Статья «Воспитание духовно-нравственных качеств на традициях классного коллектива".
статья (1 класс) на тему

Статья «Воспитание духовно-нравственных качеств на традициях классного коллектива". - обобщение опыта по формированию в классе духовно-нравственных качеств. Предлагаются направления работы, ожидаемые результаты. В классе принимаются законы классного коллектива. Обобщен опыт развития традиций: дежурство в классе, участие в школьный и классных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_klassa.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание духовно-нравственных качеств на традициях классного коллектива.

Под духовностью принято считать религиозность человека, веру в Бога, но это не совсем правильно.    Если человек получил образование, то умение применить эти знания с наибольшей пользой являются духовным опытом. Духовное развитие невозможно  ещё и без постоянного самообразования, самообучения, саморазвития в интеллектуальной сфере. 

Принципы духовно-нравственного воспитания. 

  • Воспитание на традициях.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  • Системно-организованный подход.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Принцип сохранения исторической памяти.

Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений: 

  • Военно-патриотическое.
  • Художественно-эстетическое.
  • Туристско-краеведческое.
  • Спортивно-оздоровительное.

Одним из принципов  духовно-нравственного воспитания является воспитание на традициях. Слайд №3

 Принципы формирования традиций.

  • Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
  • Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
  • Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
  • Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
  • Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
  • Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Ожидаемый результат от этой работы:

Формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Осознание детьми того, что честь, смелость развивается с ранних лет, что тот, кто правдив с детства, будет хорошим человеком.

Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.

Итак, 1 сентября 2014 .года родилась наша школьная семья.

И, как в любой семье, у нас сложилось много традиций, которые помогают  приобщать ребенка к духовным ценностям, воспитывать в нем высокую нравственность, ориентировать его на социально-значимую деятельность.

Одна из традиций, положительно влияющих на мироощущения и мировоззрение ребёнка- это выработка законов жизни в классе.

Законы жизни в классе:

  1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
  2. Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
  3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.
  4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
  5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
  6. Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Есть у нас такая традиция: ежедневное подведение итогов дня, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей (не оставлять обиды, невыясненные отношения на завтра)

Следующая традиция - ведение классного дневника « Наша жизнь», который дети оформляют вместе с родителями. В этом журнале мы отражаем все  интересные дела, поездки, экскурсии, наши достижения, помещаем туда почетные грамоты…

Еще у нас есть журнал «Наша гордость», в  котором мы рассказываем о наших одноклассниках. О наших отличниках, спортсменах, танцорах, шахматистах. О детях, которые имеют награды: медали, кубки, грамоты… Создание дневника достижения ученика портфолио так же является нашей традицией, ребята рассказывают о себе,  отмечают свои успехи.

 Такая работа, на мой взгляд, очень нужна. Она поднимает престиж отличника, спортсмена.. дети хотят на них равняться, выбирают спорт, учебу,  занятия танцами, шахматами, как приоритетные.  

В духовно- нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в нашем классе следующая традиция –проведение недели добрых дел, тематических классных часов  "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть", бесед на этические темы, чтение и обсуждение художественной литературы, занятия по толерантности с  родителями: «Какой я родитель? Образ толерантного родителя»», проведение  классных часов по толерантности «Кубань многонациональный край», защита проекта «Мой класс – многонациональная семья», (это исследовательская работа Ковалевского Димы, в районе занял 1 место. в г.Сочи – 2)

Еще одна традиция, формирующая духовно-нравственные   качества, -  участие в школьных мероприятиях: дежурствах, участие в субботниках, выставках- форумах, концертах, конкурсах инсценированных песен,  инсценированных сказок, тематических неделях, спортивных соревнованиях, различных конкурсах.

Конечно, большое значение в формировании духовно-нравственных качеств является изучение культуры родного края, его обычаев, традиций. Здесь следует уделить особое внимание проектной деятельности учащихся. Дети работали над проектами: «История моего города», «Я и моя семья», «Труженики полей», «Без прошлого нет настоящего», «Казачьему роду нет переводу», «Нет в мире краше Родины нашей». Традиционными стали экскурсии по краю. 

Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения

В этом плане в школе проводится с детьми немало традиционных мероприятий, в которых мои ученики принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: участие в ежегодных месячниках по оборонно-массовой работе, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятнику Муси Пинкензона, Александровскую крепость, в районный музей,  уроки Памяти,  акции "Письмо ветерану", "Подарок ветерану", конкурс рисунков "Война глазами детей" и многие другие. Дети нашего класса собрали и оформили материал о своих родственниках, участниках ВО войны. В нашем классе работает тимуровский отряд «Солнышко», девиз которого: "Сколько у солнышка тёплых лучей, столько у нас добрых затей". Создан отряд в январе 2010 года. Дети посещают ветеранов, поздравляют их с праздниками, оказывают посильную помощь.

Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании имеет традиция вовлекать в воспитательный процесс родителей.  Совместно проводить различные мероприятия, экскурсии, конкурсы. Семьи нашего класса активно участвуют в конкурсах: «Мама, папа, я – спортивная семья», два года подряд занимали 1 место в школе, «Мама, папа, я - читающая семья», кулинарные фестивали, участие в  семейных экологических проектах … участие в праздниках «День матери», «А ну-ка, папы» и другие.

 считаю, что обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определённой системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались? Одним из возможных вариантов личностного развития ребёнка может стать социально-значимая деятельность, смысл которой, по мнению А.П. Гайдара, состоит в том, чтобы "честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю:" В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных сторон, патриотических убеждений, социальной адаптации детей, в том числе и на традициях классного коллектива.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. (Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.) Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Что же касается моих учеников конкретно, то  передо мной задача, научить ребёнка бескорыстно делать добро  как можно раньше, с самого раннего детства. Я не знаю, кем станут в будущем мои выпускники, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

Статья «Формирование духовно - нравственных качеств личности у учащихся начальных классов»

Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти к угнетателям и чувству товарищества учат  наших дете...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»

В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:-  урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...

Статья "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....