Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"
рабочая программа (1, 2 класс) на тему

Попова Елена Евгеньевна

Программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" Программа рассчитана  на 2 года обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край муниципальное образование Белореченский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27                                                    хутора Кубанского

УТВЕРЖДЕНО

Решением педсовета протокол № 8

                                                    от  «31»    августа   2015 г.

Председатель педсовета

______________  И.Е. Печкуров

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Кружок  «Азбука содержания животных»

Ступень обучения (класс) начальное общее, 1-2 классы

Количество часов:   67 часов,  

Срок реализации: 2 года

Учитель: Попова Елена Евгеньевна

Рабочая программа   составлена на основе  авторской программы В.Я.Ясвина «Азбука содержания животных».  Сборник «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование»  под редакцией В.А.Горского.  Год издания – 2010, Москва  «Просвещение».  

1. Пояснительная записка

Рабочая программа   составлена на основе  авторской программы В.Я.Ясвина «Азбука содержания животных».  Сборник «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование»  под редакцией В.А.Горского.  Год издания – 2010, Москва  «Просвещение».  

     

Цели и задачи программы

    Цели программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными,  а также потребности в личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных, привитие любви  ко всему живому.

Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.

        Задачи:

- формировать  у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;

- воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных;

-улучшать психологическую и социальную комфортность в  едином  воспитательном пространстве;

-укреплять здоровье воспитанников;

-развивать творческую активность каждого ребёнка;

-укреплять связи между семьёй и школой.

      Программа «Азбука содержания животных» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. В современном обществе экологические проблемы продолжают углубляться в условиях крайнего дефицита экологической культуры общества. 
Данная программа носит личностно – развивающий характер. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа дает возможность его реализовать.

Программа рассчитана на 2 года  для учащихся начальной школы от 7 до 9 лет. Реализуется программа на занятиях внеурочной деятельности. Количество занятий - по1 часу в неделю в 1-2 классах. Всего 67 часов ( в 1 классе -33часа, во 2 классе -34 часа).
 

2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения с животными.
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Учится работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
  • Называть условия, необходимые для жизни животных.
  • Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
  • Приводить примеры домашних животных своего края.
  • Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
  • Овладеть навыками ухода за домашними животными.
  • Овладеть приемами фотографирования домашних животных.
  • Овладеть  некоторыми приемами дрессировки животных.
  • Овладеть приемами оказания первой помощи пострадавшим животным.

3. Содержание учебного курса.

  1. Как животные оказались в нашем жилище?

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.

 2. Почему мы любим животных?

Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животный во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.

 3. Собаки — самые верные друзья человека

Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.

 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе

Основы практической фелиологии — науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

 5. Пернатая радуга в комнате

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.

 6. Хомка и его ближайшие родственники

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.

Практическая работа: оформление места проживания хомячка.

 7. Рыбы — самые тихие соседи

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай — Европа — Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), хараци- новые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.

 8. Школа для ваших любимцев

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.

 9. Взрослые, которые всегда готовы помочь

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.

 10. Мы в ответе за тех, кого приручили

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.

Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.

 11. Итоговое занятие. Конференция, выставка

Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентаци,


 4.Тематическое планирование.

Тематическая таблица распределения часов по годам

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

1 кл.

2 кл.

Теория

1кл.

2 кл.

Прак-

тика

1 кл.

2 кл.

1

Как животные оказались в нашем жилище?

4

2

2

   2

1

1

2

1

1

2

Почему мы любим животных?

4

2

2

   2

1

1

2

1

1

3

Собаки — самые верные друзья человека

6

3

3

   2

1

1

4

2

2

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе

6

3

3

   2

1

1

4

2

2

5

Пернатая радуга в комнате

7

3

4

   2

1

1

5

2

3

6

Хомка и его ближайшие родственники

4

2

2

   2

1

1

2

1

1

7

Рыбы — самые тихие соседи

8

4

4

   2

1

1

6

3

3

8

Школа для ваших любимцев

9

4

5

   2

1

1

7

3

4

9

Взрослые, которые всегда готовы помочь

9

5

4

   2

1

1

7

4

3

10

Мы в ответе за тех, кого приручили

6

3

3

   2

1

1

4

2

2

11

Итоговое занятие. Конференция, выставка

4

2

2

   2

1

1

2

1

1

Итого

67

33

34

   22

11

11

45

22

23

        

4.Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№п\п

Название и раздел темы

Кол-во часов

Теоретическая

Практическая

1

Тема 1. Как животные оказались в нашем жилище?

4

Традиции содержания животных у разных народов

Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными

2

Тема 2. Почему мы любим животных?

4

Беседа о содержании и разведении животных как увлечение, как искусство и мастерство

Просмотр видео-слайдов

Работа с презентацией о животных на тему: животные, с которыми можно дружить

Вопросы, решение кроссворда

3

Тема 3. Собаки – самые верные друзья человека

6

Беседа о кинологии как о науке о собаках.

Работа с карточками «Породы собак». Просмотр видеоматериалов

Освоение практических навыков при выборе собаки. Основы воспитания щенка

Практическое занятие о выстраивании отношений с собакой и правилах её содержания

Работа с различной литературой о собаках

4

Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе

6

Беседа  о кошках, история домашней кошки

Работа с презентацией «Породы кошек», работа с фотографиями

Рассказы о кошках и их хозяевах. Освоение практических навыков по уходу за кошками

Работа с литературой

Игра, викторина

5

Тема 5. Пернатая радуга в комнате

7

Чтение научной литературы по данной теме, беседы с учащимися.

Игры, викторины.

Просмотр видеоматериалов о птицах, работа с презентацией, Освоение приемов чистки клетки.

Рассказы о птицах и их хозяевах

6

Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники

4

Чтение научной литературы по данной теме, беседы с учащимися.

Оформление места проживания хомячка.

7

Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи

8

Беседа о истории аквариумистики: -Китай-Европа-Россия.

Все, что нужно для аквариума: от грунта до осветительных приборов Подбор рыб, корма. Типичные ошибки.

Работа с презентацией

Создание своего аквариума

Наблюдение за аквариумными рыбками.

 Работа с литературой, представление своих работ по созданию аквариума. Освоение приемов чистки аквариума.

8

Тема 8. Школа для ваших любимцев

9

Беседа о воспитании и дрессировки кошек и собак. Методы  дрессировки животных династией Дурова.

Приучение животных к чистоплотности

Изучение основных приемов дрессировки и правила обращения с собаками

Просмотр видео-слайдов

Обучение домашних животных различным трюкам

9

Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы помочь

9

Знакомство (заочное) с организациями, учреждениями, связанными с содержанием животных. Средства массовой информации, посвященные содержанию животных.

Просмотр кинофильмов  Обсуждение. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим животным

10

Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приручили

6

Чтение художественной литературы .             4 октября- Всемирный день животных.

Освоение приемов фотографирования животных и птиц

Освоение приёмов рисования животных и птиц. Ведение дневника наблюдений.

11

Тема 11. Итоговое занятие. Конференция, выставка

4

Конференция.

Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Выставка фотографий и рисунков.

5. Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование учебного оборудования

1

Наглядные пособия

Плакаты по темам:

«Дикие и домашние животные»

«Домашние животные и их детеныши»

«Времена года»

«Декоративные птицы»

Карточки:

«Живая и неживая природа»

«Классификация животных»

«Дикие и домашние животные»

«Времена года»

2

Игры и игрушки

Игры, лото, викторины, игрушки-животные

3

Учебное оборудование

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

4

Технические средства

Компьютер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Используемая литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова,-М.: Просвещение, 2010.
  2. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Плешаков А.А. Зеленые страницы Текст. /А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2011.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: просвещение, 2011.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф.               Пупинын. — М., 2010.

Согласовано

на заседании МО учителей

начальных классов.

Протокол №

От «…» августа 2015г

Руководитель МО

_________ З. А. Терешкина

                     Согласовано

                     Заместитель директора по УВР

                      ________ Н.Н. Калинин

   

                     «____» августа 2015 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. Программа позволит подготовить дет...

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Азбука содержания животных"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования  второго поколения для обучающихся 1-4 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире животных"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире животных"...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...