Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности у обучающихся в ОУ».
материал по орксэ

Хвичиа Марина Мерабовна

Работа содержит презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_vystuplenie.docx109.3 КБ
Файл vystuplenie_na_30.10.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образование и науки Краснодарского края

МБОУ ООШ № 15 станицы Махошевской

Мостовский район

Доклад

на тему:  «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности у обучающихся в ОУ».

 

C:\Users\Пользователь\Pictures\iMHGR3O32.jpg

                                                       Подготовила

                                                                             учитель начальных классов

                                                               МБОУ ООШ № 15

                                                                      станицы Махошевской

                                                                                 Хвичиа Марина Мерабовна

2018г.

Содержание

1.Духовно – нравственные ценности в современном обществе   …….  Стр. 3-4

2. Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности у обучающихся в ОУ……………………     Стр.3-10

3. Список   литературы   ………………………………………………      Стр. 11

2.

1.Духовно – нравственные ценности в современном обществе.

 

           «Улучшить условия общественной жизни может только нравственное совершенствование людей» (Л.Н.Толстой). ( Слайд 1) Эти слова великого писателя заставляют нас задуматься об актуальности духовно-нравственного воспитания на сегодняшний день.

          Все чаще и чаще возникают разговоры о нравственности, морали ,духовных ценностях. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных  людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности в современном мире. Ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.  Поэтому мы с Вами должны сделать так, чтобы  негативных источников влияния было как можно меньше. Справится с этой задачей, нам помогает образовательная деятельность.

       Тема моего выступления «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности у обучающихся в ОУ» (Слайд 2)

          Образование является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Каждое новое время приводит с собой новую школу.  Школа как часть

общественного  пространства  «встроена  во  время  страны»,  и  неминуемо

отражает  эпоху, выявляя  новые  общественные  тенденции  и  идеологические

доминанты. Однако духовно-нравственное воспитание в современной школе   остается  одним из  приоритетных  направлений.

   Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного поведения. (Слайд 3)

   Целью духовно нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка. (Слайд 4)

            Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

           Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. ( Слайд 5) Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику почувствовать связь

3.

между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры,

понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических моментах русскому человеку, какие качества:

  • Уважение и сострадание,
  • Гордость и доброжелательность,
  • Милосердие и патриотизм,
  • Любовь к окружающему и ближнему.

         И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец—общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие великого педагога, философа Василия Александровича Сухомлинского. «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает  свое сердце». (В.А. Сухомлинский). ( Слайд 6)

2. Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности у обучающихся в ОУ.

  Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ( Слайд 7) Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

4.

 Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

       Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко) Мы, педагоги, стараемся многое делать для того, чтобы дети понимали значение слов: духовность, нравственность, мораль, сострадание, милосердие… Не всё и не всегда у нас получается. Но мы пытаемся найти путь к душе каждого ребенка. А душа, как известно, у ребенка светлая и добрая. Не потушить бы свет в ней.

   Нравственная воспитательная система должна взаимодействовать со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывать всю жизнь ребят нравственным содержанием. Духовно – нравственное воспитание органически вплетается в учебно-воспитательный процесс и составляет его неотъемлемую часть.

   Процесс духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся.  (Слайд 8)

  Самая распространенная форма работы в школе – урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цель, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и учащихся. Воспитательная направленность урока – это цветок, который постепенно растет, совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков.    

     Уроки гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, окружающий мир) таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. Так например в качестве основного средства обучения на уроках  литературы, используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. (Слайд 9)

     Литературное произведение – организующий центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Работая с текстами, большое внимание уделяем ярким художественным образам, которые

5

должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам является основой формирования нравственных представлений. Дети не всегда могут доказать и обосновать, почему один герой хороший, а другой плохой, но хорошо это чувствуют. Поэтому на уроках используются различные приемы уподобления, одушевления, перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.

   Каким бы ни был урок ( математика, литература, география и т.д.) -обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению.

Разнообразие форм работы с детьми на уроке позволяют эмоционально «насытить» уроки. На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прогулки, просмотр видеофильмов, коллективные творческие работы, написание детьми сочинений.

    Введение элементов игры в структуру урока является действенным фактором повышения эффективности воспитательных воздействий. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют сюжетно – ролевые игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений воспроизводятся детьми социальные отношения. В них учащиеся черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, во взаимоотношениях с товарищами и взрослыми. Опора на такие игры - это важнейший путь включения детей в совместную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.

    Огромную роль в воспитании нравственных качеств играют произведения устного народного творчества, во всех жанрах которого ярко отражены этические идеалы народа и жестоко высмеиваются и осуждаются лень, трусость и другие человеческие пороки.

Одним из источников и средств являются народные сказки. Народные сказки и произведения писателей ставят юного гражданина перед необходимостью решать нравственные проблемы: вглядываться в поведение персонажей сказок и литературных героев, оценивать их, делать свой выбор.

    Необходимость провожу беседы по содержанию произведения: дружба и товарищество, как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, только-только начинают

6

складываться в начальных классах. У младших школьников эти чувства  представляют собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности.

    Дети этого возраста еще не умеют ценить дружбу, легко меняют товарищей, сильно не переживают при размолвках с ними. Да и сам выбор друзей определяется случайными факторами.

   Чтение  и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которой ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Именно на уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающиеся действий учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивать умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведенья структуры учебной деятельности.

 

 Проблемы нравственного воспитания можно решить на уроках ОРКСЭ, факультативов по ОПК, которые формируют у детей школьного возраста мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

   Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление уважительных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье. (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" // Педагогика. М., 2009, № 9, СС. 15-21)

7

      Очень много нужно сделать школе, чтобы воспитать в детях нравственное чувство. Проанализировав свою работу и работу школы, мной были выделены основные направления работы: 

   1.В организации духовно-нравственного воспитания школьников на уроках:  чтение и разбор статей, притч, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, гуманности, патриотизме.

    Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это Сергий Радонежский, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и многими другими.

Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

    2.В воспитательной работе по духовно- нравственному воспитанию в школе с детьми во внеурочное время проводится немало различных мероприятий: классные часы, беседы на этические темы, чтение и обсуждение внеклассной художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

    Немаловажную роль в воспитании играет работа по нравственному воспитанию. Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастет в любовь к Родине, своему народу.

     Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Важное место занимает воспитание в ребёнке уважения к историческому наследию своей родины. И здесь большую помощь оказывает проведение классных часов, экскурсий, бесед, которые способствуют :

- экскурсии в школьный музей и мемориал «Михизеева поляна» памяти жертвам 13 ноября 1942 года. (Слайд 10-11)

-углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения (проект «История станицы Махошевской»);

-более содержательному знакомству с историей своей семьи :(проект «Моя семья»)

-углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;

-воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

     Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. Классные часы, праздники, конкурсы посвященные не только государственным символам России, но и Дню Победы, Дню Защитников Отечества стали традиционными:(конкурс чтецов , посвященный Дню Защитников Отечества) , встречи с интересными людьми , экскурсии в музей (Слайд 12)

  3.В работе с родителями, которые не всегда ответственно относятся к воспитанию своих детей, наша работа разнообразна и может проявляться в

8

различных формах деятельности: родительские собрания , проведение праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, а также просветительская деятельность родителей со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания.

     Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Я стараюсь приглашать родителей на различные мероприятия мероприятия, знакомить их с творческими работами детей.

     4. Работать над собой. Чтобы воспитать духовно-нравственного человека необходимо самому осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

   Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

   В нашей школе  дети, как и все, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов и быстрых решений. Всем коллективом мы помогаем ребёнку осознать ошибки его безнравственного поступка; разумеется, помогаем ему не только пережить, но и исправить поведение.

Формы внеклассной работы:

-тематические нравственные классные часы;

-экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, родного края;

-дискуссии по нравственной тематике;

-организация цикла нравственных бесед с учётом проблем класса;

-изучение нравственного наследия: золотое правило нравственности;

-родительские собрания;

-праздники, конкурсы.

9

     Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором проводятся  беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.

  В моей воспитательной деятельности как учителя ОПК большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.   Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности. ( Слайд 13)

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание духовно-нравственной личности ребенка зависит от целостности образовательного процесса.  

   «Никто не учит маленького человека: « Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Всё дело в одной в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу- все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» В.А.Сухомлинский (Слайд 14)

Слайд 15

10

Список литературы

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" // Педагогика. М., 2009
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям  -К. Раденська школа,1972 г.
  3. Скворцова О.Н.  Современная школа и общество  М.: «Просвещение» 2015 г.

11



Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

« Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников»

                                             

                                               Подготовила:

 учитель начальных классов

                                                        МБОУ ООШ № 15

                                                                станицы Махошевской

                                                                       Мостовский район

ст.Ярославская,2019 г.

Свое выступление мне бы хотелось начать со стихотворения:

авт. Лариса Мокрушина

***

Соединяются века в одно великое мгновенье.
Как ты сегодня далеко от нас, войны прикосновенье.
Но память шепчет, не молчит, о так давно ушедших летах,
Много лет тому назад был долгожданный миг ПОБЕДЫ!

Война, суровая война, ты унесла миллионы жизней,
Страна, огромная страна, нет ничего родней Отчизны!
Кто нес в те годы этот крест, поклон Вам до земли глубокий,
Кто выжил, и кто в землю лег, и кто остался одиноким.

      9 мая 2020 года наша страна будет праздновать 75-летие победы в Великой Отечественной войне . Ветераны Великой Отечественной войны - люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела, величайшего примера и доброты. Военную историю своих семей ветераны рассказывают детям и внукам, чтобы они знали, помнили, гордились погибшими и живыми, победившими в этой войне. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

         Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей - далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.    Верно сказано: «Забыл прошлое - потерял будущее».

        С каждым годом все меньше становиться очевидцев тех страшных военных лет, поэтому сегодня так важно собрать и сохранить каждое воспоминание, каждый документ грозного периода.

           На мой взгляд, тема «Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников» очень хорошо раскрывает те задачи стоят перед современной школой.

          Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. От того, насколько глубок мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области изучения истории своей Родины.      

       Актуализируя духовное наследие Великой Отечественной войны, мы создаем условия для изменения социально-политической, экономической и культурной ситуации в России. Для этого требуется определить пути трансформации того громадного пласта социального опыта в облик личности современной молодежи.

     Во-первых, это должно проходить через постижение духовного опыта народа, одержавшего Победу в самой кровопролитной войне за всю историю человечества, основным стержнем которого является русская культура, ставящая на первое место проблему «слезинки ребенка», спасения мира через красоту. Этот опыт можно получить только из живого общения. Поэтому в нашей школе стали традиционными «уроки ожившей истории», которые проходят в виде встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, или их родственниками, теми, кто пережил оккупацию станицы.

     Во-вторых, через обращение к конкретным примерам служения Отечеству, прежде всего из истории семьи, своей малой Родины и своего региона, а также к героям Великой Отечественной войны. «Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все - и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам».

      В-третьих, через использование современных педагогических технологий, позволяющих вовлечь школьников в познание важнейшего периода жизни Отечества и через организацию различных форм работы с учащимися и молодежью - проекты, исследования, виртуальные экскурсии. В нашей школе экскурсия в музей « Памяти жертвам Михизеевой поляны», исследовательская деятельность, результатом которой, является проект « Парта Героя» в каждом классе, всероссийская акция «Бессмертный полк»

    В этом плане должна измениться роль учителя. Он перестает быть урокодателем, а становится педагогом, т.е. человеком, который сопровождает учащегося в процессе обучения, оказывает поддержку и помощь, помогает ему стать личностью.

   Духовное наследие Великой Отечественной войны открывает нам основные жизненные ценности и ориентиры человека, вступившего в третье тысячелетие. Это, прежде всего патриотизм, справедливость, благородство, солидарность, верность своей семье и своему  Отечеству.

     Именно на примерах подвигов Великой Отечественной войны, тех испытаний, которые достойно и мужественно вынес наш народ, повышается рост духовно – нравственного потенциала обучающихся, способность сделать правильный нравственный выбор, убеждённость в том, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но кто же призывал людей к подвигам, кто давал им надежду, веру, любовь, силы, чтобы пережить это страшное время? Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и прежде всего верой. Верили в Сталина, в Жукова, а ещё верили в Бога. Сейчас мы все чаще слышим о вкладе Русской Православной Церкви в победу. Именно поэтому на уроках по ОПК и ОРКСЭ уделяется огромное внимание этой теме.

   Русская Православная Церковь в тяжелейшие годы для страны и народа без каких-либо колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу.

    Сейчас мы все чаще слышим о вкладе Русской Православной Церкви в победу.

     Связь между Церковью и воинством существовала всегда. Русская Православная Церковь всегда благословляла воинов на ратные подвиги, и это вселяло в них мужество. Во все времена Церковь с особым усердием молилась и молится о Божией помощи и даровании побед русскому народу.

      Хочется показать роль и огромное влияние на судьбу, и развитие нашего государства, подвига служителей Русской Православной Церкви и православных людей во время Великой Отечественной Войны.

В победе советского народа над фашизмом одна из главных ролей принадлежит Русской Православной Церкви.

      В первый день войны глава Православной Церкви митрополит Сергий обратился с посланием к верующим. В послании  он  говорил о вероломстве фашизма, призывал к борьбе с ним, он глубоко верил, что жители России, победят, что русский народ «развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере». 23 раза митрополит Сергий обращался  к народу с посланиями, и во всех них выражал надежду на конечную победу народа.

       В годы войны было необходимо обратиться к историческим и духовным корням народа. Были учреждены ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского. «Возрождены» погоны. Происходит возрождение церкви.  

       У Церкви есть сильное оружие, неведомое миру - молитва. Она имеет чудодейственную силу. Молитва способна не только ободрять и утешать верующих, но и творить настоящие чудеса с Божией помощью.

       В православных храмах по всей стране служились молебны. Каждый день во время богослужения верующие молились о даровании силы, крепости духа  и мужества всем воинам в их нелегкой борьбе. Службы совершались, несмотря на близость линии фронта и вражеский обстрел. Известно, что митрополит Киевский и Галицкий Николай служил молебен перед Казанской иконой Божией Матери, когда была решающая битва при Сталинграде

     В заключении  хотелось привести примеры тех чудес, которые произошли с обычными людьми или во время сражений.

     Одним из них является Ленинградское чудо. В осаждённом городе не было сил, чтобы удержать врага. От страшного голода ежедневно умирали тысячи людей. Тогда из Владимирского собора была вынесена икона Казанской Божией Матери. С иконой обходили крестным ходом вокруг города. Большинство людей до сих пор не может понять, чем держался Ленинград. Из истории известно, что городу не было оказано практически никакой помощи. Провизии, которую подвозили, было очень мало. И не смотря на все тяготы и лишения, город выстоял. Невольно приходят на ум слова, сказанные святителем Митрофаном Воронежским ПетруI.В них говорилось о том, что город святого апостола Петра избран Божией Матерью. Пока в городе будет молиться хоть одна душа, и пока икона Казанской Божьей Матери будет в городе, ни один враг не сможет войти в город. До сих пор жители Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) почитают святыню. Знаменующим фактом явилось и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

        Церковь, ее служители и весь православный народ, послужили оплотом духовности и нравственности, без которой не возможна победа. Об этом мы говорим на уроках ОПК и ОРКСЭ. Проводим дискуссии и круглые столы, выполняем  исследовательскую деятельность, работаем с православной литературой.

.

      Каждый год 9 мая, отмечая День Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне, Церковь молится об упокоении всех погибших на поле брани воинов. Мы с благодарностью будем чтить их подвиг.

      Преклоняясь перед великим подвигом русского народа, победившего фашизм, не будем забывать и о том, что наш с Вами долг сохранить память о великой победе, воспитать будущее поколение - настоящими патриотами своей страны, обладающими высоким духовно-нравственным потенциалом.