итогов реализации проекта, обнародование результатов, определение ориентиров дальнейшего развития в заданном направлении.

    Мероприятия данного этапа:

            1. Разработка диагностических материалов (для проведения оценки результативности реализации проекта).

            2. Проведение мониторинга.

            3. Проведение совместных акций (ДОУ, СОШ, родители, социальные партнеры), раскрывающих духовно-нравственные качества личности детей (например, «Во имя жизни», «Русские традиции для всех» и т.д.).

            В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольников, и младших школьников. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими объектами социализации.

    В процессе реализации данного проекта планируется осуществлять взаимодействие со следующими объектами социума:

            - библиотечный комплекс «Семья»;

            - структурное подразделение МЧС г. Находка;

            - Дом детского творчества;

            - Музейно-выставочный центр г. Находка;

            - туристическое бюро «Паллада»;

            - средства массовой информации г. Находка

    Целью нашего взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольников, младших школьников опираясь на национальные традиции русского народа.

            В результате реализации проекта осуществляется тесное взаимодействие с семьями воспитанников,учащихся;

            - подготовка к проведению утренников, развлечений, разработка и изготовление народных костюмов, атрибутов русских народных игр;

            - участие родителей и педагогов ДОУ в семейном клубе «Домашний очаг»;

            - планирование экскурсий (в соответствии с рекомендациями путеводителя «Места русской силы».

    1. Заключительная часть.

            В результате реализации проекта воспитанники, учащиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни                 г. Находка обращаются к содержанию:

            - истории России, своего родного края, города;

            - жизненного опыта родителей, членов семьи;

            - произведений литературы и искусства отечественной и мировой культуры.

    Таким образом, проект «Мой дом - Россия, и этим я горжусь!», реализуемый в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №59», МОУ СОШ №11 способствует совершенствованию системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста

    Современное российское общество и каждый гражданин России оказались в ситуации глубокого социального кризиса. Особенно в трудной ситуации оказалась молодежь. У подрастающего поколения произошло  ...

    Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

    В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

    Воспитание духовно - нравственных качеств с помощью сказкотерапии на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Влияние сказки на воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Статья «Воспитание духовно-нравственных качеств на традициях классного коллектива".

    Статья «Воспитание духовно-нравственных качеств на традициях классного коллектива". - обобщение опыта по формированию в классе духовно-нравственных качеств. Предлагаются направления работы, ожида...

    Воспитание духовно-нравственных качеств личности у детей с ОВЗ на основе народного творчества.

    Необходимость обращения к духовному наследию русского народа. Народная культура - комфортная среда для развития детей с ОВЗ. Из опыта работы по данной теме....