Мониторинг деятельности учащихся, как инструмент внедрения ФГОС Начального Общего Образования
методическая разработка (1 класс) по теме

Нестерова Любовь Владимировна

 

…Чтобы  система обучения,

 была более устойчивой,

её периодически надо трясти.

Контрольные работы, срезы, тесты, анкетирование, комплексные работы, наблюдения, проверки техники чтения, изложения, диктанты -являются  элементами  мониторинга и позволяют встряхнуть не только учеников, но  и  учителя.

 Пожалуй, одним из самых модных в педагогической среде сегодня является термин «мониторинг». Однако далеко не все хорошо представляют, что же это собственно такое.

 

         Мониторинг – это способ непрерывного научно-обоснованного

слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора   средств их решения.

 

Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса    трудно представить  успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок  не позволяет объективно оценивать деятельность   ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.

Цель мониторинга:

–       проанализировать и оценить результативность обучения;

–       оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;

–       проанализировать успешность обучения  

–       обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.

  Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon shkola_no6.zip2.9 МБ

Предварительный просмотр:

 

  Мониторинг деятельности учащихся,  как инструмент

 внедрения ФГОС Начального Общего Образования

……………………………………………………………………..

…Чтобы  система обучения,

 была более устойчивой,

её периодически надо трясти.

Контрольные работы, срезы, тесты, анкетирование, комплексные работы, наблюдения, проверки техники чтения, изложения, диктанты -являются  элементами  мониторинга и позволяют встряхнуть не только учеников, но  и  учителя.

 Пожалуй, одним из самых модных в педагогической среде сегодня является термин «мониторинг». Однако далеко не все хорошо представляют, что же это собственно такое.

        Мониторинг – это способ непрерывного научно-обоснованного

слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора   средств их решения.

Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса    трудно представить  успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок  не позволяет объективно оценивать деятельность   ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.

Цель мониторинга:

  1. проанализировать и оценить результативность обучения;
  2. оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
  3. проанализировать успешность обучения  
  4. обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.

  Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.  

При проведении мониторинга учитываем:

  1. Учебные возможности младших школьников;
  2. Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
  3. Коррекционную работу на перспективу.

Рассмотрим  внутреннее и внешнее строение мониторинга

Вот его внешнее строение:

По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных управленческих компонента:

  1. контроль и экспертиза различных сторон деятельности и система информационного обеспечения управления.

Он основывается на этих компонентах, но не заменяет их, т.к. не может быть ни контролем, ни экспертизой, ни системой информационного обеспечения.

Более того, без существования в школе всех этих систем организация мониторинга невозможна.

 

Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информации обеспечения управления и экспертизы.

Мониторинг как самоцель имеет мало смысла, он должен отвечать существующим на данный момент   запросам.  

 Выделим  виды   мониторинга и  его задачи

Применительно к школе можно выделить такие виды мониторинга:

  1. по целям –
  1. оперативный
  2.  стратегический,
  3. тактический
  1. по этапам обучения –
  1. входной  
  2. учебный  
  3. итоговый

  1. по временной зависимости –
  1. ретроспективный;
  2. предупредительный  
  3. текущий

 

  1. по охвату объекта наблюдений –
  1. локальный;
  2. выборочный;
  3. сплошной
  1. по организационным формам –
  1. индивидуальный;
  2. групповой;
  3. фронтальный

 

Как же рациональнее организовать мониторинг в школе?

3 этапа

        

        

        

        


Наибольшего времени требует II этап -практический – основной элемент в организации мониторинга. К нему надо хорошо подготовиться, он предполагает разнообразие видов деятельности.

Не менее важен III этап – аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц и диаграмм.

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.

При осуществлении мониторинга учитель обладает надежной и достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга.

Объекты мониторинга:

  1. Универсальные учебные действия младших школьников;
  2. Психолого - педагогические условия обучения;

3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе:  проектное обучение,   личностно-ориентированное обучение,проблемное обучение, здоровьесберегающее.  

4. Внеурочная деятельность

Программа действий мониторинга (алгоритм)

  1. Определение раздела программы, с которого следует начать обучение каждого учащегося.
  2. Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель – определить какими умениями школьник владеет изначально).
  3. Промежуточный контроль.  
  4. Повторная коррекция.
  5. Контроль (контрольная работа, диктант, списывание и т.д.)
  6. Анализ. Педагогический анализ (что положительного, отрицательного).
  7. Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы удачны и результативны.
  8. Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется).
  9. Диагностика (по данным заключительного теста степень достижения должна быть не ниже 85%).
  10. Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур повторяется для каждого блока учебных целей).

Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг результатов учебной деятельности учащихся.

Педагогический мониторинг – это   анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.

Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область.   Определяем периодичность проведения мониторинга. В данном случае отслеживалась работа по написанию изложения текста, решение задач разных видов, проверка техники чтения.

Точно также я провожу мониторинг и по другим областям : списывание текста, вычислительные навыки, знание таблицы умножения и т.д.

Результатом всех видов мониторинговых работ, проводимых в первом классе, является сформированность универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Эти данные сначала заносятся в таблицы, а потом составляется диаграмма формирования УУД.

Во втором классе проводится такая же работа.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы:  психолога,  логопеда.

Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные  способы помощи  детям, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.

Внедрение мониторинга служит благоприятной цели:

  1. созданию личностно ориентированной модели образования и способствует созданию комфортных условий каждому ученику.

Мониторинг как средство отслеживания результатов   учащихся полностью оправдывает себя:

  1.  выявляет «западающих» тем;
  2.  Помогает определить детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
  3. заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;
  4. повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
  5.  способствует усилению успешности учащихся.

Закончить мне хочется словами:

Нельзя открыть новые моря и океаны, если не решиться отплыть от берега.

Проведение и экспертиза мониторинга - это действительно открытие нового не только для учителя, но и для учеников, поэтому я стараюсь качественно заниматься мониторингом, так как хочу , чтобы мои дети стали уверенными , успешными деятелями.

  

Функции управления, обеспечивающие получение обратной связи

Мониторинг

Система сбора анализа, информации

Система полученных данных для принятия стратегических и тактических решений

Наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза

Информация для принятия решений

Экспертиза деятельности

Система информации

Система контроля

Постановка цели

Выбор информации

Определение объекта

Определение направлений и отбор критериев

Вывод

Обработка полученной информации

Систематизация информации, анализ

Рекомендации

I этап

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Сбор информации

наблюдение

анализ документов

контроль ЗУН анкетирование, тестирование, самооценка

II этап

ПРАКТИЧЕСКИЙ

III этап

АНАЛИТИЧЕСКИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.

Материал поможет педагогам в организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС и заставит взглянуть на внеурочную деятельностьучащихся как на социально-пе...

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

       Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая в урочное и  внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся ...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения  здоровьесберегающих технологий в организации образовательной  деятельности в условиях  реализации ФГОС начального общего...