Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального общего образования
учебно-методический материал по чтению на тему

Миронович Татьяна Валерьевна

Работа направлена на развитие речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

“Развитие речи учащихся –

одна из основных задач

начального образования”

Тула 2014

   Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.

   Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура общения.

   Научиться хорошо и правильно  выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.

   Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка. Развитие речи происходит на уроках природоведения, математики, музыки, рисования. Описывая какое- либо животное, его образ жизни, ученик должен употребить такие слова, которые сделали бы его характеристику яркой, полной и точной. Очень важно привлекать всех учеников к анализу полученного ответа, чтобы они дополняли, уточняли, поправляли друг друга. А это требует большого внимания к слову – своему и товарищей.

   Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. Я придаю большое значение развитию выразительного чтения, так как оно способствует развитию художественных способностей, содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся.

   Звуковая сторона, принадлежность устной речи, является не только обязательной формой её материального существования, но и одним из важных факторов его выразительности. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, её способность оказывать определённое воздействие на слушателей. Поэтому в работу над развитием устной речи своих учеников, в качестве обязательного элемента, включаю работу над звуковой её стороной.

   Было бы ошибочно считать, что работа над звуковой стороной служит только развитию устной речи учащихся. От уровня развития произносительно-слуховой культуры детей (чёткость дикции, умение определять место ударения в слове) зависит их орфографическая грамотность. С работой над звуковой стороной речи тесно связано и формирование пунктуационного навыка.

   Работу я начинаю с отработки чистого произношения звуков, используя на своих уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки.

     1) Отчётливо произнеси слоги (тихо – чуть громче – громко – в полголоса - тихо)

Ди – дэ – да – до – ду – ды

     2) Отчётливо и быстро читай слоги.

     3) Доскажи строку:

Ша – ша – ша - … (мама моет малыша)

     4) Доскажи строку:

Ры – ры – ры –  в лесу летают … (комары).

   Чтобы научить детей внятно и чётко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, использую чистоговорки, которые необходимы в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шёпотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно). Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорки, которая вносит эмоциональную разрядку в урок.

   Следующая ступень ознакомления детей со звуковой стороной слова – слоговой анализ слов.

   На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме отрабатывать навыки слогового анализа, потому что слог – это ключ к чтению. Мир слов очень похож на ребячий мир: слоги и слова, как дети, любят прятаться, устраивать розыгрыши, шутить, превращаться. Игровые моменты и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову. Это умственные задачи сложного порядка, когда ребёнок задумывается над словом, его строением. В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания. Одновременно с этим происходит процесс осознанного овладения специальными терминами, необходимыми для общения в период изучения слова, как единицы языка (“слово”, “звук”, “слог”, “ударение”).

   Слово – это часть строительного материала для предложения. Если не научить понимать часть, значит дети не смогут понять целого. Если ребёнок не приучен вникать в смысл слова, плохо понимает его значение, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета.

   Скудный словарный запас  ученика лишает его успешной работы . Поэтому моя  задача – не просто познакомить своих ребят с новым словом, его лексическим значением и правильным написанием, но и сделать слово объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Я как учитель, должна подготовить своих учеников к изучению лексики в последующих классах, чтобы они научились выбирать наиболее подходящее слово для выражения мысли, умели устранять однообразное употребление слов в речи, различать разные значения одного и того же слова. Чтобы добиться этого нужно, прежде всего, вместе с детьми выяснить:

Каким может быть слово?

Слово: убедительное

  живое

        трепетное

          волнующее

                занимательное

      уместное

     красивое

       искреннее

   А также вместе с ребятами выяснить:

А что же может сделать слово?

Слово может: обогатить

                                      растревожить

                               озадачить

                               успокоить

                             излечить

                             побудить

                        спасти

                      убить

   Ведущим направлением в развитии речи учащихся является словарная работа, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста. Поэтому на каждом уроке я знакомлю детей с этимологией, историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами, оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – факт ушедшего быта, представлений и верований наших предков, реальные события нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться, иметь представление о прошлом данной народности, об её материальной и духовной культуре.

   Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. А делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При работе с синонимами я использую следующие упражнения:

          - соедини слова в пары (метель, рубеж, граница, вьюга);

          - запишите слова в порядке уменьшения качества (маленький, небольшой, крохотный);

          - запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить (пунцовый, кумачовый (флаг, мак));

          - некоторые глаголы замените словами, близкими по значению (тихо реветь; как белуга, плакать; слегка трепетать; от страха робеть).

   Интерес школьников к слову, стремление обогатить свой словарь развивается в том случае, если возникает и растёт потребность в понимании слова, его многозначности. На близком и понятном детям материале знакомлю их с полисемией и фразеологией.

Идёт: человек

      лёд

            письмо

          весна

   Многозначность слова легко выделить в стихотворении, а затем объяснить его значение:

Сказала мама Славке

- Холодно в лесу.

Надень под куртку шарфик,

Ведь осень на носу.

И Славка – дошколёнок

Задумался всерьёз:

Оранжевая осень

На чей же села нос?

   Далее можно рассмотреть фразеологические обороты:

Повесить нос – огорчиться;

Водить за нос – обманывать;

Зарубить себе на носу – запомнить.

      Понимание того, что каждое слово имеет своё значение, что употребление слова зависит от цели высказывания, стиля речи, развивает у детей потребность внимательно относиться к выбору слова, узнавать новые слова. Работа с синонимами и антонимами раскрывает лексическое богатство русского языка и открывает путь к овладению этим богатством.

   В отличие от слова, предложение обладает смысловой и интонационной законченностью, что помогает детям в восприятии и осознании речи.

   Исключительно широкие возможности для усвоения детьми сущностных признаков предложения заключает в себе такой вид заданий, как восстановление деформированных предложений и составление предложений из данных слов. Задания по составлению предложений являются прекрасными подготовительными упражнениями к собственному сочинительству. Сочинения – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир ребёнка. Весь окружающий ребёнка мир должен стать предметом его мысли, рассуждений на уроке. С большим увлечением дети рассказывают о природе, делятся своими впечатлениями во  время экскурсий. Всё это, как и содержательные и эмоциональные рассказы учителя, которые я тщательно подбираю и продумываю к любому уроку, используя при этом как художественную, так и познавательную литературу, создаёт радостную атмосферу открытий. По-новому взглянув на окружающий мир, ребята вместе со мной и своими товарищами на каждом шагу делают свои маленькие открытия. И здесь речь моих детей становится внутренне необходимой, она возникает из естественной жизненной ситуации. Создание мною на уроке ситуаций делового общения детей в процессе познания, опыт устного высказывания станут надёжной опорой для работы над развитием письменной речи.

   Развитию образного мышления, эстетического вкуса учащихся, активизации художественного творчества способствует на уроках чтения использование метода творческого чтения, который осуществляется посредством таких приёмов, как выразительное чтение учителя, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение, беседа, направленная на выяснение впечатлений от прочитанного произведения и др.

   В связи с тем, что целью художественного чтения является не только знакомство учащихся с тем или иным произведением, но и развитие их творческого воображения, раскрытие идеи произведения, при чтении я использую все элементы выразительности и стараюсь умело их применять для достижения поставленной задачи.

   Первое знакомство с художественным произведением, я считаю, необходимо начинать с работы над образностью поэтической речи, отыскивая доступные пути понимания языка, текста.

   С этой целью уже со второго класса я знакомлю детей с такими понятиями, как “сравнение”, “этикет”, “метафора”, “олицетворение”. Ребята их находят сами; подбирают свои эпитеты к тому или иному слову. Используя образные средства языка, стараюсь развивать у детей наблюдательность, сформировать образное мышление.

   В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности – интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой. При чтении же художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям. Поэтому я учу детей нужной интонации. Вот некоторые примеры заданий:

          1) Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, ласку, печаль).

          2) Прочитай предложение, выражая восхищение, сочувствие, совет.

          3) Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию

(или интонацию радости, страха, гордости), вырази удивление, огорчение.                

          4) Прочитай несколько предложений с разными интонационными оттенками.

   Дети стараются уловить именно ту интонацию, которую использует учитель, а потом копируют, поэтому я считаю, что чтение учителя – это своего рода образец выразительного чтения для учащихся. Сама я читаю так, чтобы у детей появился познавательный и эмоциональный интерес к данной работе.

   Работу с текстом провожу очень тщательно. Стараюсь ставить так вопросы перед учащимися, чтобы они позволили по-другому взглянуть на прочитанное, углубить первоначальное понимание. Практикую свободные высказывания детей, без наводящих вопросов. Каждый может говорить то, что хочет, и так, как может. Все виды заданий направлены, прежде всего, на развитие устной речи.

   Много приходится работать со стихотворениями лирического характера, так как для полноценного восприятия дети должны проникнуться эмоциональным состоянием героя, почувствовать, пережить то, что его волнует. Я заметила, что эмоциональная сфера младших школьников развита недостаточно для того, чтобы сопереживать, сочувствовать читаемому. Поэтому моя задача – разбудить, развить эмоции и чувства своих учеников, добиться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту. Для решения этих задач использую беседы, опираясь на впечатления учащихся. Наряду с этим отрабатываю навыки осознанного восприятия текста, его понимания. А для этого я использую такие вопросы:

           - Понравилось ли произведение? Чем?

           - Что особенно запомнилось?

           - Какие картины вы представили себе, когда слушали произведение?

           - С каким чувством поэт рисует картины?

   На всех этапах работы со стихотворением, стараюсь сохранить то чуткое эмоциональное состояние класса, которое возникло первоначально, чтобы за каждым словом, за каждой строкой дети учились видеть яркую картину, описанную поэтом. Предлагаю выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по моему заданию. Выборочное чтение обычно сопровождаю беседой-размышлением, для чего предлагаю следующие вопросы:

            - Какое настроение возникает при чтении этих строк?

            - Какие слова помогают создать автору то или иное настроение?

            - Почему автор сравнивает?

            - Как вы понимаете смысл этого выражения?

            - Какие звуки повторяются в этой строчке?

            - и  многие другие вопросы.

   Чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку стихов, использую замену авторского слова или словосочетания другим, близким по смыслу словом. Для развития ярких образных представлений применяю иллюстрации или предлагаю ребятам представить себя художниками и рассказать, какую иллюстрацию они нарисовали к данному стихотворению. Чтение каждого ученика сопровождаю анализом, оценкой, в которой участвует весь класс.

   Итак, вся вышеизложенная мною работа направлена на развитие речи учащихся – одной из основных задач начального образования.