Воспитание толерантности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
статья

Булькова Ирина Семеновна

     Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Поэтому, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поговорим о толерантности.33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование городской округ Дзержинский                                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №3» им. Главного маршала авиации А.Е.Голованова                                                                                        140091 Россия, Московская область, пр. Пушкина д.2, тел. 8(495)551-45-09, факс 8(495)551-45-00

Воспитание толерантности

на уроках и

во внеурочной деятельности

в начальной школе

Учитель начальных классов     Булькова Ирина Семеновна

10.01.2018


Воспитание толерантности на уроках и

во внеурочной деятельности в начальной школе

В настоящее время все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семьи все чаще проникают и в школу.

Среди всего многообразия отношений в педагогическом процессе особое место занимает толерантность.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В русском языке слово толерантность означает «способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо». Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд всё перетрут», «Умный смиряется, глупый надувается», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости» и др. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало, и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности.

Итак, термин «толерантность» рассматривается как способность терпеливо или снисходительно (в позитивном смысле слова) относиться к другому, к его инакодействию или инакомыслию.

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Поэтому, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться. Поэтому она должна быть специально воспитана, сформирована. Несомненно, школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Доказано, что воспитание дисциплины и толерантности успешнее происходит в младшем возрасте.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников. Например, такие формы, как классные часы, игровые тренинги, коммуникативные тренинги, праздники, КТД, выставки, викторины и т.д. Методы: беседы, дискуссии, игровые методы, поощрение, пример, метод воспитывающих ситуаций, также использование произведений художественной литературы и кинофильмов.

На уроках окружающего мира в начальной школе изучается материал о многонациональной России, о культуре и традициях разных народов, населяющих нашу Родину. Работа педагога должна быть ориентирована, в первую очередь, на мотивационно-ценностную сферу ребёнка: необходима организация его диалога с культурой, сверстниками, педагогами, в котором ребёнок изучает себя и других, определяет свои симпатии и антипатии, приходит к определённым выводам.

Для воспитания толерантности школьников на уроках русского языка и литературы важно использовать материал, позволяющий найти отклик у учащихся, вызвать их интерес к культурам других народов.

Изучаются сказки народные и авторские, которые учат быть толерантными. Ведь у сказочных героев всегда много друзей не только людей, но и зверей, рыб, птиц. Потому что сказочные герои никогда не отказывают им в помощи, а они, в свою очередь, помогают героям. Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Например, Иван-дурак всегда потом оказывается Иваном-царевичем, Царевна-лягушка – Царевной прекрасной, гадкий утенок превращается в красивого лебедя.

Богатый материал для воспитания толерантности дают пословицы и поговорки. Сравнение пар пословиц из разных языков на одну тему позволяет обратить внимание ребят на единство духовных ценностей представителей разных народов.

Например, во всех культурах осуждается лень, халатность в труде, положительно оценивается трудолюбие, добросовестность в работе: русская пословица «Без труда не вынешь рыбку из пруда», английская – «Кошка хочет и рыбку съесть, и ноги не намочить», японская – «Не молись, а трудись», итальянская – «Ничего не делая, учишься делать плохо»; понятия добра и зла также оцениваются одинаково представителями разных наций: Добро, сделанное в тайне, вознаграждается явно (японская),Доброе намерение уже само по себе что-нибудь да стоит (английская),  Добро не умрет, а зло пропадет (русская),Лучше открытый упрек, чем тайная злоба (арабская).

А на уроках, изучая орфографию, можно использовать упражнения, в которых употребляются слова, относящиеся к понятиям добра и зла. Например,

  1. Объяснить правописание орфограмм.

Любо(ф,в)(ь), вра(к,г), т(и,е)рпение, ла(т,д), мудрос(д,т)(ь), капри(с,з), лес(д,т)(ь), ло(ш,ж)ь, сп(о,а)ситель, дру(к,г).

  1. Смысловая группировка.

– На какие две группы можно распределить данные слова?

Ответы детей: 1. С парными согласными и безударными гласными;

                         2.  С мягким знаком "Ь” на конце и без;

                         3.  Которые начинаются с гласной и с согласной.

Прошу подумать: «А могут ли эти слова относиться к одному человеку?» Ребята скажут, что часть слов можно отнести к хорошему, а часть – к плохому человеку. Хороший человек делает добро, а плохой – зло, поэтому эти слова можно разделить на добрые и злые. Группы слов по данному распределению можно подобрать на многие правила.

Такая работа помогает ребятам разобраться в понятиях "добро” и "зло”, учит группировать качества на положительные и отрицательные. Естественно, порой мнения могут оказаться противоречивыми. Ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ученика за ошибку. Нужно его и других учеников подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае не нужно преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные ситуации, характеризующие взаимоотношения людей, видеть их противоречивость и давать правильную оценку.

Работая с текстом, всегда можно интегрировать познавательные и воспитательные задачи.

1. Определить виды предложений по цели высказывания и по интонации.

2.   Найти в тексте предложение с однородными членами.

Люди отличаются друг от друга национальностью, одеждой, привычками, цветом волос, разрезом глаз, цветом кожи. Но все живут, учатся и работают вместе! Учись уважать других! Будь внимательным к окружающим тебя людям со всеми их физическими и религиозными различиями.

Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!

Конечно, каждый педагог решает сам, каким формам, методам и приёмам отдать предпочтение на уроках: это зависит от изучаемого материала, целей и задач урока.

Однако, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения “учитель – ученик”. Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем.

Необходимо понимать, что формирование толерантности должно носить комплексный, системный характер и учитывать индивидуальные особенности детей. В целях эффективности проводимой воспитательной работы следует параллельно осуществлять работу с родителями, так как они являются основными трансляторами ценностей для ребенка. Правильное понимание ими толерантности предполагает приложение определенных усилий, создания ситуаций, способствующих проявлению у ребенка сдержанности, уступчивости, терпимости.

Толерантность представляется нам одной из важнейших ценностей человека, поскольку реализуется и интегрируется во всех направлениях гражданского воспитания:

– в сфере нравственного воспитания толерантность предстаёт как милосердие, моральный выбор между добром и злом, должным и недопустимым;

– в патриотическом воспитании толерантность понимается как чувство личной ответственности за Отечество, любовь к России, своему народу, своей малой родине, через осознание своей гражданской, национальной идентичности;

– экологическое воспитание обращается к толерантности как ответственному отношению к природе, окружающей среде, своему краю, стране, планете;

– с точки зрения правового воспитания толерантность воспринимается как уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

– эстетическое воспитание рассматривает толерантность как ценностное отношение к прекрасному, признание гармоничного существования разного в едином;

– в трудовом воспитании толерантность – залог эффективного сотрудничества, бесконфликтного взаимодействия;

– с позиций интернационального воспитания толерантность видится как условие межнационального общения, проявление чувств единства, равенства и дружбы, объединяющих национальности России.

Для эффективности процесса воспитания толерантности необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности школьников: игры и игровые упражнения («Что можно сделать для друга», «Комплименты», «Солнышко милосердия» и др.), обсуждение и проигрывание ситуаций (После каникул одноклассник в первые два дня получил три двойки. Кто-то из детей говорит, что он «дурачок», что не надо с ним дружить. Твои действия. Ваш совет. Или другая ситуация. Во время перемены поссорились два одноклассника: один другого оскорбил, а тот в ответ толкнул его. Предположите, что может произойти дальше. Ваш совет.), экскурсии, фольклорные и тематические праздники, театрализованные представления (инсценировка русских народных сказок, сказок народов России или народов мира.)

Именно от педагогических усилий и личностных качеств формируемое у учащихся качество толерантности становится стабильным. Для толерантного человека быть терпимым, гуманным, уважительно относиться к чувствам других – позиция, норма жизни.

Но мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако, важен даже маленький шаг в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Азбука содержания животных"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования  второго поколения для обучающихся 1-4 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "В гостях у сказки" (театр).

Рабочая программа составлена в соответстввии ФГОС второго поколения для обучающихся начальной школы, рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа....

Статья на тему: «Остаться человеком» -духовно-нравственное воспитание личности на уроках и занятиях внеурочной деятельности

В концепции модернизации Российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников. Формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельнос...

Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения и физического воспитания на занятиях «Уроки здоровья» по внеурочной деятельности в начальной школе

Перед педагогом стоит задача сформировать  мотивационную  сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания на занятиях по внеурочной деятельности «Уроки здоровь...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

Под преемственностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения....

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"...