Современный урок в начальных классах. Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Захарова Марина Анатольевна

Выступление на тему "Современный урок в начальных классах.  Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка" -  применение технологии проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaharova.doc488 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в начальных классах.  Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка.

Захарова Марина Анатольевна

учитель начальных классов, МОУ «Новоильмовская средняя общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района РТ, zaharova.marina72@mail.ru

        Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к изучению предметов,  поощрять их индивидуальные склонности. Современный учитель должен находиться в постоянном творческом поиске, заниматься самообразованием, использовать новые методы и технологии обучения. Согласна с мнением педагогов-наваторв, что современная школа должна обширнее применять «технологию деятельностного метода обучения», которая применима при работе по любой из действующих программ. Технология деятельностного метода позволяет построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся, особенно, новые виды деятельности: учебно – исследовательская, поисково-конструкторская, творческая. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель должен перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Думаю,  что одной из разновидностей деятельностного подхода является проектная деятельность, которая включает исследовательские формы работы, развитие умения работать самостоятельно и в сотрудничестве, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

        В своей работе проектную деятельность  использую на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми написаниями. Наглядно-иллюстративный материл из школьного словаря лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемого написания не способствует. Поэтому передо мной встал вопрос об изменении методики. Ознакомилась со  статьями коллег из журналов «Начальная школа» и «Начальная школа плюс» на эту тему, с книгами «Проектная деятельность учащихся» М. К. Господниковой и др., «Деятельностный метод обучения» И. Н. Корбковой, Л. В. Терешиной, «Словарная работа на уроках русского языка. Эффективная работа» Е. В. Волковой и др. и разработала цикл уроков-проектов на тему «Слова с непроверяемыми написаниями» для учащихся 4 класса.

        Все уроки цикла характеризуются примерно одинаковой структурой.

       Первый этап включает в себя организационный момент: знакомство со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок цикла) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные уроки). На этом этапе происходит распределение детей на инициативные группы: исследователи, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Состав групп следует продумать с учетом дифференцированного подхода.

        Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Также на этом этапе словарные слова делятся на тематические наборы.  Например: Тематический набор «Огород». Дети самостоятельно выбирают слова из словаря на эту тему:

  1. овощи
  2. капуста
  3. картофель
  4. огурец
  5. помидор
  6. ягода
  7. земляника
  8. малина
  9. виноград
  10. арбуз
  11. морковь
  12. лимон
  13. чеснок

Каждый тематический набор – отдельный проект.

        Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла                                                

подготавливается общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках

этот план лишь корректируется при необходимости. На этом этапе также определяются основные разделы проекта. Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которого является определенный продукт. По нашей теме таким продуктом совместной деятельности могут быть: составление этимологического, толкового, ассоциативных словарей, разработка занимательных тренажеров, ребусов и кроссвордов, сочинение рассказов, сказок с данной группой слов, составление презентаций и др.

       Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. Работа проводится в группах

  1. толкователи (исследуют лексическое значение слова)
  2. фольклористы (пословицы, поговорки, считалки, частушки, песни…)
  3. этимологи (исследуют «биографию» слов)

       Следует отметить, что названия предметов не возникают случайно. Народ часто обращает внимание на какой-то очень характерный признак предмета и по этому признаку называет его. Поэтому написание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и их написание рекомендуется запомнить. Формальное заучивание не обеспечивает достаточно быстрого и прочного запоминания. Запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ слова. Например: малина -  в основу названия был положен признак плода, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый

Малина – мал, малый = “состоящая из малых частей”.

      Группа этимологов  выдвигает свою гипотезу (предположение), почему так назван предмет, а затем проверяет в ходе исследования (поиск этимологической справки).

  1. писатели (сочиняют рассказы или выписывают предложения с этими словами из художественных произведений)
  2. сказочники (сочиняют сказки)
  3. языковеды (подбирают однокоренные слова, антонимы, синонимы)
  4. поэты (придумывают стихи, рифмовки)
  5. художники (оформляют работы)

         

      С большим интересом дети читают словари, художественную, познавательную литературу, фольклорный материал и находят заданные слова с непроверяемым написанием, проводят исследовательскую работу.  Исследовательская практика ученика не может быть ограничена временем урока. Работа ведется как в классе, так и во внеурочное время

      Пятый этап- этап практического применения разработанного проекта. Защита творческих работ. Презентация проекта.

      Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности.

      В ходе такой исследовательской и творческой работы дети многократно записывают, читают слова с непроверяемыми написаниями, легко запоминая правописание этих слов, с удовольствием выполняют занимательные упражнения-тренажеры, составленные своими товарищами.

         Как итог работы над проектом провожу контрольный срез с использованием этих слов. Качество знаний выполненных работ намного выше работ, выполненных в начале проекта.

                                                                                                               

                                                                                                                       Приложение

Творческие работы учащихся

Ребус

          ,  , вь

Сказка-игра «Как буква О превратилась в корзину»

          Жила-была буква О. Все было прекрасно, кроме одного – ей было очень обидно, что дети часто в словах вместо нее пишут букву А. Дело было осенью. Дети в школе  писали сочинение об осени. Один мальчик вместо слова  «корзина» написал «карзина» . Буква О сердилась, громко кричала, что в слове корзина нужно писать букву О, но мальчик не слышал ее, ведь буква О  безударная в этом слове. Тогда она решила, если ее некоторые дети не слышат, может хотя бы увидят, и превратилась в корзину-букву - она же так похожа на корзину. (Показывается рисунок Корзины- буквы). И с тех пор она стала волшебницей: иногда она – буква-огурец в слове «огурец», иногда – буква-помидор в слове «помидор»  Много овощей и фруктов поспевают осенью, но в нашу корзину можно класть только те, в которых пишется буква О.(Дети выбирают рисунки фруктов и овощей, в названиях которых есть безударная гласная О). Ребята, запомните эту сказку и не обижайте больше букву О.

                                                                                       Юлия Скворцова, 4 класс

Крзина                           П       мид  р                                гурец

Упражнение-задача

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

  1. в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков,
  2. в слове 3 слога, 7 букв, второй слог ударный,
  3. в слове 1слог, все согласные звуки твердые,
  4. в слове 4 слога  

                                                                                  Митрюхина Ольга, 4 класс

В помощь Ученому совету

  1. По толковому словарю исследовать -  подвергнуть научному изучению, внимательно, с тщательностью осматривать для выяснения, изучения чего-нибудь. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
  2. Эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
  3. Выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена. "Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Тематические наборы словарных слов

 «Растения»: береза, осина, рябина, тополь, ольха, ромашка, одуванчик, колокольчик, черемуха;

«Профессии»: агроном, инженер, учитель, шофер, рабочий, космонавт, маляр, хлебороб, дирижер;

«Победа»: праздник, чувства, победа, салют, солдат, командир, медаль, оборона, ветеран. герой, торжественный

«Животные»: воробей, ворона, синица, заяц, лисица, лягушка, медведь, петух, собака, сорока, соловей, овца, снегирь, насекомое, муравей, пчелы, щегол, гусеница,  лягушка;

«Деревня»: колхоз, молоко, комбайн, сеялка. борозда, хлебороб, земледелие, пшеница, урожай, богатый, солома;

«Календарь»: месяц, неделя, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, декабрь, январь, февраль, сентябрь, октябрь, ноябрь, одиннадцать, шестнадцать, двадцать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: •    формирование положительной учебной мотивации; •    повышение познавательной активност...

Дидактическая игра как один из методов обучения на уроках математики начальной школы

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии:. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид ...

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...