«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку на тему

Ляхова Ольга Викторовна

 Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. Что соответствует портрету выпускника начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации)специалистов

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»

Ляхова О.В.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 34

с углубленным изучением

отдельных предметов»

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗАКА

В процессе модернизации современного образования главным в обучении считается не только усвоение учащимися установленной суммы знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей. Традиционные методы обучения в современных условиях не всегда оправданы. Для достижения целей, стоящих перед Российским образованием, использование новых образовательных технологий является в настоящее время одним из важнейших условий эффективности обучения. Главная цель моей работы с детьми  заключается в развитии их познавательных процессов,  формированию мотивации достижения успеха, развитие способности решать нестандартные, значимые для самого ученика, ситуации. Это достигается разнообразными средствами.

Во-первых, это подбор приемов для создания проблемных ситуаций. Одним из дидактических принципов развивающей системы Л.В. Занкова является проблематизация содержания (коллизии). Данный принцип позволяет каждому ученику на уроке проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Во-вторых, это поиск решения проблемной ситуации. Это позволяет учащемуся находиться в зоне актуального развития. Что обеспечивает самостоятельный поиск решения  в взаимодействии с учителем.

В-третьих, это развитие логического мышления в процессе решения учебных задач.   Такие операции  логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация, по утверждению психологов, в младшем школьном возрасте начинают закладываться и упустить этот момент, конечно, нельзя.  

Продуктом такой деятельности являются достижения обучающихся на уроках, участие в викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских работах, в разработках презентаций. Умения и навыки решения проблемных ситуаций, полученные детьми на уроках русского языка, способствуют развитию творческого, логического мышления, способствует повышению интеллектуального уровня и умственного потенциала младших школьников. Учащиеся совершают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, что, в итоге, даёт положительные результаты обучения.

 Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. Что соответствует портрету выпускника начальной школы.

На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями: умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий).

Ведущая педагогическая идея – поиск оптимальных приемов, обеспечивающих развитие мыслительной активности обучающихся  через решение проблемных ситуаций на уроках.

Научная основа опыта.

При разработке теоретических основ исследования были рассмотрены:

- труды отечественны дидактов по вопросам создания проблемной ситуации (Кудрявцева В.Т, Лернер И. Я, Махмутов М.И, Оконь В ).

- труды Занкова Л.В. «Избранные педагогические труды».

Наличие инновационной составляющей в деятельности педагога направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения главной задачи младших школьников, развитие логического мышления путем создания проблемных ситуаций.  Эффективность результатов достигается за счёт использования различных приемов создания проблемной ситуации.

Я использую проблемные ситуации на различных этапах изучения материала. Существуют различные приемы. Например, прием с использованием столкновения мнений практическим заданием я использовала при изучении темы: «Склонение имен прилагательных во множественном числе». На доске записано предложение, в котором нужно определить падежи прилагательных.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

И тут возникают противоречия между учениками – одни говорят, что это И. п., а другие В.п., так как вопросы у этих падежей, в данном случае,  одинаковы (какие?). Далее учитель просит доказать и объяснить свою точку зрения.

            Например, прием, когда учащиеся не могут справиться с заданием вообще,  я использовала при изучении темы «Неопределенная форма глагола»

Учащимся было предложено определить спряжение у следующих слов: лить, мечтать, словить, хотеть, колоть, рубить. Ученики стараются, но выполнить не выходит.

 Или  прием, когда задание частично выполнимо можно использовать, изучая тему «Склонение прилагательных»

Ученикам предлагается определить падеж у следующих слов

Дому         Цаплю

Леса           Домом

Море          Морского

- у всех ли слов вы смогли определить падеж? Почему?

Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. То есть, побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

При проблемном обучении я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения,  и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Системность в работе педагога, оптимальность выбора форм и методов работы.

Ведущая педагогическая идея заключается в поиске оптимальных приемов, обеспечивающих развитие мыслительной активности обучающихся  через решение проблемных ситуаций на уроках.

Проблемные ситуация, используемые при изучении материала классифицирую в две большие группы: с удивлением и с затруднением. У каждой группы есть свои приемы.

Проблемная ситуация с удивлением включает такие приемы:

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

                 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

            3.Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

 Проблемная ситуация с затруднением включает такие приемы:

1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

2.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

3. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Результативность деятельности. Только использование этих приемов в системе дает положительный результат и удовлетворение в работе.

При использовании на уроках проблемной ситуации у обучающихся повысился интерес к предмету. Они с великим удовольствием стремятся найти решение той или иной проблемы. Зачастую при решении проблемы учащиеся дискутируют, обмениваются мнениями, выдвигают гипотезы, устанавливают ее истинность или ложность. По истечению какого-то времени, я заметила, что у обучающихся увеличился словарный запас, почти каждый из учеников имеет свое мнение на проблему,  многие научились находить рациональный способ решения.

Дети с удовольствием пытаются найти способ решения. Кроме того, я заметила, что выслушивая друг друга на уроках, они стали с пониманием относиться к мнению другого человека, что способствовало улучшению психологического климата в классе.

Логическая завершенность описываемого опыта работы.

Современным детям информационного века просто «подарить» информацию совершенно не достаточно. Необходимо их увлечь, заинтересовать. И хорошим подспорьем здесь является создание проблемной ситуации, которая способствует развитию мыслительной активности, творческого мышления, толерантности.

Ведь думающий, мыслящий, активный в поиске решений, умеющий самостоятельно добывать информацию, человек необходим современному обществу.

Библиографический список.

1. Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение.- М.: Просвещение, 1991.

2. Лернер И. Я. Проблемное обучение .- М.: Знание, 1974.

          3.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика. 1977.

4.Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.

5. Оконь В. Основы проблемного обучения .- М.: Просвещение, 1968.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. Москва; Рольф; Айрис-пресс, 2000 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка.

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка....

"Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников"

Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников§          Елизарова Анна Анатольевна, учитель...

"Мастер-класс "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальных классах"

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемной ситуации и обучении умению  находить оптимальные пути решения  выхода из сложившейся  ситуации. При этом ученики активно вклю...

Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

Развитие познавательного интереса  через создание  проблемных ситуаций на уроках окружающего мира...

Актуализация знаний и создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы в 1-4 классах

Актуализация знаний - актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.Создание проблемной ситуации - создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового...

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в контексте ФГОС НОО. Актуальный педагогический опыт.

Цель данного опыта заключается в создании необходимых условий на уроках русского языка для успешного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания пробл...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

          Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенн...