Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" Программа рассчитана на 2 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край муниципальное образование Белореченский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 хутора Кубанского
УТВЕРЖДЕНО
Решением педсовета протокол № 8
от «31» августа 2015 г.
Председатель педсовета
______________ И.Е. Печкуров
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Кружок «Азбука содержания животных»
Ступень обучения (класс) начальное общее, 1-2 классы
Количество часов: 67 часов,
Срок реализации: 2 года
Учитель: Попова Елена Евгеньевна
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Я.Ясвина «Азбука содержания животных». Сборник «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А.Горского. Год издания – 2010, Москва «Просвещение».
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Я.Ясвина «Азбука содержания животных». Сборник «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А.Горского. Год издания – 2010, Москва «Просвещение».
Цели и задачи программы
Цели программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных, привитие любви ко всему живому.
Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.
Задачи:
- формировать у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
- воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных;
-улучшать психологическую и социальную комфортность в едином воспитательном пространстве;
-укреплять здоровье воспитанников;
-развивать творческую активность каждого ребёнка;
-укреплять связи между семьёй и школой.
Программа «Азбука содержания животных» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. В современном обществе экологические проблемы продолжают углубляться в условиях крайнего дефицита экологической культуры общества.
Данная программа носит личностно – развивающий характер. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа дает возможность его реализовать.
Программа рассчитана на 2 года для учащихся начальной школы от 7 до 9 лет. Реализуется программа на занятиях внеурочной деятельности. Количество занятий - по1 часу в неделю в 1-2 классах. Всего 67 часов ( в 1 классе -33часа, во 2 классе -34 часа).
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения с животными.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- Учится работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
- Называть условия, необходимые для жизни животных.
- Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
- Приводить примеры домашних животных своего края.
- Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
- Овладеть навыками ухода за домашними животными.
- Овладеть приемами фотографирования домашних животных.
- Овладеть некоторыми приемами дрессировки животных.
- Овладеть приемами оказания первой помощи пострадавшим животным.
3. Содержание учебного курса.
1. Как животные оказались в нашем жилище?
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
2. Почему мы любим животных?
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животный во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.
3. Собаки — самые верные друзья человека
Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.
4. Кошки, которые не гуляют сами по себе
Основы практической фелиологии — науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
5. Пернатая радуга в комнате
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.
6. Хомка и его ближайшие родственники
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
7. Рыбы — самые тихие соседи
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай — Европа — Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), хараци- новые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.
8. Школа для ваших любимцев
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
9. Взрослые, которые всегда готовы помочь
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
10. Мы в ответе за тех, кого приручили
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.
Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.
11. Итоговое занятие. Конференция, выставка
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентаци,
4.Тематическое планирование.
Тематическая таблица распределения часов по годам
№ п/п | Темы | Количество часов | ||||||||
Всего | 1 кл. | 2 кл. | Теория | 1кл. | 2 кл. | Прак- тика | 1 кл. | 2 кл. | ||
1 | Как животные оказались в нашем жилище? | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
2 | Почему мы любим животных? | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
3 | Собаки — самые верные друзья человека | 6 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 |
4 | Кошки, которые не гуляют сами по себе | 6 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 |
5 | Пернатая радуга в комнате | 7 | 3 | 4 | 2 | 1 | 1 | 5 | 2 | 3 |
6 | Хомка и его ближайшие родственники | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
7 | Рыбы — самые тихие соседи | 8 | 4 | 4 | 2 | 1 | 1 | 6 | 3 | 3 |
8 | Школа для ваших любимцев | 9 | 4 | 5 | 2 | 1 | 1 | 7 | 3 | 4 |
9 | Взрослые, которые всегда готовы помочь | 9 | 5 | 4 | 2 | 1 | 1 | 7 | 4 | 3 |
10 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 6 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 |
11 | Итоговое занятие. Конференция, выставка | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Итого | 67 | 33 | 34 | 22 | 11 | 11 | 45 | 22 | 23 |
4.Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№п\п | Название и раздел темы | Кол-во часов | Теоретическая | Практическая |
1 | Тема 1. Как животные оказались в нашем жилище? | 4 | Традиции содержания животных у разных народов | Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными |
2 | Тема 2. Почему мы любим животных? | 4 | Беседа о содержании и разведении животных как увлечение, как искусство и мастерство | Просмотр видео-слайдов Работа с презентацией о животных на тему: животные, с которыми можно дружить Вопросы, решение кроссворда |
3 | Тема 3. Собаки – самые верные друзья человека | 6 | Беседа о кинологии как о науке о собаках. | Работа с карточками «Породы собак». Просмотр видеоматериалов Освоение практических навыков при выборе собаки. Основы воспитания щенка Практическое занятие о выстраивании отношений с собакой и правилах её содержания Работа с различной литературой о собаках |
4 | Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе | 6 | Беседа о кошках, история домашней кошки | Работа с презентацией «Породы кошек», работа с фотографиями Рассказы о кошках и их хозяевах. Освоение практических навыков по уходу за кошками Работа с литературой Игра, викторина |
5 | Тема 5. Пернатая радуга в комнате | 7 | Чтение научной литературы по данной теме, беседы с учащимися. Игры, викторины. | Просмотр видеоматериалов о птицах, работа с презентацией, Освоение приемов чистки клетки. Рассказы о птицах и их хозяевах |
6 | Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники | 4 | Чтение научной литературы по данной теме, беседы с учащимися. | Оформление места проживания хомячка. |
7 | Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи | 8 | Беседа о истории аквариумистики: -Китай-Европа-Россия. Все, что нужно для аквариума: от грунта до осветительных приборов Подбор рыб, корма. Типичные ошибки. | Работа с презентацией Создание своего аквариума Наблюдение за аквариумными рыбками. Работа с литературой, представление своих работ по созданию аквариума. Освоение приемов чистки аквариума. |
8 | Тема 8. Школа для ваших любимцев | 9 | Беседа о воспитании и дрессировки кошек и собак. Методы дрессировки животных династией Дурова. | Приучение животных к чистоплотности Изучение основных приемов дрессировки и правила обращения с собаками Просмотр видео-слайдов Обучение домашних животных различным трюкам |
9 | Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы помочь | 9 | Знакомство (заочное) с организациями, учреждениями, связанными с содержанием животных. Средства массовой информации, посвященные содержанию животных. | Просмотр кинофильмов Обсуждение. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим животным |
10 | Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приручили | 6 | Чтение художественной литературы . 4 октября- Всемирный день животных. | Освоение приемов фотографирования животных и птиц Освоение приёмов рисования животных и птиц. Ведение дневника наблюдений. |
11 | Тема 11. Итоговое занятие. Конференция, выставка | 4 | Конференция. | Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. Выставка фотографий и рисунков. |
5. Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование учебного оборудования |
1 | Наглядные пособия |
Плакаты по темам: «Дикие и домашние животные» «Домашние животные и их детеныши» «Времена года» «Декоративные птицы» Карточки: «Живая и неживая природа» «Классификация животных» «Дикие и домашние животные» «Времена года» | |
2 | Игры и игрушки |
Игры, лото, викторины, игрушки-животные | |
3 | Учебное оборудование |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. | |
4 | Технические средства |
Компьютер Магнитофон Мультимедийный проектор |
Используемая литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова,-М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы Текст. /А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2011.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: просвещение, 2011.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
- Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2010.
Согласовано на заседании МО учителей начальных классов. Протокол № От «…» августа 2015г Руководитель МО _________ З. А. Терешкина | Согласовано Заместитель директора по УВР ________ Н.Н. Калинин
«____» августа 2015 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/02/picture-39024-1541154929.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"
Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. Программа позволит подготовить дет...
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС
Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-512384-1414864643.jpg)
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС
Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-608737-1426499011.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "Азбука содержания животных"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения для обучающихся 1-4 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-486882-1421489815.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире животных"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире животных"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457467-1402883853.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...