Статья "Развитие речи учащихся начальных классов".
статья на тему

Заходяева  Любовь Анатольевна

Развитие речи-важная задача обучения родному языку.Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-его дошкольный и школьный периоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме

"Развитие речи учащихся начальных классов".

Учитель: Заходяева Л.А.  МОУСОШ №19

Развитие речи-важная задача обучения родному языку.Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-его дошкольный и школьный периоды.

К семилетнему возрасту дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса( в пределах разговорного). Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятия речи и говорение. Существует несколько условий успешного развития речи, формирование речевых умений и навыков у детей.

Эти условия я применяю на уроках обучения грамоте и литературного чтения(1класс), на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства(2-4 классы).

1-ое условие: потребность общения.

Ребенок попадает в такие ситуации, которые определяют мотивацию речи. Перед ним стоит необходимость речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е.слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Учителю необходимо дать детям образцы речи, или создать речевую среду. Для этого проводятся беседы по картинкам, по материалам наблюдений за окружающими ребенка предметами. Исходя из этого пополняется словарный запас школьников.

От того, какая у ребенка речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.

2-ое условие: овладение чтением и письмом.

И чтение, и письмо-это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Поэтому с первых дней обучения ребенка в школе, необходимо четкое проговаривание звуков и написание букв, слогов, а затем предложений.

Особое внимание в развитии речи детей я уделяю работе над словом, словосочетанием, предложением. Словарная работа дает материал для предложений, для подготовки к рассказу, сочинению, изложению.

Оценивая высказывания ученика, необходимо определять, какие в нем заключены мысли и как они переданы учеником. Он выделяет аспекты анализа и контролирует их:

1) отбор слов.

2) грамматическую конструкцию составленных предложений.

3) логическую связь отдельных частей высказывания.

Названные аспекты должны показать учителю, умеет ли ученик (говорящий или пишущий) стать на точку зрения слушателя и соответствует ли высказывание замыслу автора.

Обучение связной речи.

Работа с текстом.

Формирование этих умений начинается с уроков литературного чтения и обучения грамоте(1класс) и связывается прежде всего с работой над заглавием. В процессе работы над текстом- при обучении пересказу и работе над изложением- формируется умение соотносить содержание текста с заглавием. Ученик отвечая на вопрос: "Почему рассказ так назван?", учится обращать внимание на связь между содержанием и заглавием. Вдумываясь в заглавие, ребенок выделяет основную мысль всего текста или частей. Вчитываясь в заглавие темы, дети учатся ориентироваться в теме, границах темы и в содержании, осознавать то главное, что следует раскрыть в своем сочинении. Я практикую необходимость проведения разнообразных упражнений, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При чтении больших по содержанию рассказов, сказок, учащиеся составляют план, т.е. делят текст на части и озаглавливают их. По составленному плану ребенок пересказывает все произведения. Наиболее полюбившихся персонажей или героев дети изображают графически т.е.делают рисунок.

Работа над предложением.

Уже в период обучения грамоте уч-ся выделяют отдельные признаки предложения. На уроках русского языка учитель помогает детям овладеть приемами рассказывания предложений в контексте. Первоклассники учатся самостоятельно опознавать предложения по смысловым вопросам: ( о ком?, о чем?) говорится в  предложении.

Особое место на уроках русского языка я отвожу специальным упражнениям по дальнейшему ознакомлению учащихся со структурными особенностями связного сообщения.

Цель таких упражнений- помочь учащимся осознать основные признаки текста, такие, как наличие заголовка, завершенность, тематическое единство и информативность.

Но еще большее значение имеют специальные обучающие упражнения, которые проводятся в процессе подготовки к высказыванию. Эти упражнения, связанные со структурой и композиционными особенностями, с особенностями типа сообщения, с исправлением недочетов речи и построением предложений, а также рассказывание на какую-либо тему.

В  1 и 2  классах я работаю над составлением детьми свободных рассказов о том, что они видели и наблюдали. Ученики говорят о том, что они хорошо знают, чаще всего в той последовательности, в какой все происходило в жизни. Цель свободных рассказов: развивать у детей наблюдательность, вызывать желание делиться своими впечатлениями, формировать умение живо и эмоционально рассказывать об увиденном и пережитом.

Эти рассказы требуют минимальных умений и являются наиболее простыми высказываниями. С помощью учителя первоклассник должен выделить основные мысли, установить логические связи, осознать композицию текста, овладеть содержанием, структурой и языком произведения прежде, чем пересказывать текст.

В 1 классе для составления рассказов я использую серии картинок. Все картинки объединены общей темой. Расположенные в нужном порядке, они помогают осознать не только содержание, но и структуру повествования, помогают в обучении рассказыванию по плану.

С первых уроков русского языка начинается также работа по формированию умений и навыков в письменной речи. Возможность такого раннего обучения обеспечена начальным этапом- уроками обучения грамоте, на которых одновременно с навыками чтения и письма учащиеся получают первые навыки в связной речи. В процессе этих занятий в самой устной речи закладывается основа развития письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся начальных классов.

Развитие речи-одна из сложных задач на уроках русского языка. Разнообразные творческие работы помогают решить эту проблему....

Программа развития речи учащихся начальных классов

Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использо...

Диагностика речи учащихся начальных классов по Фотековой.

Доступный материал для диагностики речевых нарушений....

Развитие речи учащихся начальных классов как показатель профессионализма учителя.

Для развитие речи учащихся на разных уроках я использую различные виды работ. Некоторые виды представлены в презентации. Например: рассказать как идет работа над текстом, написание мини-сочинения на о...

Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов

Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие...

Способы, направленные на развитие орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов

Упражнения, используемые на уроках русского языка и литературного чтения для развития орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов....