Применение интеллект-карт на уроках русского языка
статья по теме

Сергиенко Елена Владимировна

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.

Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.

Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения? В своей работе я рассматриваю наиболее, на мой взгляд, интересную и эффективную технологию – технологию интеллект-карт.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение интеллект-карт на уроках  русского языка

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.

Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.

Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения? В своей работе я рассматриваю наиболее, на мой взгляд, интересную и эффективную технологию – технологию интеллект-карт.   “Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".

Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума".

   Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.

   При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным.

   Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

   Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слова, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

   Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.

   Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

   Советы по составлению интеллектуальных карт:

  • В центре страницы пишется, и обводиться главная идея (образ).
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
  • Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
  • Добавляются символы и иллюстрации.
  • Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.
  • Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
  • Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
  • Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
  • При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
  • Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика .

   Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

   Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении.

 нового, при проверке изученного материала, т.е. практически на всех этапах урока.

Рисование интеллект-карт-необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия. Здорово!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение метода интеллект - карт на уроках русского языка.

Слайд 2

Цели: 1)Научить работать с информацией. 2)Лучше усваивать учебный материал. 3)Научить систематизировать полученные знания.

Слайд 3

Нейроны головного мозга Интеллект - карта

Слайд 4

Возьмите лист бумаги и нарисуйте блок (произвольной формы, это может быть круг, овал, квадрат, любое другое изображение или текст) в центре листа.

Слайд 5

Внутри блока напишите название темы, с которой вы хотите работать

Слайд 6

От главной темы рисуем в разные стороны ветви – основные связанные с ней понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Подписываем каждую одним двумя словами, разборчиво, желательно печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.

Слайд 7

От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений .

Слайд 8

Систематическое применение метода ИК: повышает креативность (способность развивать творческое воображение)‏ обучает способам работы с информацией(нахождение, обработка, использование)‏ развивает коммуникативные навыки Главное: формирует личность, способную самостоятельно обучаться

Слайд 10

Примеры интеллект-карт .

Слайд 16

Спасибо за внимание! Электронная почта sergienko_lena72@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения.

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения....

Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе

Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

Применение технологии УДЕ на уроках русского языка на этапе словарной работы

В статье раскрывается потенциал технологии УДЕ при  знакомстве со словом с непроверяемым написанием...

Применение игровых технологий на уроках русского языка

задания, упражнения и игры для развития памяти ,речи и мышления...

"ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе.В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпо...

Статья "Тексты с применением орфографических правил на уроках русского языка"

В статье представлены примеры текстов с применением орфографических правил.....