Статья: «Проблемы преемственности по развитию речи учащихся начальной и основной школы» для учителей 4 и 5-х классов
статья по русскому языку (4 класс)

Фролова Марина Владимировна

Из опыта работы учителя начальных классов над развитием речи учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Проблемы преемственности по развитию речи учащихся начальной и основной школы»

для учителей 4 и 5-х классов

Я работаю учителем начальной школы 31 год. По УМК «Школа 21 века» я работаю 12 год, т.е. выпускаю третий по счету класс.

Над развитием речи учащихся я работаю с 1 класса. И к концу 4 класса учащиеся умеют правильно строить текст (вступление, основная часть, заключение), определять тему и основную мысль, озаглавливать его (заголовок отражает тему текста). Правильно оформлять текст на письме (абзацы пишутся с красной строки). Использовать предложения с однородными членами, сложные предложения, правильно ставить знаки препинания.

Определять вид текста (повествование, рассуждение, описание). Использую памятки (показать).

Самый трудный вид работы для учащихся – это написание сочинения. Сочинить текст –повествование или рассуждение на определенную тему дается детям легче, чем сочинение описание. Чаще всего учащиеся перечисляют признаки какого-то предмета, а текста не получается.

На примере одного из своих уроков я хочу показать, как я работаю над написанием сочинения, включая в текст – повествование элементы описания.

В каждом классе есть сильные ученики, средние и слабые. Чтобы к концу урока у всех учащихся получилось написать сочинение, я организовываю работу дифференцированно в разноуровневых группах.

Урок начинаю с загадки: 

Кто два раза родился:

В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий?

На экране картинки с птицами.(слайд) Дети их называют. Идет беседа по вопросам и учитель спрашивает, как можно знания о птицах использовать на уроке русского языка? (Написать текст.) Какой это будет текст ? (повествование) Что еще можем включить в текст? (Как птичка выглядит, т.е описание)

Дети определили тему: сочинение повествование с элементами описания.

Затем мы вспоминаем части текста и составляем план. На данном уроке я даю уже готовый план, части которого перепутались, когда я доставала их из конверта. Дети расставляют их по порядку, определяют, какой вид текста представляет каждая часть..

Над первой частью мы работаем коллективно (слайд). У каждого текст есть на карточке и слова дети только  вписывают.

Далее идет подготовительная работа к написанию второй части текста. Дети определяют, что должен быть переход между частями и выбирают из предложенных вариантов.

-Моё внимание привлекла…

 -Я заметил у кормушки…..

 - Вот к кормушке подлетела стайка…..

-Среди всех птиц выделяется…..

Затем составляется план описания (слайд)

Размер

Внешний вид, окраска (грудка, спинка, хвостик, крылья, головка)

Чем питается

Особенности поведения

Обговариваем, слова какой части речи используем для описания. Какие используем средства выразительности (эпитеты, сравнения)

Прежде, чем начать работу по группам, дети читают название третьей части и предлагают варианты, о чем они напишут в заключении.

После этого мы приступаем к работе в  разноуровневых группах. У каждой группы своя картинка с изображением птицы и задания в конверте.

У Вас тоже картинки с птичками и карточки в конвертах. Я попрошу Вас определить какое задание должны были выполнить дети и для группы детей с каким уровнем успеваемости оно предназначалось.

Попробуйте выполнить данное задание.

Дети по группам дописывают заключительную часть и придумывают заголовок.

При проверке представители каждой из групп зачитывают получившуюся основную часть. Звучит пение этой птички.

И с места мы слушаем варианты заключительной части.

Такая работа требует большой подготовки учителя к уроку . Но результаты налицо: все дети написали сочинение, даже самые слабые; творческая работа в группах нравится детям и трудные и нелюбимые учащимися уроки развития речи не вызывают негативных эмоций. Я не даю детям заданий на дом написать какое-либо сочинение, так как в начальной школе чаще всего за детей пишут родители или используются ресурсы интернета . Я стараюсь развивать речь детей все таки на уроках.