Коррекция специфических ошибок в письменной речи учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта и зрения на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Пешкова Наталия Сергеевна

Развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peshkova_publikatsiya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пешкова Наталия Сергеевна, учитель начальных классов высшей категории

Коррекция специфических ошибок в письменной речи

учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта и зрения

на уроках русского языка.

Развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Работая над исправлениями различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции.

От того, насколько будет сформирована речь младших школьников с нарушениями интеллекта и зрения, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.

Полноценная речь ребенка – это так же средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.

Основная нагрузка в формировании речи детей с проблемами в развитии приходится на уроки русского языка, где язык, речь – не только средство обучения, но и предмет изучения.

Конкретно задачи работы по развитию речи на уроках русского языка сводятся к следующему:

  1. Изучение речевого развития учащегося.
  2. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.
  3. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
  4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.
  5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.
  6. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.

Важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.

Впервые на нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 году. Современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт, нежели устная речь. Нарушения письменной речи у младших школьников изучали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев и другие. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем. Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике обучения детей с нарушениями интеллекта и зрения.

На основе изучения специальной литературы выявлены противоречия между широкой распространенностью и разнообразием нарушений письма у младших школьников рассматриваемой группы и ограниченным количеством коррекционных технологий, направленных на устранение его нарушений.

В связи с этим актуальным становится вопрос поиска путей повышения эффективности работы по коррекции специфических нарушений письменной речи на уроках русского языка у школьников с нарушениями интеллекта и зрения.

Целью данного опыта является создание системы работы по коррекции специфических ошибок в письменной речи учащихся рассматриваемой группы. Реализация цели была проведена путем решения следующих задач:

  1. изучить и выявить характерные особенности нарушений письма у младших школьников с нарушениями интеллекта и зрения;
  2. разработать систему упражнений для коррекции письменной речи;
  3. применить систему упражнений и проанализировать результативность обучения.

Письменная речь – особая форма речи, своеобразное средство общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся[1]. Письменная речь – высшая ступень речевого развития. Однако не всегда это происходит полноценно и своевременно. Одной из возможных причин нарушения такого «перехода» является дисграфия[2]. Дисграфия является расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков – письма.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач. Нарушения письменной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта и зрения являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Дисграфия у детей рассматриваемой группы проявляется чаще всего в сложном виде, в сочетании различных форм.

Расстройства письменной речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, зрительного восприятия, дизартрических расстройств, аномального развития в целом, вследствие органического поражения центральной нервной системы (Приложение 1).

Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.

Своеобразие развития проявляется в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений, в овладении грамматическим строем речи.

Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения детей с проблемами в развитии по всем учебным предметам.

Дети, отличающиеся таковыми особенностями, требуют и особого педагогического подхода.

Специальная коррекционная работа должна быть направлена на исправление недостатков учащихся, опираясь на имеющиеся у них сохранные возможности. Одна из главных задач учителя – правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма. Следует помнить, что параллельно с коррекционными задачами важно выявлять зону ближайшего развития детей, воспитывать у них чувство языка и при планировании уроков учитывать эти задачи. Психолого-педагогические особенности школьников с нарушениями интеллектуального развития и зрения вызывают необходимость применения в обучении для коррекции нарушений письменной речи специальных упражнений и дидактических игр.

Для детей с нарушениями интеллекта и зрения характерны замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира, трудности актуализации в речи имеющихся знаний. Дети с нарушениями интеллекта и зрения в силу присущих им особенностей психики овладевают элементарными навыками грамотного письма с большим трудом, постепенно, в результате систематической практики.

Мной проведено обследование письменной речи младших школьников с нарушениями интеллекта и зрения с целью выявления специфических ошибок и составления системы упражнений по их коррекции. Разработанная система упражнений для коррекции письменной речи детей с нарушениями интеллекта и зрения была применена на 5 учащихся.

Обследование проводилось в три этапа на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната III вида города Грязовца в период с 2005-2008 г.г.

Первый этап был посвящен изучению медицинской и педагогической документации: заключения специалистов (психиатра, невропатолога, отоларинголога, окулиста), заключение медико-педагогической комиссии, учету индивидуальных особенностей детей с дефектами зрения и интеллекта, составлению кратких характеристик на каждого ребенка.

Основной целью второго этапа было выявление нарушений письма младших школьников с нарушениями интеллекта и зрения, которое показало, что частыми являются замены, пропуски и смешения букв, наблюдаются трудности в обозначении мягкости гласными второго ряда и мягким знаком. Ошибки, связанные лексико-грамматическим недоразвитием, проявлялись на уровне словосочетания, предложения, текста. Большое количество ошибок связано с нарушением согласования и управления. Эти ошибки встречались при разных видах письма: при списывании, самостоятельном письме, письме под диктовку. Таким образом, дисграфия у школьников рассматриваемой группы проявлялась в сложном виде.

В соответствии с методиками, предложенными в специальной литературе[3]*, выявила противоречия между широкой распространенностью и разнообразием нарушений письма у младших школьников рассматриваемой группы и ограниченным количеством коррекционных технологий, направленных на устранение его нарушений.

Третий этап включает разработку, применение системы упражнений и анализ ее эффективности. Мной была разработана система упражнений для коррекции письменной речи с учетом сложного характера дефекта на основе упражнений для детей с нарушениями речевого развития, но адаптированных к работе с младшими школьниками с нарушениями интеллекта и зрения. В данном проекте описана система упражнений для коррекции письменной речи младших школьников с нарушениями интеллекта и зрения, которая ориентирована на:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие восприятия образа буквы;
  • коррекцию ошибок на уровне слога;
  • коррекцию ошибок на уровне слова;
  • коррекцию ошибок на уровне словосочетания;
  • коррекцию ошибок на уровне предложения;
  • коррекцию ошибок на уровне связного текста.

Разработанная система упражнений направлена на коррекцию специфических ошибок с применением основных принципов работы: комплексность, поэтапность, единство диагностики и коррекции, учет возрастных и психологических особенностей, учет «зоны ближайшего развития», деятельностный принцип коррекции.

Коррекционная работа должна проводиться при участии логопедов, дефектологов, психологов. При отсутствии логопедической и психологической помощи диагностика была проведена мной самостоятельно.

В качестве критерия оценки результативности обучения выступает количество ошибок, совершаемых учащимися. На выборке в 5 человек (младшие школьники рассматриваемой группы) было проведено сопоставление процентного распределения ошибок разного типа по отношению к общему числу ошибок, допущенных детьми в письменных работах на начало и по окончанию коррекционной работы (Приложение 3). В связи с тем, что у учащихся с нарушениями интеллекта и зрения дисграфия проявляется в сложном виде и ошибки носят стойкий характер, период коррекционной работы продолжался с 2005 по 2008 г.г., именно за этот промежуток времени можно проследить изменения в письменной речи (Приложение 4).

Графическое изображение полученных результатов отражено в следующих диаграммах:

По итогам каждого учебного года за период коррекционной работы было проведено три контрольные работы. Результаты проверки работ учащихся свидетельствуют о снижении количества специфических ошибок (Приложение 5). Данный факт проиллюстрирован диаграммой:

Анализ ошибок в письменных работах, наблюдение за другими сторонами речевой деятельности учащихся помогли мне понять причины их затруднений в овладении фонетически правильным письмом и целенаправленно осуществлять коррекцию имеющихся у них недостатков.

Из этого следует вывод о необходимости продолжения коррекционной работы по устранению специфических ошибок на уроках русского языка у младших школьников с нарушениями интеллекта и зрения.

Данная система упражнений весьма эффективна. Об этом говорят результаты диагностики, свидетельствующие о сокращении количества специфических ошибок после проведения коррекционной работы. Использование этих упражнений способствует также развитию операций анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и усвоении им учебного материала.

Таким образом, каждый ребенок, имеющий нарушения интеллекта и зрения, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь в адекватном обучении, воспитании.


[1] Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – С.3.

[2] Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – С.17.

[3] * Аксенова А.К., Воронкова В.В., Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Ястребова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальных классах. Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка.

Выступление на тему "Современный урок в начальных классах.  Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка" -  применение технологии проекта....

Применение интеллект-карт на уроках русского языка

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.Чтобы ...

«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»

Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. ...

статья "Использование ИКТ при формировании вычислительных навыков у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта

В статье представлены метериалы по использованию на уроке математике в специальной (коррекционной)школе инретактивных средст смарт презентаций, онлайн- игр и т.д....

Доклад на ШМО начального звена.Применение коррекционных приёмов обучения на уроках русского языка с обучающимися ЗПР

Обучающийся с нарушением психического развития – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются. Важнейш...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

          Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенн...

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....