Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Азбука содержания животных"
рабочая программа на тему

Есионова Ольга Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования  второго поколения для обучающихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_._vn.1-4azb.sod_.zhiv_.docx73.23 КБ

Предварительный просмотр:

Морозовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Александровская средняя общеобразовательная школа

печ с подп

Утверждено

Приказ от 1.08 2016г № 5

директор  МБОУ Александровская СОШ

_____________ (Сулименко А.А.)

МП

        

        

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Азбука содержания животных»

на 2016-2017 уч. годы

Уровень общего образования

начальное общее

Количество часов 34

Учитель  Лукьяненко Ольга Николаевна

Пояснительная записка

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся разработана для обучающихся начальных классов, возраст – 6 - 9 лет на основе «Примерных программ внеурочной деятельности».  Начальное и основное образование / В. А.Горский,  А.А.Тимофеев и др. – М. : Просвещение, 2011. ISBN978-5-09-021779-8и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В.А. Ясвина «Азбука содержания животных».  Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Цель программы:

1. Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним.

2. Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными. 3. Привитие любви ко всему живому, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

3.Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.

Задачи программы:

1. Научить детей использовать имеющиеся знания о животных в повседневной жизни.

2. Обучить умению работать индивидуально и в группе; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

3. Развивать природные задатки и способности детей.

4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 (в редакции 23.07.2013г.)

 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

- Областной Закон "Об образовании в Ростовской области" (от 14.11.2013 г. № 26-ЗС).

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год;

Постановления:

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развития образования»  на 2013-2020 годы»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-  постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области  «Развития образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 года № 158 «О внесении изменений в  постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596».

Приказы:

- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №  1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2015 года № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год».

Распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Письма:

- письмо Минобразования России  от 31.10.2003 года № 13-51-263/123 «Об оценивании  и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 года № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

Устав МБОУ Александровская СОШ.

Принципы программы:

  Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.

  Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.

Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.

Направления реализации программы:

1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.

2. Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

4. Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.

5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

Место курса в учебной программе

Программа рассчитана на 33 часа, предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками из расчёта 1 час в неделю.

Базовые формы учебных занятий:

1. Информационные. Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.

2. Проектная деятельность.

3. Экскурсии.

4. Занятия - практикум.

5. Конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевая игра.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Первый уровень результатов:

- приобретение школьниками социальных знаний:

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др.  Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье. Животные, которые нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.

Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Неразлучники. Канарейка.

Основы аквариумистики. История аквариумистики. Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушки, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы, цихлиды, харациновые. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб.

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить кошек и собак к чистоплотности. Представление об условных рефлексах.

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.

Второй уровень результатов

- получение школьниками опыта переживания  и позитивного отношения к базовым ценностям общества:

Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия).

Формирование опыта сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования, гуманного отношения к животным, сопереживания.

Формирование потребности в активной личной поддержке акций, направленных на заботу о животных

Третий уровень результатов

- получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умений:

Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения с животными.

Владеть приемами ухода за различными видами животных (кошек, собак, птиц, хомяков, рыб), оборудования их жизненного пространства, правилами оказания первой помощи и использовать эти правила в быту.

Использовать терминологию, связанную с разведением животных.

Выполнять правила воспитания и дрессировки животных.

Фотографировать животных.

Организовывать фотовыставки.

Планируемые результаты освоения предмета.

   У обучающихся будут сформированы:

личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование

 следующих универсальных учебных действий (УУД):

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

Учится работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.

Оценивать правильность поведения людей в природе.

Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.

Называть условия, необходимые для жизни животных.

Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

Приводить примеры домашних животных своего края.

Анализировать тексты писем.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

         Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Формы подведения итогов:

Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работ юных любителей животных.

Достижения обучающихся фиксируется в «Портфолио».

Содержание программного материала

 1-2. Как животные оказались в нашем жилище?

Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

3. Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.

4-5. Почему мы любим животных?

Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

6. Практическая работа: конкурс эрудитов- любителей животных.

7-9. Собаки – самые верные друзья человека.

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии собак». Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

10.  Практические работы: просмотр видеоматериалов, заочное посещение выставки собак.

11-13. Кошки, которые не гуляют сами по себе.

Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что надо кошке для ее хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

14. Практические работы: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

15-16. Школа для ваших любимцев.

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Животные в цирке.

17-19. Пернатая радуга в комнате.

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы.

20-21.Что нужно птице для хорошего самочувствия.

Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

22.Практические работы: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки.

23-24. Взрослые, которые всегда готовы помочь.

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общества охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

25.Практические работы: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.

26-27. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Как достичь успеха в своем увлечении животными. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным, как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных.

28-29. Практические работы: освоение приемов фотографирования и рисования животных и птиц.

30. Итоговое занятие.

31. Подведение итогов занятий.

32-33. Практические работы: проведение выставки или презентаций.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятий

Содержание занятий

1.

6.09

Как животные оказались в нашем жилище.

Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные.

 

2.

13.09

Как животные оказались в нашем жилище?

 

Животные-помощники. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

3.

20.06

Как животные оказались в нашем жилище?

 

Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.

4.

27.09

Почему мы любим животных.

Как животные оказались в нашем жилище?

 

5.

4.10

Почему мы любим животных?

 

Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье, нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.

6.

11.10

Почему мы любим животных?

 

Практическая работа: конкурс эрудитов - любителей животных.

 

7.

18.10

 Собаки – самые верные друзья человека.

 

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки.

8.

25.10

 Собаки – самые верные друзья человека.

 

Выдающиеся собаки. «Профессии собак». Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки.

9.

8.11

 Собаки – самые верные друзья человека.

 

Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями.

10.

15.11

Собаки – самые верные друзья человека.

 

Практические работы: просмотр видеоматериалов, заочное посещение выставки собак.

 

11.

22.11

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

 

Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек.

12.

29.11

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

 

Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах.

13.

6.12

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

 

Что надо кошке для ее хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой.

14.

13.12

Кошки, которые не гуляют сами по себе.

 

Практические работы: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

15.

20.12

Школа для ваших любимцев.

 

Как приучить собак и кошек к чистоплотности.

16.

10.01

Школа для ваших любимцев.

Основы воспитания и дрессировки животных. Животные в цирке.

17.

17.01

Пернатая радуга в комнате.

 

Основы содержания комнатных птиц.

18.

24.01

Пернатая радуга в комнате.

 

Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка.

19.

31.01

Пернатая радуга в комнате.

 

Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы.

20.

7.02

Что нужно птице для хорошего самочувствия.

Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище.

21.

14.02

Что нужно птице для хорошего самочувствия.

Говорящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе.

22.

21.02

Что нужно птице для хорошего самочувствия.

Практические работы: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки.

 

23.

28.02

Взрослые, которые всегда готовы помочь.

 

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общества охраны животных.

24.

7.03

Взрослые, которые всегда готовы помочь.

 

Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

25.

14.03

Взрослые, которые всегда готовы помочь.

 

Практические работы: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным. Посещение ветеринарной клиники

26.

21.03

Мы в ответе за тех, кого приручили.

 

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Как достичь успеха в своем увлечении животными. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

27.

4.04

Мы в ответе за тех, кого приручили.

 

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным, как защищать животных от жестокого обращения.

28.

11.04

Практические работы: освоение приемов фотографирования и рисования животных и птиц.

Рисование с натуры.

29.

18.04

Практические работы: освоение приемов фотографирования и рисования животных и птиц.

 

Приёмы фотографирования.

30.

25.04

Итоговое занятие.

 

31.

2.05

Подведение итогов занятий.

Праздник «Наши любимцы».

32.

16.05

Практические работы: проведение выставки или презентаций

Выставка рисунков.

33.

23.05

Практические работы: проведение выставки или презентаций.

 

Фотомонтаж «Эти забавные животные».

 

 

Список литературы

1. Дрийверова М.У. У нас дома животные / М.У.Дрийверова. – М., 1995.

2. Жердев Э.С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э.С.Жердев. – М., 1988.

3. Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В.Круковер. – М., 1998.

4. Пайерс Х. Кошка / Х.Пайерс. – М., 1997.

5. Романова Н. Дайте кошке слово / Н.Романова. – М., 1996.

6. Старк К. Кошки и котята / К.Старк. – М., 1999.

7. Хэрриот Дж. О всех созданиях – больших и малых / Дж. Хэрриот. – М., 1995.

8. Ясвин В.А. Азбука содержания животных / В.А.Ясвин, М.Ф.Пупиньш. – М., 2001.

9.  Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.

        СОГЛАСОВАНО

  Протокол заседания

Педагогического совета

МБОУ Александровская СОШ  

от___1.08.2016_______ №_1____  

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Дармина Л.В.подп НИ

от_1.08 2016 года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. Программа позволит подготовить дет...

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "В гостях у сказки" (театр).

Рабочая программа составлена в соответстввии ФГОС второго поколения для обучающихся начальной школы, рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Олимпиец"

Рабочая прграммы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления составлена в соответствии ФГОС второго поколения, рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" Программа рассчитана  на 2 года обучения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности начального общего образования "Мир сказок".

Данная рабочая программа «Мир сказок» была разработана для того, чтобы повысить уровень сплоченности коллектива младших школьников, развивать у детей творческие способности, формировать у ...