Статья на тему: «Остаться человеком» -духовно-нравственное воспитание личности на уроках и занятиях внеурочной деятельности
статья (4 класс) на тему

Рожкова Наталья Николаевна

В концепции модернизации Российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников. Формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_634_2.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

В концепции модернизации Российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников. Формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В наше время,  на  ряду с экономической нестабильностью, одной из глобальных проблем остаётся духовный кризис общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле и утрачиваются многие духовные ценности, задача духовно-нравственного воспитания представляет собой одно из средств обеспечения безопасности страны.

Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно. При традиционном подходе к процессу школьного обучения перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. Этот же принцип озвучен и в концепции. Он предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана.

Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства нами используются   такие формы работы:

  • изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
  • ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
  • просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
  • проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
  • организация дискуссионной формы общения;
  • создание проблемных ситуаций;
  • решение практических задач.

Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.

В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. Процесс становления нравственного сознания ребёнка реализуется не только через систему уроков, но и  внеурочных занятий духовно-нравственной направленности. С первых минут пребывания первоклассников в школе ребята попадают в большую школьную семью, в которой их приветливо встречают педагоги и старшие ребята.  Знакомство со школой начинается с игры-путешествия:  «Наша школа», «Безопасный путь до школы».  Первые классные часы – «Моя Родина -Россия», «Мой город- Санкт-Петербург», «Дороги добра».

Нашим детям повезло жить и  учиться в одном из красивейших городов России   Санкт-Петербурге, поэтому у нас установились добрые традиции проведения различных мероприятий, праздников  и экскурсий в рамках  урочной и внеурочной деятельности, связанных с нашим городом, районом. С первого класса у ребят проводятся занятия по внеурочной деятельности «Познай свой город. История и культура Санкт-Петербурга».  Изучая свою малую Родину, стремимся  прививать ребятам чувства патриотизма, гордости, стремление  приносить пользу обществу, развиваем гражданскую позицию, чувства сопричастности и личной ответственности за Отечество, народ, свой город.

Программа « Вежливые ребята»  реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности.  Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Цель курса – формирование  первоначальных навыков общения и  культуры поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Творческие задания и конкурсы, ролевые игры, мини-проекты  способствуют развитию культуры поведения младших школьников, формируются понятия « семья», «родители», « земляки»,  «друзья». Ребята  учатся проявлению  любви и уважению, заботе и состраданию, помощи к окружающим, русским традициям, отношению к старшим. Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливаются тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого:

  • проводятся семейные праздники;
  • используется система творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
  • приобщаются родители к участию во внеурочных школьных мероприятиях;

 К сожалению,  современные дети не уделяют должного внимания книгам.  Занятие по внеурочной деятельности «Клуб читателей» разработано  для развития  интереса и любви к книге, привлечения к систематическому чтению, создания пространства для диалога ребенка и взрослого, привлечения  детей к пользованию библиотекой. Основные разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы. Большое внимание уделяется игровым заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность, становление духовно—нравственных качеств.

«В здоровом теле-здоровый дух!» Формирование духовно-нравственного развития у  младших школьников  тесно связано с  формированием  установки на ведение здорового образа жизни. На занятиях внеурочной деятельности «Здоровейка»  воспитывается воля и мужество, происходит формирование представлений о  факторах,  влияющих на здоровье, правильном (здоровом) питании  и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и  их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;  

Гармоничному духовному развитию личности, привитию её основополагающих принципов нравственности способствуют, ставшие традиционными,  школьные  мероприятия, в которых наши ребята принимают активное участие: « Конкурс патриотической песни», акции « Лапа помощи», «Доброе сердце»,   « Белый цветок», «Открытка для ветерана», «Бумажный бум».

Лев Николаевич Толстой писал: «...Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра…»

Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Чтобы у молодого поколения не было искажённых представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме на уроках или во время внеурочных занятий, параллельно  с обучением, основам наук, просто необходимо воспитывать духовно-нравственные ценности. Но нельзя забывать, что хорошее, доброе, красивое можно сформировать только хорошим добрым и красивым. Стремиться быть таким для педагога очень важно. Ведь учитель приобщает детей к знаниям, одновременно передаёт им свой опыт, предстаёт перед ними как образец для подражания. Для ребёнка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребёнок входит в мир знаний, осваивает духовно-нравственные ценности общества.  

  Прилагается технологическая карта к одному из   занятий по внеурочной деятельности «Вежливые ребята»

Статья на тему:

«Остаться человеком» -духовно-нравственное воспитание

личности на уроках и занятиях внеурочной деятельности

Автор:  

                   Рожкова Наталья Николаевна- учитель 1 в

                   




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ технологии на уроках и занятиях внеурочной деятельности.

Если составить портрет современного ученика, то можно увидеть, что всё больше и больше жизнь современных детей занимают новые технологии. Ученик XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации...

"ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДОГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Ф...

Статья на тему: "Словарно-орфографическая работа в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

Статья о трудностях работы со словарными словами в начальной школе и видах работы со словарем....

Воспитание толерантности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

   Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Поэтому, важнейшей задачей является форми...

Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"...