Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка.
статья (3 класс) по теме

Каштанова Елена Алексеевна

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Создание проблемной ситуации на уроках русского языка.

       Каштанова Е.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 34 с УИП».

Проблемное обучение в начальной школе имеет своё отличие, вызываемое возрастными особенностями и возможностями младших школьников.

Создание проблемной ситуации для обучающихся начинается с новизны информации , необычайности , неожиданности, несоответствия с прежними знаниями .Они являются сильными возбудителями познавательного интереса ,которые обостряют эмоциональные и мыслительные процессы и заставляют наблюдать , искать ,догадываться , находить выход из возникшей проблемной ситуации .

Решение проблемной ситуации в ОС «Школа 2100»носит проблемно-диалогический характер. Эта технология  даёт ответ на вопрос , как учить , чтобы ученики ставили и решали проблемы .В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает , что на уроке изучения нового материала должны  быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения .

Постановка проблемы – это этап формирования темы урока или вопроса исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает , что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два    вида диалога : побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик (Что удивляет? В чём затруднение? Какой возникает вопрос? Что надо узнать?), которые помогают ученику работать по - настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает открытие знаний путём проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий (Определите сами… Сделайте вывод… Как мы можем ответить на вопрос…), которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Для уроков русского языка более типично проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши то, что будем сегодня изучать). Такие задания можно выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы ещё не знаем?».

Реальный урок – это методы, формы и средства обучения. Установлена взаимосвязь проблемно – диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Проблемная ситуация с разбросом мнений характерна для уроков русского языка где каждое ученическое мнение (гипотеза) проверяется сразу же: а) все учащиеся выполняют практическое задание на листочках; б) вызов к доске одного учащегося, с мнением которого фронтально работающий класс может не согласиться; в) работа в группах (парах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Проблемная ситуация на уроках русского языка – одна из особенностей активизации познавательной деятельности младших школьников»

Статья  о том,  что  средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная...

«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»

Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. ...

"Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников"

Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников§          Елизарова Анна Анатольевна, учитель...

"Мастер-класс "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальных классах"

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемной ситуации и обучении умению  находить оптимальные пути решения  выхода из сложившейся  ситуации. При этом ученики активно вклю...

Актуализация знаний и создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы в 1-4 классах

Актуализация знаний - актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.Создание проблемной ситуации - создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового...

Метод проблемных ситуаций на уроках русского языка в 3 классе

Развитие устойчивого интереса у младших школьников к процессу обучения, одна из важнейших  актуальных проблем, которая волнует учителей. Решение этой проблемы   возможно  в формиро...

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в контексте ФГОС НОО. Актуальный педагогический опыт.

Цель данного опыта заключается в создании необходимых условий на уроках русского языка для успешного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания пробл...