Диагностика речи учащихся начальных классов по Фотековой.
методическая разработка по логопедии по теме

Бакаева Ирина Юрьевна

Доступный материал для диагностики речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 01_diagnofotekovoi.doc71 КБ
Microsoft Office document icon 02_kartaobsledetmeto_fotekova.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование речи младших школьников.

Устная речь.

Блок 1. Экспрессивная речь

Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания

120

А)исследование звукопроизношения

30

Собака – маска - нос          Щука – вещи – лещ

Сено – косить – высь         Чайка – очки – ночь

Замок – коза                         Рыба – корова – топор

Зима – ваза                            Река – варенье – дверь

Цапля – овца – палец           Лампа – молоко – пол

Шуба – кошка – камыш       Лето – колесо – соль

Жук - ножи

Б)Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

15

Скакалка                                   Кинотеатр

Космонавт                                 Баскетбол

Космонавт                                 Перепорхнуть

Милиционер                              Аквалангист

Сковорода                                  Термометр

В)Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики.

30

Надуй щеки

Надуй одну щеку

Надуй другую

Упри язык в правую щеку

Помести язык между верхними зубами и верхней губой («обезьяна»)

«Трубочка»

«Лопата»

«Маятник»

«Качели»

«Улыбка» - «Трубочка»

Г)Повторение цепочек слогов

30

а-и-у – у-а-и                                   жа-ща

би-ба-бо – бо-ба-би                        ла-ра

ба-па – па-ба                                   ма-на-ма – на-на-ма

са-ша – ша-са                                  жа-ша-ша – ша-жа-ша

ча-тя – тя-ча                                    ла-ра-ра – ра-ра-ла

ма-на                                                 ца-са-ца

Серия 2. Исследование словообразовательных функций

90

А)Называние детенышей животных

У кошки –                                У собаки -

У козы –                                   У курицы -

У волка –                                   У свиньи -

У утки –                                     У коровы -  

У лисы –                                     У овцы -

У льва -

30

Б)Образование относительных прилагательных

30

Варенье из вишни -                     кисель из клюквы –

Варенье из яблок -                      салат из моркови –

Варенье из сливы -                      суп из грибов –

Кукла из соломы -                        лист дуба –

Горка изо льда -                           лист осины -

В)Образование качественных прилагательных

15

За хитрость называют –

За жадность –

За трусость –

Если днем мороз, то день…

Если дождь –

Если ветер -

Г)Образование притяжательных прилагательных

15

У собаки лапа –

У волка –

У медведя –

 У льва –

Клюв птицы –

Гнездо орла -

Серия 3. Исследование сформированности грамматического строя речи

150

А)Составление предложений по картинкам (1)

Мальчик моет руки.

Девочка режет колбасу.

Мальчик забивает гвоздь.

Дети лепят снежную бабу.

Кошка лакает молоко.

А, Б,В = 45

Б)Составление предложений по картинкам (2)

Мальчики играют в мяч (футбол).

Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя)

Мальчик лезет через забор.

Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).

Няня стелит коврик около кровати (достает из-под кровати).

В)Составление предложений по картинкам (3)

Мужчина и женщина грузят сено на машину.

Школьница пришла навестить свою больную подругу.

Мальчик уступает место старушке в трамвае.

Врач приглашает больную пройти в кабинет.

Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

Г)Повторение предложений

В саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

15

Д)Составление предложений из слов в начальной форме.

Доктор, лечить, дети

Сидеть, ветка, синичка

Груша, бабушка, внучка, давать

Миша, собака, небольшая, бросить, косточка

Петя. Купить, шар, мама, красный

15

Е)Верификация предложений.

Собака вышла в будку.

По морю плывут кораблик.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

15

Ж)Дополнение предложений предлогами.

Лена наливает чай… чашки.

Птенец выпал … гнезда.

Щенок спрятался … крыльцом.

Деревья шумят… ветра.

Пес сидит… конуры.

15

З)Завершение предложений.

Игорь промочил ноги, потому что…

Сережа замерз, хотя…

15

И)Образование мн.ч. существительных в И. и Р. падежах.

Дом - дома

Стол-

Стул –

Окно –

Звезда –

Ухо –

Дом – много домов

Стол –

Стул –

Окно –

Звезда –

Ухо -

30

Серия 4. Исследование связной речи.

120

А)Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок.

60

Б)Пересказ текста «Галка и голуби»

60

Серия 5. Исследование номинативной функции речи.

120

А)Название предметов по картинкам:

-часы, пальто, очки, кровать, лестница;

-карандаш, сито, руль, колесо, лопата;

- крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос.

А, Б = 45

Б)Название действий по картинкам.

-одевает, кормит, плавает, плачет, строит;

-копает, гладит, рисует, вяжет, рубит;

-подметает, причесывается, трет, привязывает, черпает, набирает.

В)Словоупотребление

30 баллов – за 5 и менее штрафных очков в пробах на грамматический строй;

20 – за 6 – 15 штрафных очков в пробах на грамматический строй;

10 – за 16 –25 штрафных очков;

0 – за 26 и более штрафных очков

30

Блок 2. Импрессивная речь. 180

Серия 1. Исследование понимания значения слов.

120

А)Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов:

-бутылка, кошка, женщина, яблоко;

-письмо,  друг; письмо, дверь; самолет, цветок;

-женщина, яблоко, кошка; письмо, бутылка, дверь; сумка, цветок, рыба.

30

Б)Понимание близких по звучанию названий предметов:

-коза, трава, бочка;

-дрова, коса; почка, миска; трава, бочка;

-точка, мишка,  коса; коза, дрова, почка; мишка, точка; трава, дочка, миска.

30

В)Понимание далеких по значению и звучанию названий действий:

-работает, стирает, играет, едет;

-готовит, смотрит;  прыгает, поет; поливает, едет;

-поет, работает, смотрит; едет, готовит, поливает; стирает, продает, играет.

30

Г)Понимание действий, близких по значению:

-ставит, катит, несет;

-тянет, бросает; кладет, ведет, тянет; крутит, несет; ведет, кладет; держит, ставит, катит; бросает, вешает, несет; ставит, крутит, ведет.

30

Серия 2. Исследование сложных логико-грамматических конструкций.

30

А)Понимание обратных конструкций.

Мужчину обрызгала женщина.

Трактором перевозится машина.

Газету закрывает книга.

Клеенка покрыта скатертью.

Девочкой спасен мальчик.

Мама перевозится дочкой.

15

Б)Понимание предложных конструкций с обозначением места.

В ящике бочонок.

Ящик за бочонком.

На бочонке ящик.

Бочонок перед ящиком.

15

Серия 3. Исследование фонематического восприятия.

30

Смотри блок 1, серия 1 (г), 10 проб, не выделенных жирным шрифтом.

Письменная речь.

Серия 1. Исследование навыков языкового анализа.

30

Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове «рак»?

Какой третий слог в слове «машина»?

Сколько звуков в слове «рак»?

Сколько звуков в слове «шапка»?

Какой первый звук в слове «шапка»?

Какой третий звук в слове «школа»?

Какой звук после «Ш» в слове «школа»?

Серия 2. Исследование навыков письма.

1 класс.

Напиши:

  1. свое имя
  2. буквы: Б, К, З, Ц, Е, Ч
  3. слова: мама, стол, ствол

45

2 класс.

Запись под диктовку.

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

45

3 класс.

Диктант.

Птицы.

   Наступил декабрь. Выпал пушистый снег.  Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен.

45

Серия 3. Исследование навыков чтения

1 класс.

Прочти слова:

-мак, нож, день, пила, ем, юг;

-юла, курица, дерево, собака, сапоги, голубика;

-флаг, йод, цирк, стул, крик, шмель;

-блеск, ствол, ванна, диван, забор, индюк.

45

2, 3 классы.

Текст «Как я ловил раков» (А.Н. Корнев, 1997)

45

Общий бал за тест

Процент успешности

Уровень успешности



Предварительный просмотр:

Обследование речи учащихся по методике Фотековой Т.

Тесты

1

2

3

Серия1. Исследования сенсомоторного уровня.

  1. Проверка состояния фонематического восприятия
  1. ба – па                                         па – ба
  2. са – за                                          за – са
  3. жа – ща                                        ща – жа
  4. са – ша                                         ша – жа
  5. ла – ра                                          ра – ла
  6. ма – на – ма                                 на – ма – на
  7. да – та – да                                   та – да – та
  8. га – ка – га                                    ка  – га - ка  
  9. за – са – за                                    са – за – са
  10. жа – ша – жа                                ша – жа – ша
  11. са – ша – са                                  ша – са – ша
  12. ца – са – ца                                   са – ца – са
  13. ча – тя – ча                                    тя- ча – тя
  14. ра – ла – ра                                    ла – ра - ла

  1. Исследование состояния артикуляционной моторики

- губы в улыбке;

- губы «трубочкой»;

- язык «лопаткой»;

- язык «иголочкой»;

- язык «чашечкой»;

- щелканье языком  («лошадка»);

- «вкусное варенье»;

- «качели»;

- «маятник»;

- чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка»

  1. Исследование звукопроизношения
  1. собака – маска – нос, сено – василек – высь, замок – коза, цапля – овца – палец;
  2. шуба – кошка – камыш, жук – ножи, щука – вещи – лещ, чайка – очки – ночь;
  3. рыба – корова – топор, река – варенье – дверь;
  4. лампа – молоко – пол, лето – колесо - соль

  1. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, перепорхнуть, кораблекрушение, аквалангист, термометр

Серия 2. Исследование навыков языкового анализа

  1. Сколько слов в предложении?

День был теплый.

Около дома росла высокая береза.

  1. Сколько слогов в слове?

дом, карандаш

  1. Определи место звука в слове:

- первый звук в слове крыша;

- третий звук в слове школа;

- последний звук в слове стакан

  1. Сколько звуков в слове?

 рак, сумка, диктант

Серия 3. Исследование грамматического строя речи

  1. Повторение предложений

- Наступила осень.

- Птичка свила гнездо.

- Над водой летали белые чайки.

- В саду много красных яблок.

- Земля освещается солнцем.

- Ранней весной затопило весь наш луг.

- Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

- Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.

- Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно.

- На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

  1. Верификация предложений

- Девочка гладит утюгом.

-Дом нарисован мальчик.

- Мальчик умывается лицо.

- Собака вышла в будку.

- Березки склонились от ветра.

- Солнце освещается землей.

- По морю плывут корабль.

- У Нины большая яблоко.

- Хорошо спится медведь под снегом.

- Над большим деревом была глубокая яма.

  1. Составление предложений из слов в начальной форме.

- мальчик, открывать, дверь

- девочка, читать, книжка

- доктор, лечить, дети

- рисовать, карандаш, девочка

- в, сад, расти, вишня

- сидеть, синичка, на, ветка

- бабушка, груша, внучка, давать

- Витя, косить, трава, кролики, для

- Миша, дать, собака, большая, кость

- Петя, купить, шар, красный, мама

  1. Добавление предлогов в предложение.

- Лена наливает чай … чашки.

- Почки распустились … деревьях.

- Лодка плывет … озеру.

- Чайка летит … водой.

- Птенец выпал … гнезда.

- Деревья шумят… ветра.

- Последние птицы падают … березы.

- Щенок спрятался … крыльцом.

- Пес сидит … конуры.

- Большая толпа собралась … театром.

  1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

- один стол, а много – это…

- стул - …

- окно - …

- звезда - …

- ухо - …

- стол, а много чего? - …

- стул - …

- окно - …

- звезда - …

- ухо - …

Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования.

1.

- У  кошки – котята, а у…

- козы - …

- волка - …

- утки - …

- лисы - …

- льва - …

- собаки - …

- курицы - …

- свиньи - …

- коровы - …

- овцы - …

2. Образование существительных в уменьшительной форме.

- стол - …

- стул - …

- дом - …

- снег - …

- дерево - …

3. Образование прилагательных от существительных.

А) Относительных

- шляпка из соломы –

- кисель из клюквы –

- горка изо льда –

- салат из моркови –

- варенье из вишни –

- суп из грибов –

- варенье из яблок –

- варенье из сливы –

- варенье из малины –

- варенье из клубники –

- варенье из черники –

- лист дуба –

- лист клена –

- лист осины –

- шишка ели -

Б) Качественных

- лису за хитрость называют хитрой, а

- волка за жадность –

- зайца за трусость –

- медведя за силу –

- льва за смелость –

Если днем жара, то день – жаркий, а если…

- мороз

- солнце

- снег

- дождь

- ветер

- холод

В) Притяжательных

У собаки лапа собачья, а у…

- кошки, медведя, волка, льва, лисы, зайца, белки;

- гнездо орла –

- клюв птицы –

- ружье охотника –

Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических конструкций.

  1. а) Покажи ключ, карандаш. б) покажи карандашом ключ. в) Карандаш – ключом.
  2. а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом.
  3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной?
  4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
  5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
  6. охотник бежит за собакой. Кто впереди?
  7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

Серия 6. Исследования связной речи

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок)

2. Пересказ прослушанного текста.

Горошины.

В одном стручке жили горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся начальных классов.

Развитие речи-одна из сложных задач на уроках русского языка. Разнообразные творческие работы помогают решить эту проблему....

Программа развития речи учащихся начальных классов

Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использо...

Развитие речи учащихся начальных классов как показатель профессионализма учителя.

Для развитие речи учащихся на разных уроках я использую различные виды работ. Некоторые виды представлены в презентации. Например: рассказать как идет работа над текстом, написание мини-сочинения на о...

Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов

Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие...

Способы, направленные на развитие орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов

Упражнения, используемые на уроках русского языка и литературного чтения для развития орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов....

Диагностика успеваемости учащихся начальных классов

Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учеб...