Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»
учебно-методический материал
В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника, но и обрести в будущем в основном звене уверенность в себе, выработать умение к самостоятельному применению полученных знаний на практике, что позволит ему стать успешным и найти себя ещё и в других областях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в организации внеурочной деятельности
«Начальная школа – основная школа»
Я начну своё выступление с притчи.
Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Есть ли у этой басни мораль?
Беда и одновременно вина устроителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных, забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Оптимальный выход - это создание системы вариативного образования. Совместима ли она с образовательными стандартами?
Да, если понимать под стандартом необходимый каждомуминимум, обеспечивающий им двигательную активность, интеллектуальное развитие и нравственный рост личности. Трудности отбора такого минимального содержания образования очевидны, но преодолимы. Есть большая вероятность, что при наличии новых образовательных стандартов, мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.
Сегодня нам предложен большой спектр программ организации внеурочных занятий, но практически все они в той или иной степени требуют адаптации, переработки с учетом специфики нашего образовательного учреждения. Поэтому нам необходимо продумать, каким образом будут продолжены программы внеурочной деятельности, начатые в начальной школе. Каким образом могут быть продолжены содержательные тематические линии, какие технологии и методики организации внеурочной деятельности могут быть использованы. Здесь также требуется творчество педагогов, тесное взаимодействие, обмен опытом и творческими наработками.
Совместно с учителями начальной школы нашего образовательного учреждения был разработан и внедрен курс внеурочной деятельности «Юный математик». Совместно с учителями математики был разработан курс внеурочной деятельности основного общего образования «Юный математик». Необходимо и в других предметных областях разрабатывать и внедрять курсы внеурочной деятельности с учетом преемственности.
Проблемы преемственности образования являются системными и решать их нужно сообща, привлекая положительный опыт разных образовательных учреждений.
Это:
совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов
В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход.
Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника, но и обрести в будущем в основном звене уверенность в себе, выработать умение к самостоятельному применению полученных знаний на практике, что позволит ему стать успешным и найти себя ещё и в других областях.
Методы начальной школы: дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры; практические; индуктивные, дедуктивные; частично-поисковые, проблемные методы, проекты, «портфолио» с переходом в основное звено трансформируются в исследовательские, самостоятельную работу; игровое моделирование, деловые учебные игры. Выявлять в ребенке потенциальные и уже имеющиеся возможности позволяет метод наблюдения за детьми.
Для организации внеурочной деятельности в школе имеются все необходимые УСЛОВИЯ: материально-технические, кадровые, информационно – методические, психолого – педагогические, санитарно – гигиенические, финансово – экономические.
Активное включение родителей в организацию ВД: проведение диагностики среди родителей с целью выявления актуальных запросов по направлениям ВД, мониторинга удовлетворенности организацией ВД и начальной школе и т.д. Родители оказывают влияние на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогают в организации внеурочной деятельности класса и принимают в ней участие.
Таким образом, сделаем обобщающий вывод: внеурочная деятельность – это индивидуальная, парная и групповая деятельность ученика и учителя по самовоспитанию, саморазвитию, самостроительству личности ученика.
Во внеурочной деятельности учитель не должен быть преподавателем!
Своё выступление я закончу словами кандидатов педагогических наук – П.В. Степанова и Д.В. Григорьева: «Внеурочная деятельность-это организуемая педагогами (самостоятельно или совместно с детьми и их родителями) деятельность школьников вне урока, направленная на удовлетворение их индивидуальных потребностей и достижение ими личностных и метапредметных результатов образования».
Предлагаю внести в проект решения педсовета следующее:
-Провести совместное заседание методических объединений учителей начальной школы и учителей предметников по совместному выбору курсов внеурочной деятельности в основной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников
Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...
Модель организации внеурочной деятельности начального общего образования
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать поз...

Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование
Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование, под редакцией В.А.Горского...

Преемственность математического образования между ДОУ- начальная школа -основная школа
Принцип преемственности на современном этапе становится предметом особого психолого-педагогического анализа. Преемственность - это внутренняя органическая связь общего, физического и духовного развит...

Статья: «Проблемы преемственности по развитию речи учащихся начальной и основной школы» для учителей 4 и 5-х классов
Из опыта работы учителя начальных классов над развитием речи учащихся...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»
Под преемственностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения....

